12 мифов о холодном оружии и фехтовании, которые кочуют из фильма в фильм

Рассказываем, зачем нужен кровосток, что такое на самом деле фламберг и глефа и сколько весит рапира.

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Предыдущий разбор мифов о боях на мечах вам понравился. Поэтому мы решили собрать ещё ряд распространённых заблуждений о них.

1. Рост в фехтовании не важен

Кадр из сериала «Игра престолов»

Во многих художественных произведениях популярен сюжет «Давид против Голиафа». Невысокий, но крайне ловкий, подвижный и натренированный боец одерживает победу над более сильным, но медлительным великаном.

В той же «Игре престолов» Оберин Мартелл практически одолел гигантского Григора Клигана (если бы не выпендривался). А ставшая Безликой Арья Старк победила двухметровую Бриенну Тарт, одетую в полный доспех и вооружённую полуторником.

Размер не важен, главное — умение? Как бы не так.

Рост в боях на мечах крайне важен, поскольку высокий человек быстрее маневрирует за счёт длины ног. А ещё ему удобнее держать врага на расстоянии.

Об этом Кит Фаррел, один из старших преподавателей Академии исторических боевых искусств в Шотландии, профессиональный фехтовальщик HEMA и историк. Он опровергает мнение о том, что невысокие бойцы всегда быстрее рослых, и утверждает, что подвижность не находится в прямой связи с ростом.

В одном из своих спаррингов Фаррел подтверждение этому факту. Невысокий (168 см) Кит, несмотря на большой опыт, в итоге проигрывает своему противнику Уильяму Боуиллзу (195 см). Последний просто обладал преимуществом в дистанции.

Так что в реальном бою Бриенна зарубила бы Арью. Во‑первых, у неё и руки, и меч длиннее. А во‑вторых, попытки Арьи своей колющей Иглой наносить рубящие удары выдают в ней дилетантку. Чего ещё ждать от девочки, которая даже не знает, как правильно держать собственный меч?

2. Рапира — лёгкое и изящное оружие

Немецкая рапира, 1600‑1620 гг. Изображение: Metropolitan Museum of Art

Раз уж мы вспомнили про иглу Арьи, которая вполне типичным малым мечом, поговорим о родственной ей рапире. В фильмах и книгах это любимое оружие мушкетёров: лёгкое, быстрое и гнущееся, как проволока, оно применяется в изящном фехтовании.

Однако на самом деле рапира примерно 1,5 кг, то есть столько же, сколько обычный полуторный меч.

При этом если бастардом‑полуторником можно было запросто размахивать двумя руками, то рапиру следовало удерживать в одной. Впрочем, большая часть веса была сконцентрирована в защитной гарде, что делало хват оружия довольно удобным. И рапира была достаточно прочной, чтобы ей можно было отражать удары настоящего полуторного меча.

Рапиры, шпаги, эстоки и прочие колющие возникли с развитием доспеха. Прорубить или прорезать ими броню — затея сомнительная и вредная для клинка. А вот проколоть её, особенно в уязвимых местах, — более чем реально.

Миф о лёгкости рапиры возник потому, что их путают с современными спортивными вариантами не больше 500 г.

3. Кровосток помогает нанести больше повреждений

Реплика меча раннего Средневековья с долом. Изображение: Flickr

Видите углубление на клинке? Этот жёлоб иногда называют кровостоком. Те, кто его так именует, считают, что он позволяет причинять жертве более опасные раны. Вы вонзаете меч во врага, кровь хлещет через углубление, противник умирает.

Видимо, пока кровь стекает через кровосток, боец должен стоять рядом с пронзённым противником и ждать, когда тот наконец отдаст богу душу.

На самом деле этот жёлоб никак не увеличивает кровопотерю. Достаточно просто вытащить меч, чтобы он перестал затыкать рану, и жертва истечёт кровью. Никаких кровостоков не надо.

Настоящее углубления — облегчить вес клинка и увеличить его прочность. Поэтому правильно называть его не кровосток, а дол. Это специальная ложбина с рёбрами жёсткости.

4. Разрубить человека пополам проще простого

Просто очередной японский обычай. Иллюстрация из книги 平凡社 1927 г. Изображение: Public Domain

Рассечение жертвы пополам — довольно популярный приём в различных фильмах, сериалах и играх. Быстрый удар, жертва замирает на секунду, а потом разваливается на части. Вы могли наблюдать это в работах вроде «Другой мир», «Эквилибриум», «Kingsman: Секретная служба» и многих других.

