Почему на Лайфхакере так мало статей о российских фильмах и сериалах

Всё просто: о них неинтересно писать. И причин сразу несколько.

Мы очень любим рассказывать о кино. Буквально каждый день на Лайфхакере выходит как минимум одна статья, посвящённая фильмам или сериалам. Но иногда читатели спрашивают, почему среди громких премьер и тематических подборок так мало отечественных картин.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Это действительно так. Но здесь нет какого-то антироссийского заговора или происков госдепа. И дело вовсе не в том, что мы не любим русское кино.

Мы просто любим хорошее кино — независимо от страны производства.

Мы стараемся выбирать всё самое яркое, захватывающее и интересное. Но к сожалению, на сегодняшний день фильмы российского производства слишком часто оказываются слабее аналогов из других стран и привлекают только родным языком. А при условии хорошего дубляжа исчезает и это преимущество. Отечественные же производители продолжают наступать на одни и те же грабли, и поэтому наше кино чаще всего оказывается не слишком интересным.

Наш ответ Голливуду

Одна из основных проблем российского кинематографа состоит в том, что авторы слишком часто пытаются подражать западным коллегам и берутся за чуждые темы или замахиваются на масштабы, которые не могут потянуть. Об этом однажды остроумно сказал Сергей Шнуров.

Этот бесконечный «ответ Голливуду» лишает российские фильмы самобытности, которая есть у французского, китайского или даже индийского кинематографа. Отечественные картины пытаются подражать американским, но из-за меньшего опыта и бюджетов получается бледно.

Ведь фильм «Притяжение» сам по себе вроде бы и неплох, и даже спецэффекты в нём выглядят достойно. Но это очередная вариация на стандартную тему вторжения инопланетян, и ставка во многом сделана именно на визуальный ряд. А если заглянуть в мировое кино, можно найти множество фильмов с более интересным сюжетом. Начиная с чисто геройского «Дня независимости» и заканчивая очень неоднозначным «Районом номер 9», где пришельцы остались на Земле и поселились в гетто.

И остаётся только гадать: случайно ли «Притяжение» вышло спустя несколько месяцев после «Прибытия» Дени Вильнёва — сложного фильма о поисках общего языка с инопланетянами.

Точно так же фильм «Миллиард», из-за которого отодвинули премьеру последних «Мстителей», даже при больших вложениях проигрывает остроумной истории из «11 друзей Оушена» — и визуально, и по сценарию. Тем более что и на Западе эта тема уже устарела и «женский» спин-офф «8 подруг Оушена» прошёл без особого восторга.

Примеров много: отечественная «Ночная смена» явно ссылается на «Супер Майка», «Пришелец» копирует «Марсианина». Разумеется, в таких случаях интереснее рассказывать об оригинале.

Эту тенденцию нетрудно заметить даже по заголовкам и рекламе: сериал «Мёртвое озеро» объявляют «русским „Твин Пиксом“», а фильм «Т‑34» рекламируют как «„Форсаж“ на танках». То есть ещё при выпуске авторы заставляют зрителя сравнивать их с иностранными аналогами. Увы, чаще всего это сравнение не в пользу отечественных работ.

Но не стоит думать, что дело только в огромных голливудских бюджетах. Например, в 2018 году вышел аргентинский хоррор «Оцепеневшие от страха», оказавшийся настолько страшным и интересным, что его уже хотят переснять в США. А вложения в эту картину по мировым меркам буквально копеечные.

Но странным образом в России хорошие ужастики не получаются. И причина всё в том же желании следовать за Западом. Фильм «Рассвет» кажется довольно удачным, но он снова обращается к теме классических «Коматозников» и использует приёмы из фильмов Джеймса Вана, разве что в обстановке советского НИИ. И потому снова теряется на фоне предшественников.

И даже не приходится говорить о таких странных попытках зайти на территорию комиксов, как провальный фильм «Защитники», в котором использовали буквально все клише жанра, но со слабым сюжетом и графикой.

Бесконечные повторы

Зачастую производители российского кино действуют как очень недальновидные маркетологи: если какая-то тема нравится публике, о ней начинают снимать фильмы один за другим, пока всем не надоест. В результате те, кто не очень внимательно следит за прокатом, могут даже запутаться — смотрели они фильм, или уже появился новый такой же.

В апреле 2018 года на экраны вышел российский фильм «Танки» о пробеге Т‑34 перед началом Второй Мировой войны. В октябре появился «Несокрушимый» о сражении на танках в 1942‑м. А ещё спустя пару месяцев — «Т‑34», снова о войне с фашистами и танках.

