10 музыкантов, чьим творчеством запомнятся 2010-е

Зарубежные и российские исполнители, которые заявили о себе громче всех.

1. Канье Уэст

PopularImages / Depositphotos.com

2010‑е начались с альбома Канье Уэста My Beautiful Dark Twisted Fantasy. Лирика релиза сосредоточена вокруг фигуры артиста — мировой звезды, в которой самовосхваление пытается ужиться с неуверенностью в себе. Альбом вышел вместе с Runaway — фильмом, включавшим одноимённую песню и отрывки из других треков. My Beautiful Dark Twisted Fantasy до сих пор считают одним из лучших хип‑хоп‑релизов всех времён — об этом говорят 94 из 100 баллов на Metacritic.

После этого альбома Канье несколько раз изобретал свою музыку заново, обращаясь к жёсткому и минималистичному звуку в Yeezus и возвращаясь к эклектичному хип‑хопу в The Life of Pablo. Попутно рэпер выпустил совместные альбомы с Jay‑Z и Kid Cudi, под конец десятилетия участвовал с Lil Pump в шуточном клипе I Love It. И что бы Уэст ни делал, это слушают, об этом говорят и спорят.

Канье Уэст из тех артистов, что никогда не подстраиваются под ожидания публики. Вот краткий список вещей, которые успел сделать музыкант в 2010‑х: сравнить себя с Иисусом и Махатмой Ганди, публично поддержать Дональда Трампа, провести всемирную презентацию релиза, проигрывая песни с ноутбука, и задержать анонсированный выпуск альбома больше чем на год. Для любого другого исполнителя такие поступки равны карьерному самоубийству, но Канье это сошло с рук. И будет сходить, пока он пишет такую музыку.

2. Кендрик Ламар

PopularImages / Depositphotos.com

Фигура Кендрика Ламара появилась в музыкальном поле на смене десятилетий. Если в 2000‑х он был популярен разве что в родном Комптоне, то в 2010‑х началась и до сих пор продолжается активная экспансия его творчества во весь мир. Особенно важными считаются три последних альбома. Они встречаются на первых строчках рейтингов лучших релизов в истории Metacritic чаще, чем работы какого‑либо другого исполнителя, причём по отзывам как критиков, так и слушателей.

Good Kid, M.A.A.D City — концептуальный альбом, история 17‑летнего мальчишки из комптонского гетто. Уже здесь Кендрик выражает мысль, что связь с криминалом — это не часть стиля и уж точно не повод для гордости. Это, скорее, проявление слабости и неумения отказать дурному окружению.

Следующая пластинка To Pimp a Butterfly окончательно закрепила позиции Ламара как одного из главных рэперов современности. Это экспериментальный и музыкальный хип‑хоп, впитавший в себя влияние соула, фанка, авангардного джаза. Здесь поднимаются темы расовой дискриминации и полицейского произвола, а также встречаются обращения к тому же комптонскому гетто, которыми пронизано всё творчество рэпера. Работы Ламара отмечает Барак Обама, называя How Much A Dollar Cost своим любимым треком 2015 года. Строчки из песни Alright подхватывают участники антитрамповских манифестаций.

Следующий альбом DAMN — сложная концептуальная работа, включающая отсылки к Священному Писанию. За эту пластинку Ламар получил Пулитцеровскую премию в области музыки. Это беспрецедентный случай: до него этой чести удостаивались только академические и джазовые музыканты.

3. Бейонсе

Jean_Nelson / Depositphotos.com

Бейонсе Ноулз стала самым влиятельным музыкантом 2010‑х по версии Billboard. Причина не только в четырёх коммерчески успешных альбомах, выступлениях на инаугурации Барака Обамы или Super Bowl. Важную роль играет образ певицы и продвигаемые ей политические и социальные идеи. В 2010‑х Бейонсе затрагивала темы феминизма и расизма. Так, альбом 4 включил в себя гимн сильных женщин Run the World (Girls).

Образ Бейонсе лёг в основу образовательного курса, преподаваемого в Ратгерском университете Нью‑Джерси. По биографии и творчеству певицы студенты изучают связь пола, расы и сексуальности, а также исследуют личность Бейонсе как феминистки и политической фигуры.

4. Дэвид Боуи

Одного из величайших музыкантов XX века в 2010‑х обсуждали по крайней мере дважды. Первые упоминания были связаны с выходом в 2013 году The Next Day — пластинки, которую критики отметили как удачную, но не эпохальную. Так, в списке лучших альбомов года от NME она попала на 41‑ю строчку, а в аналогичный чарт от Rolling Stone не вошла совсем.

Во второй раз Боуи вспомнили в связи с выходом альбома Blackstar 8 января 2016 года и скорой смертью артиста от рака печени. Релиз стал одной из самых мрачных и отчаянных работ Боуи. Значительную часть Blackstar составляют авангардные джазовые вставки, а заглавный сингл состоит из двух частей и длится 10 минут.

Трагический контекст дал почву для нового прочтения песен альбома, а продюсер релиза Тони Висконти назвал его прощальным подарком Боуи своим поклонникам.

5. Лана Дель Рей

Harmony Gerber / Flickr.com

Лана Дель Рей появилась на музыкальном горизонте с синглом Video Games, а чуть позже представила альбом Born to Die. При этом она стала одной из первых поп‑звёзд новой формации — самостоятельной певицей, начавшей путь к славе с публикации видео на YouTube и не подстраивающейся под существующие стандарты популярной музыки.

Лану Дель Рей называют ретродивой за обращение к эстетике американских 50–60‑х годов, но музыка её самобытна — это меланхоличный медленный поп. Певица охарактеризовала его как Hollywood sadcore. Выведенная формула за 10 лет почти не изменилась и продолжает работать: выпущенный в августе 2019 года альбом Norman Fucking Rockwell получил гордые 87 баллов из 100 возможных на Metacritic.

6. Тейлор Свифт

Eva Rinaldi / Flickr.com

Тейлор Свифт — культовая американская певица, чья популярность в этом десятилетии распространилась далеко за пределы родного континента. В 2010‑х у исполнительницы вышло пять альбомов, и на каждом перед слушателем предстаёт новая Тейлор.

Десятилетие началось с кантри‑поп‑альбома Speak Now, а следующий релиз Red ознаменовал переходный этап певицы в разряд поп‑артистов. Трек I Knew You Were Trouble стал одним из главных хитов 2012 года.

Альбом 1989 — первая работа Свифт в жанре поп. После этого релиза о певице стали активно говорить и писать в прессе, и от такого внимания даже пришлось уходить в подполье.

Следующий альбом получил название Reputation и ознаменовал начало «тёмной эры» Тейлор Свифт. Она предстала совсем в другом образе: теперь это доведённая до точки кипения, обиженная и разозлённая Тейлор.

В то время её пластинки продолжали продаваться, несмотря на войну со стриминговыми сервисами. Чуть ранее Тейлор изъяла оттуда свою музыку из‑за несогласия с условиями их работы.

В 2019‑м Свифт выпустила альбом Lover. Релиз ознаменовал возвращение к лёгкой поп‑музыке, а вместе с тем и взросление певицы, которой теперь просто неинтересно вступать в войны.

Тейлор Свифт попала в определённые стандарты поп‑сцены, оставшись при этом яркой и узнаваемой, выпустила несколько коммерчески успешных альбомов, столько же раз переизобрела свою музыку и, что ещё важнее, всегда оставалась честной со слушателем.

7. Билли Айлиш

Glenn Francis / PacificProDigital.com

Завершается десятилетие под знаком Билли Айлиш — самой популярной новой иконы тинейджеров. Её сингл Bad Guy попал на первую строчку Billboard Hot 100. Это первый случай, когда лидером американского чарта стал человек, рождённый в XXI веке.

Дебютный альбом Айлиш When We All Fall Asleep, Where Do We Go? продержался на лидирующей позиции UK Albums Chart 114 дней. Это позволило ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самой молодой исполнительнице с релизом на первой строчке британского чарта.

История «биллимании» беспрецедентна: альбом певицы стал самым ожидаемым дебютным релизом последних лет. Ключ к сердцам молодых поклонников был подобран идеально: это изобретательно записанная и сведённая музыка, образ депрессивного подростка в мешковатой одежде и почти детская непринуждённость (достаточно вспомнить эфир в «Вечернем Урганте»). Не обошлось без вклада музыкальных медиа, создавших Айлиш репутацию певицы, которую непременно стоит послушать и обсудить.

Феномен Билли Айлиш — это происходящая прямо сейчас история успеха совершенно новой звезды. Той, которая записывает один из главных альбомов года в своей комнате, достигает карьерных вершин в несовершеннолетнем возрасте и будто случайно делает лучшую поп‑музыку для подростков. На сколько хватит этого запала, узнаем в 2020‑х.

8. Oxxxymiron

hurricanehank / Depositphotos.com

Мирон Фёдоров* начал записывать рэп ещё в 2000‑х, но популярность пришла к нему позже — с первым альбомом и двумя микстейпами, выпущенными в промежутке между 2011 и 2013 годами. Oxxxymiron ввёл в обиход отечественных любителей хип‑хопа слово «грайм», популяризовал тексты с литературными и историческими отсылками, а также стал главным лицом нового времени в отечественной музыке — времени, когда о рэпе заговорили все.

Частично успех к Oxxxymiron пришёл из‑за серии побед в баттлах с Johnyboy, Дуней и Крип‑а‑Крипом. Versus стал площадкой, где крутость рэпера равнозначна искусности куплетов, которыми он унижает соперника.

Топлива баттлов и ранних релизов Oxxxymiron хватило надолго, но к середине 2010‑х стало понятно, что нужно выпускать что‑то ещё. В 2015‑м рэпер записал «Горгород» — концептуальный альбом, напоминающий антиутопическую аудиокнигу без самостоятельных треков. Мирон долго готовил слушателя к выходу более серьёзной работы — об этом говорит, например, использование на обложке «Малой Вавилонской башни», а не большой. Но «тот самый» альбом так и не вышел.

Versus частично породил нового короля русского рэпа, чуть позже он его и сверг: после поединка с Гнойным стало очевидно, что Oxxxymiron не лучший баттл‑МС. На этом этапе в дискографии Фёдорова наступает продолжительное затишье, изредка прерываемое невнятными синглами и фитами. Новый альбом вчерашнего короля русского рэпа ждут гораздо меньше, чем пять лет назад, и нет никакой уверенности, что пластинка не растворится в бесчисленных хип‑хоп‑релизах, выходящих сегодня. Но это не мешает любому поступку Oxxxymiron, будь то внезапная заявка на онлайн‑баттл или съёмки в кино, стать поводом для обсуждения.

9. Скриптонит

hurricanehank / Depositphotos.com

Первый альбом Скриптонита «Дом с нормальными явлениями» задрал планку в русском рэпе. Этот релиз показал, что яркого флоу и талантливых строчек недостаточно и кроме них можно использовать что‑то ещё. Например, блюзовые гитары и трип‑хоповые биты.

Во второй половине 2010‑х Скриптонит выпустил ещё три альбома, после чего сообщил об уходе из рэпа. Сегодня Адиль (настоящее имя музыканта) уже не подопечный лейбла Gazgolder, а основатель своего коммьюнити Musica36, а также фронтмен проекта Gruppa Skryptonite.

Стилю Скриптонита трудно подражать: он просто не существует без азиатского шарма и характерного «пьяного» флоу. Но определённая преемственность всё же есть, например, в музыке казахского рэпера Масло Чёрного Тмина. Скорее всего, мы услышим о нём в 2020‑х. Как и о Скриптоните, который опять будет делать что‑то новое.

10. Иван Дорн

Mary Mitso / Wikimedia Commons

Для Ивана Дорна десятилетие началось с ухода из группы «Пара нормальных» (возможно, самого правильного шага в карьере артиста). В 2011‑м вышли первые популярные синглы: «Северное сияние», «Ненавижу» и «Стыцамэн» — тот самый хит, в котором певец призывает не стесняться.

Дорн из тех артистов, что не любят повторяться. Сейчас у него есть джаз‑фанковая программа, экспериментальный англоязычный альбом и — из недавнего — песня с сэмплированными щебетаниями птиц. По популярности новые работы не сравнятся со «Стыцамэном», но артист регулярно выпускает сезонные хиты и интересные клипы.

Музыкой деятельность Ивана Дорна не ограничивается: он открыл лейбл Masterskaya, на котором уже успели выйти релизы таких исполнителей, как «СОЮЗ» и Cream Soda.

*Мирон Фёдоров объявлен в России «иностранным агентом».

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Владимир
30.11.19 16:38
Мне лично понравился. А фанатов можно понять - новый альбом заметно отличается от предыдущих, может показаться, что опопсели. А как показывает практика, многие "фанаты" не любят когда группа взрослеет и меняется. Но я так же натыкался и на много хвалебных отзывов. Критики его высоко оценили.
Kabir Kuznetsov
01.12.19 23:59
Автор, очевидно, пребывает в иллюзии, что 2010-е — это период 2010–2109 (на самом деле, разумеется, это 2011–2020).
ALEXEY H4SH
13.12.19 02:26
По влиянию Скриптонит в музыке вообще нулевой, хотя в самой музыке неплох
Yan Usenko
18.02.20 18:18
Я ждал этот коммент
Читать все комментарии