Мы очень любим рассказывать о кино. Буквально каждый день на Лайфхакере выходит как минимум одна статья, посвящённая фильмам или сериалам. Но иногда читатели спрашивают, почему среди громких премьер и тематических подборок так мало отечественных картин.

Это действительно так. Но здесь нет какого-то антироссийского заговора или происков госдепа. И дело вовсе не в том, что мы не любим русское кино.

Мы просто любим хорошее кино — независимо от страны производства.

Мы стараемся выбирать всё самое яркое, захватывающее и интересное. Но к сожалению, на сегодняшний день фильмы российского производства слишком часто оказываются слабее аналогов из других стран и привлекают только родным языком. А при условии хорошего дубляжа исчезает и это преимущество. Отечественные же производители продолжают наступать на одни и те же грабли, и поэтому наше кино чаще всего оказывается не слишком интересным.

Наш ответ Голливуду

Одна из основных проблем российского кинематографа состоит в том, что авторы слишком часто пытаются подражать западным коллегам и берутся за чуждые темы или замахиваются на масштабы, которые не могут потянуть. Об этом однажды остроумно сказал Сергей Шнуров.

Этот бесконечный «ответ Голливуду» лишает российские фильмы самобытности, которая есть у французского, китайского или даже индийского кинематографа. Отечественные картины пытаются подражать американским, но из-за меньшего опыта и бюджетов получается бледно.

Ведь фильм «Притяжение» сам по себе вроде бы и неплох, и даже спецэффекты в нём выглядят достойно. Но это очередная вариация на стандартную тему вторжения инопланетян, и ставка во многом сделана именно на визуальный ряд. А если заглянуть в мировое кино, можно найти множество фильмов с более интересным сюжетом. Начиная с чисто геройского «Дня независимости» и заканчивая очень неоднозначным «Районом номер 9», где пришельцы остались на Земле и поселились в гетто.

И остаётся только гадать: случайно ли «Притяжение» вышло спустя несколько месяцев после «Прибытия» Дени Вильнёва — сложного фильма о поисках общего языка с инопланетянами.

Точно так же фильм «Миллиард», из-за которого отодвинули премьеру последних «Мстителей», даже при больших вложениях проигрывает остроумной истории из «11 друзей Оушена» — и визуально, и по сценарию. Тем более что и на Западе эта тема уже устарела и «женский» спин-офф «8 подруг Оушена» прошёл без особого восторга.

Примеров много: отечественная «Ночная смена» явно ссылается на «Супер Майка», «Пришелец» копирует «Марсианина». Разумеется, в таких случаях интереснее рассказывать об оригинале.

Эту тенденцию нетрудно заметить даже по заголовкам и рекламе: сериал «Мёртвое озеро» объявляют «русским „Твин Пиксом“», а фильм «Т-34» рекламируют как «„Форсаж“ на танках». То есть ещё при выпуске авторы заставляют зрителя сравнивать их с иностранными аналогами. Увы, чаще всего это сравнение не в пользу отечественных работ.

Но не стоит думать, что дело только в огромных голливудских бюджетах. Например, в 2018 году вышел аргентинский хоррор «Оцепеневшие от страха», оказавшийся настолько страшным и интересным, что его уже хотят переснять в США. А вложения в эту картину по мировым меркам буквально копеечные.

Но странным образом в России хорошие ужастики не получаются. И причина всё в том же желании следовать за Западом. Фильм «Рассвет» кажется довольно удачным, но он снова обращается к теме классических «Коматозников» и использует приёмы из фильмов Джеймса Вана, разве что в обстановке советского НИИ. И потому снова теряется на фоне предшественников.

И даже не приходится говорить о таких странных попытках зайти на территорию комиксов, как провальный фильм «Защитники», в котором использовали буквально все клише жанра, но со слабым сюжетом и графикой.

Бесконечные повторы

Зачастую производители российского кино действуют как очень недальновидные маркетологи: если какая-то тема нравится публике, о ней начинают снимать фильмы один за другим, пока всем не надоест. В результате те, кто не очень внимательно следит за прокатом, могут даже запутаться — смотрели они фильм, или уже появился новый такой же.