Смотреть три картины на одну тему в год — это скучно. Тем более что саму трагедию неравного боя с танками показали ещё в 2016 году в фильме «28 панфиловцев».

И точно так же можно вспомнить фильмы о спорте: «Лёд», «Тренер», «Движение вверх». Фильмы о космосе: «Салют», «Время первых». Вариации на тему произведений Гоголя: «Гоголь. Начало», «Вий». И многое другое.

И плюс к этому бесконечные франшизы. Среди скептиков бытует мнение, что все фильмы киновселенной Marvel одинаковые. Но не стоит забывать, что в новогодние праздники 2019 года большую часть российского проката отдали седьмой части «Ёлок» и девятой части приключений трёх богатырей.

То же касается актёров. Рассказывать о новых интересных артистах действительно приятно. Но в крупные отечественные блокбастеры предпочитают брать уже известных зрителю звёзд.

Таким образом, выбор актёров во всех крупных релизах очень невелик: Данила Козловский («Духless», «Легенда № 17», «Экипаж», «Викинг», «Матильда», «Тренер», «На районе»), Александр Петров («Полицейский с Рублёвки», «Притяжение», «Гоголь», «Лёд», «Sпарта», «Звоните ДиКаприо!», «Т‑34»), Владимир Машков («Родина», «Экипаж», «Дуэлянт», «Движение вверх», «Миллиард»). Одни и те же лица постоянно мелькают на экране, и это однообразие очень быстро надоедает.

Развесистая клюква

Не секрет, что западные картины часто изобилуют стереотипами о русских, а также множеством фактических ошибок относительно истории страны и характеров людей. Достаточно вспомнить злобного боксёра Ивана Драго из «Рокки‑4» или космонавта Льва Андропова из «Армагеддона», который носит ушанку даже на орбитальной станции.

«Стиляги»

Казалось бы, российские фильмы должны избегать подобных недостатков, ведь у авторов есть все документы и материалы, живая натура, а иногда и возможность встретиться с участниками реальных событий, о которых снимают кино.

Однако отечественные картины зачастую оказываются наполнены той же клюквой, что и иностранные.

Нашумевшие «Стиляги» показали эпоху 1950‑х неестественно яркой: такие костюмы в те времена никто просто не смог бы носить. При этом в саундтреке звучит музыка 1980‑х. Мало того, само слово «стиляги» в реальности было саркастичным и оскорбительным, а участники субкультуры называли себя просто «чувак» (расшифровывается как «человек, уважающий великую американскую культуру»).

После выхода «Движения вверх» вдовы баскетболистов даже подавали в суд на создателей картины, обвиняя их в искажении истории. Да и без этого иска стереотипы слишком бросаются в глаза: происки КГБ, клише о советской жизни, неестественные цвета и многое другое.

«Движение вверх»

При этом американцы и британцы выпускают сериал «Чернобыль», в котором хоть и склоняются к стереотипам о партийных деятелях, но удивительно живо восстанавливают быт 1980‑х и точно рассказывают о событиях. И снова возникает вопрос: если даже в вопросах собственного прошлого доверять крупным российским фильмам нельзя, то зачем их советовать кому-то?


Пока что наиболее интересные отечественные картины — авторские работы молодых режиссёров. Их слишком мало, и они проходят слишком незаметно для массового зрителя. А поэтому рассказывать об американских блокбастерах или самобытных картинах разных стран пока намного интереснее, да и читатели больше интересуются этими темами.

Остаётся лишь искренне надеяться, что в будущем ситуация изменится и отечественному кино можно будет посвящать всё больше статей. Ведь когда-то именно русский кинематограф был впереди всей планеты, а иностранные мастера учились у Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Алексей Хромов
Режиссёр — швед. В главных ролях британцы и, опять же, шведы, значительная часть рабочего состава — тоже из Европы. Снимали в Литве и Украине.Сценарист американец, да.
Борис Попов
Подразделения HBO и совместные предприятия с её участием вещают более чем в 50 странах мира. Передачи производства HBO (главным образом телесериалы) были закуплены более чем в 150 странах.Там же.
Юлия Жук
Во многом согласна, русское кино действительно часто создается по западному шаблону. Редкое исключение составляет авторское кино и документальное, оно сильно прибавило в весе за последнее время и становится интересным не только русскоязычной аудитории.
Алексей Хромов
Могу сказать, что за два года с момента написания этой статьи ситуация сильно улучшилась. И мы теперь даже пишем намного чаще.
Читать все комментарии