«Мятежная Луна»: как Netflix и Зак Снайдер сняли скучные «Звёздные войны»

У нового фильма слишком много проблем. Хотя стоит учитывать, что это только половина истории.

22 декабря на Netflix вышел фильм «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» от режиссёра Зака Снайдера — создателя «Хранителей» и «Человека из стали». У платформы и режиссёра были большие планы на эту картину: в апреле выйдет вторая часть, а в перспективе её хотят превратить во франшизу в стиле «Звёздных войн».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Однако ещё до релиза критики разгромили новинку — на момент написания статьи у фильма всего 23% положительных отзывов на агрегаторе Rotten Tomatoes . Ниже рейтинг только у самой спорной работы режиссёра — «Запрещённого приёма», да и то на 1%. Первые зрители отнеслись к «Мятежной Луне» благосклонней, но тоже без восторгов. Многие сразу отметили, что сюжет слишком много заимствует у других известных фантастических франшиз.

Как бы то ни было, «Мятежная Луна» — действительно классическая космическая опера или даже космический вестерн. Фильм до ужаса вторичен, действие развивается слишком медленно, а от спецэффектов могут заболеть глаза. Однако посмотреть его один раз может быть очень забавно — хотя бы чтобы сосчитать источники вдохновения и полюбоваться на приятных актёров.

Это просто «Звёздные войны» без лицензии

Фильм начинается с рассказа об истории галактики под названием Праматерь, где сотни лет шли войны. После смерти правителей и принцессы Иссы, подарившей людям надежду на мир, к власти пришёл жестокий сенатор Балисариус.

Основное действие разворачивается на отдалённой планете Вельдт. В поселение мирных фермеров прибывает военный корабль адмирала Аттикуса Ноубла. Он и подчинённые очень жестоко ведут себя с местными. Живущая вместе с фермерами женщина Кора (София Бутелла), которую пару лет назад нашли в обломках корабля, убивает нескольких особо мерзких захватчиков.

Затем героиня отправляется за помощью: она ищет повстанцев, которые смогут дать отпор войскам. По пути Кора встречает совершенно разных людей, у каждого из которых своя история.

Зак Снайдер мечтал снять свой фильм по «Звёздным войнам» ещё 10 лет назад — он даже питчил свой сюжет продюсеру Lucasfilm Кэтлин Кеннеди. Но режиссёр хотел рассказать новую историю, да ещё и со «взрослым» рейтингом, а в рамках известной франшизы это было невозможно.

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Теперь же Netflix даёт известным режиссёрам большую свободу творчества. Поэтому Снайдер, уже снявший для платформы «Армию мертвецов», выпустил «свои „Звёздные войны“». И это не преувеличение: «Мятежная Луна» начинается со сцены, где в космосе летит огромный военный корабль, звучит пафосная музыка, а на фоне рассказывают предысторию далёкой галактики. Стоп, мы ведь это уже где-то видели — в «Новой надежде »!

Далее действие переносится на пустынную планету, куда прибывают войска милитаристского правительства, а их форма чем-то похожа на нацистскую униформу. Хорошо хоть забавных андроидов нет. А, погодите…

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Шутить и искать параллели можно ещё очень долго. Тут и всевозможные инопланетные существа с очень странной внешностью, есть даже бар, в котором герои ввязываются в передрягу. Жуткие маски сопровождающих злодея существ будто срисованы с представителей торговой федерации . Лазерные мечи тоже на месте, не волнуйтесь.

С другой стороны, из «Звёздных войн» выросла почти вся развлекательная фантастика про космос. А сами фильмы Лукаса компилировали идеи самурайского кино, вестернов и прочих жанров. Да и Снайдер не скрывал, что вдохновлялся знаменитой франшизой. Это чистый постмодерн: все пересобирают классические сюжеты, потом сами становятся источником идей для последователей.

Поэтому «Мятежную Луну» очень легко воспринимать как нелицензированный спин-офф «Звёздных войн». Просто действие разворачивается в каком-то другом уголке этого мира, где никогда не слышали ни о Силе, ни о Скауйокерах. Прямо как в первом сезоне «Мандалорца».

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Свобода творчества позволяет Снайдеру сделать стиль более брутальным. Мечи здесь светятся резче и мерцают (хотя это уже было у Кайло Рена), цвета не такие яркие, оружие больше напоминает реальное. Однако гротеск, граничащий с дурновкусием, снова возвращает к классике. У Лукаса генерал Гривус дрался с четырёх рук, а потом убегал словно ящерица. У Снайдера человекообразная самка паука нападает с копьём на женщину-самурая с механическими руками, орудующую сразу двумя лазерными мечами. Что? Да!

Подобное происходит весь фильм. Тут уж решайте сами: бросить просмотр после первых сцен из-за нелепости происходящего или же расслабиться и веселиться до самого финала.

А сколько ещё источников вдохновения

Как уже сказано выше, в далёких 1970-х Джордж Лукас собирал свои «Звёздные войны» из всех популярных тем: от фильмов Акиры Куросавы до книг Фрэнка Герберта. Похоже, Зак Снайдер занимается тем же. Только с учётом прошедших десятков лет.

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Здесь, конечно, можно только гадать, что совпало случайно, а что — осознанный референс. Слишком длинная вступительная сцена — будто ответ «Бесславным ублюдкам». Точно так же злодей-фашист долго изображает из себя добряка и методично запутывает фермеров, чтобы потом проявить свою жестокую сущность. Увы, без психологизма и изящества постановки, что была у Тарантино.