Да что уж там, если вы фанат «Ведьмака» — вспомните, сколько раз в играх Геральт разрубал противников на две части.

Однако на самом деле это чрезвычайно сложная, а то и вовсе невыполнимая задача.

У японцев существует боевое искусство под названием — перерубание катаной соломенных снопов, матрацев, а в прошлом — человеческих трупов и осуждённых преступников. Китайцы подобным тоже .

Вот только , на которых оттачивали своё искусство владения мечом самураи, были голые и связанные. Кроме того, клинки часто повреждались при рубке костей и требовали новой заточки. Либо вообще могли прийти в негодность. И даже в идеальных условиях — когда жертва обнажена, связана и не шевелится — разрубить её получалось далеко не всегда.

В этом профессиональный мастер кэндо пытается рассечь пополам баллистический манекен. Спойлер: у него не получилось. Хотя вряд ли кто‑то захотел бы оказаться на месте куклы, конечно.



Меч неплохо рассекает ткани, но вот перерубать кости им непросто: он в них вязнет и застревает. Так что разрубать врагов в районе талии или вовсе поперёк у вас не получится, тем более если они одеты и хоть как‑то двигаются. А вот сносить головы или конечности — вполне. Хотя и не так легко, как в фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль».

5. Фламберг — это такой меч

Двуручный меч с клинком типа «фламберг», 1550 г. Изображение: The Cleveland Museum of Art

Оружие на фото часто называют фламберг — Flamberge, от немецкого Flamme — «пламя», «пламенеющий». Клинок получил название из‑за своей специфической формы. Волнистое лезвие уменьшало площадь контакта с плотью врага, значительно увеличивая урон от рубящих ударов. Часто оно наносило не один, а несколько разрезов.

Залечить такие повреждения и сейчас непростая задача, а уж со средневековой медициной и подавно. Неудивительно, что некоторые называли фламберги «отравленными».

Если вы немного интересовались историей холодного оружия, играли в Dark Souls или Mordhau либо, чего доброго, являетесь фанатом Ника Перумова, то у вас могло сложиться впечатление, что фламберг — это такой двуручный меч. Огромная махина, призванная шинковать на ремни всех несчастных, что попадутся на пути.

Однако на самом деле фламберг не меч, а форма клинка.

Такой имели и одноручные короткие мечи, и рапиры, и даже кинжалы. Эдакие гибриды холодного оружия и пилы. Посмотрите на эти и поймёте, что фламберг — отнюдь не один лишь двуручник.

Парирующий кинжал с клинком «фламберг», Италия, 1550–1575 гг. Italian. Изображение: The Metropolitan Museum of Art

И да, фламберги старались не использовать для битв с врагами в доспехах, потому что этот тип клинка был очень дорогим и сложным в исполнении, а повредить меч о кольчугу — проще простого. Поэтому мнение, что они должны были пилить латы, — ещё одно заблуждение.

6. Меч с двумя клинками вдвое эффективнее модели с одним клинком

Кадр из фильма «Звёздные войны»

Это не так. Дарт Мол в «Звёздных войнах» крайне ловко крутит своим двойным световым мечом, но он ситх, ему можно. Реальный же фехтовальщик нашёл бы меч с двумя лезвиями на обоих концах рукояти крайне .

Вы не сможете эффективно рубить таким оружием, потому что второй клинок будет сильно мешать. Колоть нормально им тоже не выйдет — разумнее тогда уж копьё взять, его хотя бы держать безопаснее.

В общем, меч Дарта Мола, скорее, приспособлен для уничтожения владельца, а не противников.

Именно этим и объясняется тот факт, что в истории мечи с двумя клинками практически не встречались (разве что как церемониальное оружие). Исключение — пики или металлические противовесы на конце алебарды или секиры, которые иногда туда помещали.

7. И у приличной глефы клинка тоже два

Кстати, ещё кое‑что для фанатов творчества Ника Перумова. Главный герой его книг, Фесс, размахивает оружием, которое называет глефой — палкой с широкими клинками с обоих концов. При этом он демонстрирует невероятные навыки филигранного фехтования этой штуковиной, истребляя статистов в промышленных масштабах.

Так вот, глефа не такая. Она вот .

Глефа Августа I Саксонского (годы правления 1553–1586). Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Длина составляла примерно 1,5 м, клинок достигал 60 см в длину. Глефа предназначалась в основном для борьбы с кавалерией и весила под 4 кг. Смешная цифра, если мы говорим о гантелях, и вполне серьёзная, если речь идёт об оружии: изящно покрутить им в бою не выйдет.

Зато глефа могла убить или покалечить коня, на котором сидит размахивающий мечом рыцарь. Ну или стащить его с седла острым крюком либо шипом на обухе.

Из настоящего оружия более или менее на Фессову глефу «лопата монаха», или «посох дзена», который носили шаолиньские монахи. Вот только это не оружие, а действительно лопата — её применяли, чтобы хоронить умерших по буддийским обычаям, и иногда отгонять бродячих собак и хулиганов. Металлические части даже не затачивались.

8. Отравленный меч — это хорошо

Кадр из сериала «Игра престолов»

Многие расплачивались гораздо серьёзней за своего первого убитого орка. Ты был ранен чистым клинком. А орки нередко мажут ятаганы очень сильными и зловредными ядами. Эту‑то ранку мы быстро залечим.

Джон Толкин
«Властелин колец»

Что бы там ни сочиняли авторы фэнтези, отравленные мечи — не очень эффективное оружие. Поэтому в реальности они вряд ли применялись. Причин несколько.

Мазать клинок чем‑то кроме смазки — значит увеличивать вероятность коррозии. Нержавейку в Средневековье ещё не изобрели, а меч — недешёвая штука. Поэтому клинок следовало беречь. Кроме того, меч убивает человека довольно быстро, и яд банально не — если только это не какой‑нибудь быстродействующий кураре, которым в Европе не разжиться.

Передать при скользящем ударе летальную дозу яда с клинка в кровеносную систему жертвы — тоже не самая тривиальная задача. Придётся воткнуть и подержать его, что также не очень рационально. И, наконец, отравленный меч будет опасен и для владельца тоже.

Что действительно иногда травили — так это стрелы, потому что они торчат в ране дольше, чем меч, и шансы в этом случае выше. А ещё стрелы и заточенные колья нередко мазали или просто втыкали в землю, чтобы вызвать заражение крови или столбняк.

Будь вселенная «Игры престолов» действительно мрачным фэнтези, своё копьё Оберин смазывал бы совсем не ядом.

9. Самый страшный кинжал — тот, что раздвигается в пронзённом теле

Этот кинжал, сделанный около 1585 года, был подарен курфюрсту Саксонии Христиану I Винченцо I Гонзагом, герцогом Мантуи. Изображение: National Renaissance Museum, Écouen, France / Bokken / Wikimedia Commons

Вполне возможно, вы видели в интернете фотографии таких клинков. Это редкая немецкая или французская вариация испанского кинжала‑даги — мэн‑гош (фр. main gauche, «левая рука»). Изобрели её в XVI веке.

Некоторые считают, что предназначение такого кинжала — раскрываться в ране. Так его нельзя будет достать, и он останется в теле противника.

Однако это полная чушь. Втыкать оружие во врага и оставлять его там глупо: во‑первых, вы останетесь без кинжала, а во‑вторых, это только поможет сопернику дольше не истекать кровью, так как клинок заткнёт собой рану. И мэн‑гош не мог раскрыться внутри тела.

У кинжала могла быть пружина, раскрывающая дополнительные клинки, превращая его в эдакий трезубец. Или же дополнительные лезвия вынимались вручную. Но делалось это для того, чтобы поймать меч противника, ведь главное предназначение даги — ударов. И да, сомкнуться, ухватив клинок, она не могла — после боя её приходилось складывать руками.

10. Ртутные клинки всегда летят в цель

Метательные ножи. Изображение: KnifeThrowing.info / Creative Commons

Раз уж речь зашла о разных хитрых кинжалах, вот ещё один миф — ртутные лезвия. Это якобы специальные метательные ножи с клинками, полыми внутри и наполовину заполненными ртутью. При броске ртуть перетекает в переднюю часть клинка, так что такой нож всегда втыкается в мишень.

Подобные модели якобы находятся на вооружении спецназа, десанта и других засекреченных ребят.

Но на деле это просто байка. Во‑первых, не сделает нож удобным для метания, так что о «самонаводящемся» лезвии можно не мечтать. Зато полый клинок будет менее прочным. Во‑вторых, имеющиеся в интернете фотографии якобы созданных в СССР ртутных ножей — .

И в‑третьих, инструкторы спецназа не солдат метанию ножей — это делают только энтузиасты по собственному желанию. Всё потому, что в бою это довольно бесполезная затея, которая в большинстве случаев приведёт к простой потере оружия. Противника гораздо легче этим самым ножом заколоть в ближнем бою. А лучше пристрелить.

11. Боевой молот — очень тяжёлое оружие

Молот Тора. Кадр из фильма «Мстители»

Если, слыша словосочетание «боевой молот», вы представляете себе кувалду или Мьёльнир Тора из «Мстителей» — будьте готовы к разочарованию. Настоящий боевой молот имел более длинную ручку (1–2 м) и головку и до 1,7 кг.

Думаете, это мало? Попробуйте помахать современной кувалдой под 15 кг весом из стороны в сторону, и посмотрим, насколько вас хватит.

А делать это в пылу сражения — и вовсе бесперспективная затея. Сравните оружие марвеловского бога грома с историческим .

Боевой молот здорового человека, 15‑е столетие. Изображение: Metropolitan Museum of Art

И вообще, тяжесть средневекового оружия — . Оно было куда легче, чем принято считать, иначе им неудобно было бы пользоваться.

12. Поединки на мечах длятся долго

Любой голливудский бой с использованием мечей, топоров, копий и прочего холодного оружия тянется целую вечность. Бойцы наносят удары без остановки, а их соперники отражают их раз за разом.

Но если вы посмотрите на реальные турниры по HEMA, то заметите, что все они быстротечны и не так зрелищны. Реальный бой фехтовальщиков выглядит куда скучнее постановочных. Причина проста: один‑единственный дошедший до цели укол или удар противника или убьёт его.

ранений, собранная историками при исследовании останков погибших в битве при Висбю в 1361 году, показывает, что в основном на убийство тратилось 2–3 удара. Один по конечностям, чтобы вывести из строя, следующий — по голове, чтобы добить.

Затянутый бой на мечах возможен был разве что в поединках чести, когда ни одна из сторон не хотела смерти противника, но сражаться надо было ради приличия — до первой крови.


*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Игра престолов»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Дмитрий Сажко
27.05.21 09:27
Тыкаем в подсвеченные серым слова и видим ссылки.
Орешки Бельчонка
24.07.21 13:25
Я бы, всё же, вас поправил насчёт статистики ранений. Анализ останков погибших в битве при Висбю как раз показателен в плане того, как убивали в бою (подрубали ноги из под щита и добивали в голову - там у подавляющего большинства погибших были следы от ударов на голенях). Косвенно это подтверждает слова автора о том, что никто не заморачивайся большим количеством ударов и, соответственно, бои не длились долго.
Орешки Бельчонка
24.07.21 13:44
1. Автор же привёл пример фехтовальных навыков - малым мечом резать противника неправильно. Вы просто придираетесь.3. Автор писал для тех, кто не знает. Я не знал, например. Просто не интересовался. Догадывался, что кровосток в мече не нужен и углубление сделано для экономии, а вот о жёсткости не знал.4. Странно, что вы нигде такого не слышали. Автор говорит о распространенных штампах в кино - во многих фильмах, где есть сражения на мечах, есть сцены разрубания противника.5. Некорректный пример с автомобилем. Правильнее будет в качестве примера привести то, что через 50 лет кто-то будет считать, что седан - это тип кузова у автомобилей марки БМВ, а ему какой-нибудь автор напишет, что седан - это тип кузова автомобилей ВСЕХ марок. Так и здесь автор говорит, что фламберг - это название не меча, а формы лезвия.6. В большом количестве художественной литературы присутствует холодное оружие с двумя клинками. То, что вам такая не попадалась, не означает, что это бред. Автор развенчивает мифы, а они навязаны в основном искусством. И там такое оружие есть.8. Это не больная фантазия автора. Мечи действительно стоили очень дорого и мазать их ядом, который может вызвать коррозию действительно никто не стал бы. Тем более - вы абсолютно правы - яд всё равно невозможно было сохранить на клинке, если только не макать меч в бочку с ядом перед каждым ударом)
Nikolay Zaytsev
23.07.22 08:21
Битва при Висбю - ужасный пример. Это была бойня профессиональных бойцов против крестьян. Естественно, крестьяне не могли ничего противопоставить реальным убийцам. Так что этот факт спорный
Читать все комментарии