В апреле 2018 года на экраны вышел российский фильм «Танки» о пробеге Т-34 перед началом Второй Мировой войны. В октябре появился «Несокрушимый» о сражении на танках в 1942-м. А ещё спустя пару месяцев — «Т-34», снова о войне с фашистами и танках.

Смотреть три картины на одну тему в год — это скучно. Тем более что саму трагедию неравного боя с танками показали ещё в 2016 году в фильме «28 панфиловцев».

И точно так же можно вспомнить фильмы о спорте: «Лёд», «Тренер», «Движение вверх». Фильмы о космосе: «Салют», «Время первых». Вариации на тему произведений Гоголя: «Гоголь. Начало», «Вий». И многое другое.

И плюс к этому бесконечные франшизы. Среди скептиков бытует мнение, что все фильмы киновселенной Marvel одинаковые. Но не стоит забывать, что в новогодние праздники 2019 года большую часть российского проката отдали седьмой части «Ёлок» и девятой части приключений трёх богатырей.

То же касается актёров. Рассказывать о новых интересных артистах действительно приятно. Но в крупные отечественные блокбастеры предпочитают брать уже известных зрителю звёзд.

Таким образом, выбор актёров во всех крупных релизах очень невелик: Данила Козловский («Духless», «Легенда № 17», «Экипаж», «Викинг», «Матильда», «Тренер», «На районе»), Александр Петров («Полицейский с Рублёвки», «Притяжение», «Гоголь», «Лёд», «Sпарта», «Звоните ДиКаприо!», «Т-34»), Владимир Машков («Родина», «Экипаж», «Дуэлянт», «Движение вверх», «Миллиард»). Одни и те же лица постоянно мелькают на экране, и это однообразие очень быстро надоедает.

Развесистая клюква

Не секрет, что западные картины часто изобилуют стереотипами о русских, а также множеством фактических ошибок относительно истории страны и характеров людей. Достаточно вспомнить злобного боксёра Ивана Драго из «Рокки-4» или космонавта Льва Андропова из «Армагеддона», который носит ушанку даже на орбитальной станции.

российское кино: Развесистая клюква
«Стиляги»

Казалось бы, российские фильмы должны избегать подобных недостатков, ведь у авторов есть все документы и материалы, живая натура, а иногда и возможность встретиться с участниками реальных событий, о которых снимают кино.

Однако отечественные картины зачастую оказываются наполнены той же клюквой, что и иностранные.

Нашумевшие «Стиляги» показали эпоху 1950-х неестественно яркой: такие костюмы в те времена никто просто не смог бы носить. При этом в саундтреке звучит музыка 1980-х. Мало того, само слово «стиляги» в реальности было саркастичным и оскорбительным, а участники субкультуры называли себя просто «чувак» (расшифровывается как «человек, уважающий великую американскую культуру»).

После выхода «Движения вверх» вдовы баскетболистов даже подавали Вдовы баскетболистов подали в суд на студию Михалкова из-за фильма «Движение вверх» в суд на создателей картины, обвиняя их в искажении истории. Да и без этого иска стереотипы слишком бросаются в глаза: происки КГБ, клише о советской жизни, неестественные цвета и многое другое.

российское кино: Стереотипы слишком бросаются в глаза
«Движение вверх»

При этом американцы и британцы выпускают сериал «Чернобыль», в котором хоть и склоняются к стереотипам о партийных деятелях, но удивительно живо восстанавливают быт 1980-х и точно рассказывают о событиях. И снова возникает вопрос: если даже в вопросах собственного прошлого доверять крупным российским фильмам нельзя, то зачем их советовать кому-то?


Пока что наиболее интересные отечественные картины — авторские работы молодых режиссёров. Их слишком мало, и они проходят слишком незаметно для массового зрителя. А поэтому рассказывать об американских блокбастерах или самобытных картинах разных стран пока намного интереснее, да и читатели больше интересуются этими темами.

Остаётся лишь искренне надеяться, что в будущем ситуация изменится и отечественному кино можно будет посвящать всё больше статей. Ведь когда-то именно русский кинематограф был впереди всей планеты, а иностранные мастера учились у Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского.