Лучшее
Рубрики
Время есть
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Наши книги
Лучшее
Рубрики
Время есть
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Наши книги
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Научпоп
Отношения
Реклама

Сериал «Лютер» завершился фильмом. Стоит ли его смотреть?

13 марта Ликбез Кино
Идрис Эльба опять ловит психопата.
Фото автора Дмитрий Камышенко
Дмитрий Камышенко

Журналист, кинокритик

Сериал «Лютер» завершился фильмом. Стоит ли его смотреть?
Избранное

10 марта Netflix презентовал фильм «Лютер: Павшее солнце». Полнометражная картина служит финальным аккордом сериала.

«Лютер» всегда казался уникальным проектом. Сериал про гениального детектива, готового нарушить закон ради справедливости и личных амбиций, обладал невероятным шармом. Получалось нечто среднее между «Шерлоком» и «Медленными лошадьми».

Первый сезон вышел ещё в 2010 году. Потом было ещё четыре сезона, в сумме «Лютер» состоял из 20 эпизодов. Сценарист Нил Кросс мастерски сочетал сложные детективные линии и напряжение. Психологический триллер, хитроумный детектив, экзистенциальная драма — каждый видел в «Лютере» что‑то своё. Пятый сезон был намного слабее предыдущих, так что казалось, что история завершена. Однако Netflix захотел фильм.

Сюжет картины настолько странный, что его очень сложно пересказать. Джон Лютер оказывается в тюрьме. В это время серийный убийца мешает жить всему Лондону, провоцируя людей на самоубийства. Бывший детектив не может остаться в стороне, поэтому сбегает из камеры. Он вынужден не только идти по стопам маньяка, но и скрываться от полиции.

Ужасный боевик

Будучи продолжением сериала, фильм «Лютер: Павшее солнце» берёт из оригинала лишь внешние признаки. Например, жестокость. Сериал любили за психологические игры со зрителем, а агрессия была лишь кульминацией. Но фильм просто демонстрирует жестокие убийства, кровь и мясо. Всё это выглядит как «Пила», из которой выбросили диалоги.

Удивляет и темп повествования. Картина длится чуть больше 2 часов, но кажется, словно это 6 часов. Просто длиннющие экшен‑сцены успевают наскучить к середине. Все драки и перестрелки одинаковые — они заведомо не несут опасности для главных героев.

Абсолютное отрицание логики

Побег Лютера из тюрьмы — один из самых идиотских в истории кинематографа.

Как сбежать из тюрьмы? Нужно придумать план и найти сообщников? Или кого‑нибудь подкупить? Изучить план здания? Нет, нужно достать смартфон из‑под матраса, позвонить знакомому — и велеть устроить засаду. Затем нужно попросить надзирателей о переводе в другую тюрьму, причём намекнуть, что транспортировка должна состояться сегодня же. Вас послушают, поэтому ночью, в полной темноте, один фургон поедет по пустынной дороге, где и наткнётся на засаду.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Джон Лютер сбегает из тюрьмы с такой лёгкостью, что возникает вопрос: а может, нужно было просто из неё выйти? Мало ли, вдруг дверь не заперта.

Побег Лютера интересует только детектива, который занял его место. Всем остальным в Лондоне вообще наплевать, что он сбежал. Хотя если учесть, с какой лёгкостью главный герой устроил побег, то очевидно, что англичане привыкли к сбежавшим заключённым.

Лютер лениво прячется и живёт в каком‑то тёмном месте (ну знаете, где всегда ночь), а потом разгуливает по городу. Пока он сам не выйдет на связь с полицией, найти его никто не сумеет.

Весь сюжет строится на глупых ходах. В одной из сцен злодей лежит на земле, на него направлен пистолет. Кажется, что полицейские его уже задержали. Но негодяй бьёт по руке с оружием и убегает. В другой сцене злодей пытается сбежать от Лютера, но забывает снять машину с ручника. Он делает это в момент, когда Лютер подбегает к автомобилю и хватается за дверь, — по сути, он просто ждал, пока его догонят. Мог ещё газету почитать или постоять на голове — выглядело бы так же.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Только к середине фильма становится понятно, почему Лютер способен выйти на след убийцы быстрее, чем полицейские: он хотя бы пытается это сделать. Официальные детективы постоянно собираются в кабинете и говорят: «Так, надо поймать маньяка, он плохой, но как же нам его найти?» А потом не делают ничего и вновь собираются на фоне кучи мониторов.

Опустевший герой

Харизма Идриса Эльбы — один из столпов, на котором держался «Лютер». Бесконечные допросы от здорового детектива в стильном пальто всегда выглядели лучше, чем погони и перестрелки: сериал давил на психологию, оставляя экшен в стороне.

Но в фильме есть всего одна короткая сцена, в которой Эльба проводит подобие допроса. В течение всей картины Лютер бегает, прыгает и тяжело дышит. Сложно поверить, что этот же персонаж приковывал внимание на протяжении 20 серий.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Важный момент: на сериальный образ Джона Лютера влиял чёрный юмор. Шуток в сериале было мало, но они подчёркивали персонажа. Фильм отказывается от юмора, поэтому в нём ровно две шутки. Это примерно в десять раз меньше, чем сцен с одинаковыми погонями. В итоге Идрис Эльба играет собаку‑следопыта, а не детектива.

Ожидаемый провал

Иногда продюсерам очень хочется заработать дополнительные деньги, поэтому они снимают фильм к сериалу, у которого был логичный финал. Чаще всего получается бессмыслица, однако у подобных продолжений есть характерная черта: сценаристы должны придумывать проблему, которая важнее тех, что были в сериале. Это игра на повышение.

Например, дополнительная серия «Побега» вынуждает героев садиться в тюрьму чуть ли не в пятнадцатый раз. Но этот последний раз как будто самый опасный.

«Эль Камино» был удачнее — он был логичным и не нарушал последовательность сериала «Во все тяжкие». Новая опасность для главного героя не казалась надуманной, в неё можно было поверить. Правда, негативное впечатление оставляло располневшее лицо Джесси Пинкмана — он не выглядел как пленник, скорее как любитель пирожков.

«Лютер: Павшее солнце» берёт всё худшее от своего формата. Он совершенно не обязательный. Он не дополняет сериал и не отвечает на незакрытые вопросы. Это не вишенка на торте, а скорее пирожное «картошка», небрежно брошенное на сметанник.

Что касается новой проблемы, то маньяк в фильме ничем не интереснее тех, что были в сериале. Напоминает ситуацию в «Декстере», когда каждый убийца после Троицы выглядел серо.

Кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»

Возможно, сюжет «Лютера» превратился в фарс уже к четвёртому сезону, однако в нём была логика. Вопросы и загадки, оставленные в первых сериях, никуда не пропадали. При этом сохранялось напряжение, харизма Идриса Эльбы и интересные маньяки. Фильм «Лютер: Павшее солнце» отказывается от всех сильных сторон сериала, просто паразитируя на его названии. Жаль, что оригинальный и очень самобытный проект заканчивается на такой печальной ноте.

Читайте также 🛋🍿
  • Ситкомы, детективы и фантастика: 35 лучших американских сериалов всех времён
  • 25 главных сериалов 2023 года: всё, что стоит ждать и смотреть
  • Почему «Озарк» — лучший криминальный сериал со времён проекта «Во все тяжкие»
  • «Гарри Поттер», «Друзья», «Секс в большом городе»: почему реюнионы — скучное и бессмысленное зрелище
  • 25 отличных сериалов на основе популярных фильмов
Обложка: кадр из фильма «Лютер: Павшее солнце»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансии
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberДзенОдноклассникиYouTubeРассылкиRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила сообщества
18+Копирование материалов запрещено. Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях