Сериал «Лютер» завершился фильмом. Стоит ли его смотреть?

Идрис Эльба опять ловит психопата.

10 марта Netflix презентовал фильм «Лютер: Павшее солнце». Полнометражная картина служит финальным аккордом сериала.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

«Лютер» всегда казался уникальным проектом. Сериал про гениального детектива, готового нарушить закон ради справедливости и личных амбиций, обладал невероятным шармом. Получалось нечто среднее между «Шерлоком» и «Медленными лошадьми».

Первый сезон вышел ещё в 2010 году. Потом было ещё четыре сезона, в сумме «Лютер» состоял из 20 эпизодов. Сценарист Нил Кросс мастерски сочетал сложные детективные линии и напряжение. Психологический триллер, хитроумный детектив, экзистенциальная драма — каждый видел в «Лютере» что‑то своё. Пятый сезон был намного слабее предыдущих, так что казалось, что история завершена. Однако Netflix захотел фильм.

Сюжет картины настолько странный, что его очень сложно пересказать. Джон Лютер оказывается в тюрьме. В это время серийный убийца мешает жить всему Лондону, провоцируя людей на самоубийства. Бывший детектив не может остаться в стороне, поэтому сбегает из камеры. Он вынужден не только идти по стопам маньяка, но и скрываться от полиции.

Ужасный боевик

Будучи продолжением сериала, фильм «Лютер: Павшее солнце» берёт из оригинала лишь внешние признаки. Например, жестокость. Сериал любили за психологические игры со зрителем, а агрессия была лишь кульминацией. Но фильм просто демонстрирует жестокие убийства, кровь и мясо. Всё это выглядит как «Пила», из которой выбросили диалоги.

Удивляет и темп повествования. Картина длится чуть больше 2 часов, но кажется, словно это 6 часов. Просто длиннющие экшен‑сцены успевают наскучить к середине. Все драки и перестрелки одинаковые — они заведомо не несут опасности для главных героев.

Абсолютное отрицание логики

Побег Лютера из тюрьмы — один из самых идиотских в истории кинематографа.

Как сбежать из тюрьмы? Нужно придумать план и найти сообщников? Или кого‑нибудь подкупить? Изучить план здания? Нет, нужно достать смартфон из‑под матраса, позвонить знакомому — и велеть устроить засаду. Затем нужно попросить надзирателей о переводе в другую тюрьму, причём намекнуть, что транспортировка должна состояться сегодня же. Вас послушают, поэтому ночью, в полной темноте, один фургон поедет по пустынной дороге, где и наткнётся на засаду.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Джон Лютер сбегает из тюрьмы с такой лёгкостью, что возникает вопрос: а может, нужно было просто из неё выйти? Мало ли, вдруг дверь не заперта.

Побег Лютера интересует только детектива, который занял его место. Всем остальным в Лондоне вообще наплевать, что он сбежал. Хотя если учесть, с какой лёгкостью главный герой устроил побег, то очевидно, что англичане привыкли к сбежавшим заключённым.

Лютер лениво прячется и живёт в каком‑то тёмном месте (ну знаете, где всегда ночь), а потом разгуливает по городу. Пока он сам не выйдет на связь с полицией, найти его никто не сумеет.

Весь сюжет строится на глупых ходах. В одной из сцен злодей лежит на земле, на него направлен пистолет. Кажется, что полицейские его уже задержали. Но негодяй бьёт по руке с оружием и убегает. В другой сцене злодей пытается сбежать от Лютера, но забывает снять машину с ручника. Он делает это в момент, когда Лютер подбегает к автомобилю и хватается за дверь, — по сути, он просто ждал, пока его догонят. Мог ещё газету почитать или постоять на голове — выглядело бы так же.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Только к середине фильма становится понятно, почему Лютер способен выйти на след убийцы быстрее, чем полицейские: он хотя бы пытается это сделать. Официальные детективы постоянно собираются в кабинете и говорят: «Так, надо поймать маньяка, он плохой, но как же нам его найти?» А потом не делают ничего и вновь собираются на фоне кучи мониторов.

Опустевший герой

Харизма Идриса Эльбы — один из столпов, на котором держался «Лютер». Бесконечные допросы от здорового детектива в стильном пальто всегда выглядели лучше, чем погони и перестрелки: сериал давил на психологию, оставляя экшен в стороне.

Но в фильме есть всего одна короткая сцена, в которой Эльба проводит подобие допроса. В течение всей картины Лютер бегает, прыгает и тяжело дышит. Сложно поверить, что этот же персонаж приковывал внимание на протяжении 20 серий.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Важный момент: на сериальный образ Джона Лютера влиял чёрный юмор. Шуток в сериале было мало, но они подчёркивали персонажа. Фильм отказывается от юмора, поэтому в нём ровно две шутки. Это примерно в десять раз меньше, чем сцен с одинаковыми погонями. В итоге Идрис Эльба играет собаку‑следопыта, а не детектива.

Ожидаемый провал

Иногда продюсерам очень хочется заработать дополнительные деньги, поэтому они снимают фильм к сериалу, у которого был логичный финал. Чаще всего получается бессмыслица, однако у подобных продолжений есть характерная черта: сценаристы должны придумывать проблему, которая важнее тех, что были в сериале. Это игра на повышение.

Например, дополнительная серия «Побега» вынуждает героев садиться в тюрьму чуть ли не в пятнадцатый раз. Но этот последний раз как будто самый опасный.

«Эль Камино» был удачнее — он был логичным и не нарушал последовательность сериала «Во все тяжкие». Новая опасность для главного героя не казалась надуманной, в неё можно было поверить. Правда, негативное впечатление оставляло располневшее лицо Джесси Пинкмана — он не выглядел как пленник, скорее как любитель пирожков.

«Лютер: Павшее солнце» берёт всё худшее от своего формата. Он совершенно не обязательный. Он не дополняет сериал и не отвечает на незакрытые вопросы. Это не вишенка на торте, а скорее пирожное «картошка», небрежно брошенное на сметанник.

Что касается новой проблемы, то маньяк в фильме ничем не интереснее тех, что были в сериале. Напоминает ситуацию в «Декстере», когда каждый убийца после Троицы выглядел серо.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Возможно, сюжет «Лютера» превратился в фарс уже к четвёртому сезону, однако в нём была логика. Вопросы и загадки, оставленные в первых сериях, никуда не пропадали. При этом сохранялось напряжение, харизма Идриса Эльбы и интересные маньяки. Фильм «Лютер: Павшее солнце» отказывается от всех сильных сторон сериала, просто паразитируя на его названии. Жаль, что оригинальный и очень самобытный проект заканчивается на такой печальной ноте.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Том Штерн
14.03.23 08:37
Фильм всё таки стоит посмотреть.. Особенно тем, кто смотрел сериал... Нужно логическое завершение..