В середине картины один из героев будет объезжать какое-то крылатое существо, наподобие грифона или гиппогрифа. Здесь неизбежны параллели с «Аватаром » Джеймса Кэмерона.

А в целом значительная часть картины рассказывает, как герои ищут себе бойцов, чтобы защитить деревню от злодеев, — это же завязка «Семи самураев» Куросавы. Забавно, что в «Звёздных войнах» этот сюжет использовали уже дважды: в «Войнах клонов» и «Мандалорце».

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Желание собирать кусочки сюжета из всего подряд превращает «Мятежную Луну» в своеобразного монстра Франкенштейна. Конечно, в «Дюне» тоже совмещали космические перелёты с почти средневековыми порядками. Но всё-таки попытка связать космическую фантастику, вестерн и кино про нацистов приводит к странным сценам. В начале фильма в совсем небольшую деревню прилетает огромный корабль, из которого выходят злодеи и требуют от фермеров отдать им зерно. А те в это время вспахивают поля вручную. С логикой здесь явно что-то не так.

Есть ли в «Мятежной Луне» что-то кроме отсылок?

Нетрудно заметить, что большая часть этой статьи посвящена не столько самой «Мятежной Луне», сколько связям с другими картинами. Но так уж получилось, что говорить об источниках вдохновения пока что интересней, чем отдельно о фильме. Если отбросить фантазии о «Звёздных войнах», то даже фанатам Зака Снайдера (к которым относится и автор этой статьи) придётся признать, что проблем у новинки слишком много.

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Часть недостатков, возможно, временная. Режиссёр явно задумывал цельную историю на два, а то и больше фильмов (ходили даже слухи про сериал). Поэтому пока что зрителям показали только вступление — самое интересное оставили на сиквел. По изначальной задумке его должны были выпустить буквально через несколько дней, но постпродакшен затянулся, поэтому продолжение придётся подождать минимум до весны.

А вот с другими проблемами уже ничего не поделаешь. В первую очередь Снайдера подводит любовь к компьютерной графике. «Мятежная Луна» часто больше напоминает мультфильм или его же «300 спартанцев», разве что людей не перерисовывают (хотя торс Стаза Наира слишком хорош, чтобы быть реальным). Причём графика, особенно фоновая, далеко не всегда реалистична и иногда напоминает мыльные рисованные пейзажи из старых сериалов, даром что на две части фильма потратили 160 миллионов.

Конечно, не обходится без слоу-мо, которое так любит Зак Снайдер и над которым часто шутят даже его поклонники. Причём в «Мятежной Луне» он не просто использует этот приём слишком часто: можно понять, когда замедляют драки или героические сцены, но иногда в слоу-мо показывают даже крупные планы лиц.

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Так есть ли в фильме что-то хорошее? На самом деле да. При всей критике никто не отнимет у Снайдера умение ставить красивые кадры. Иногда они слишком мультяшные, но именно как набор сцен смотреть «Мятежную Луну» очень приятно — это подтверждают даже приведённые в статье изображения.

Диалог селянки и робота, озвученного Энтони Хопкинсом, напоминает о «Создателе» Гарета Эдвардса — одном из самых изящных фильмов года (хотя вопрос, зачем машина умывает «лицо», так и останется без ответа). Путешествие героев и диалоги у костра возвращают во времена лучших вестернов.

Персонажи тоже впечатляют. Главную роль отдали Софии Бутелле. Пришедшая из танцев актриса ещё со времён Kingsman прописалась в экшен-кино и сама исполняет подавляющее количество трюков. Поэтому на неё возлагают самые красивые драки. Утомляет лишь, что Бутелле дают слишком много драматических флешбэков: в любой удобный момент героиня начинает рассказывать важные детали своего прошлого. И здесь она справляется не лучшим образом. Чарли Ханнэм появляется в привычном и идущем ему образе обаятельного подлеца.

Остальные герои гротескны и пока что толком не понятны. Пэ Ду-на из «Королевства зомби» и «Облачного атласа» очень харизматична в образе самурая, Эд Скрейн, как и в «Дэдпуле», играет преувеличенно мерзкого злодея. Джимон Хонсу — тот, что из мема по «Стражам Галактики» — впервые появляется в кадре полуголым и заросшим, когда его поливают водой из шланга.

Так что если забыть о логике и наслаждаться только эстетикой, в «Мятежной Луне» есть что-то завораживающее.

Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

Зак Снайдер заранее обещал выпустить расширенные режиссёрские версии к обеим частям своей истории. Пока неизвестно, что покажут в продолжении, но есть странное ощущение, что лучше бы поступили наоборот и из двух фильмов смонтировали один — более лёгкий и динамичный.

В «Мятежной Луне» Снайдер слишком заигрался с мифологией и пафосом — это ещё шло его супергеройским проектам, но здесь слишком тормозит историю. Режиссёр продолжает делать то, что делал всегда: снимать странное и красивое кино, которое нравится именно ему. Такая честность подкупает. Хотя смотреть «Мятежную Луну» всё равно скучновато.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vladimir Nikishin
25.12.23 22:53
| изменено
Офигенное кино. Архетипический сюжет. Прекрасный киноязык Снайдера: слоу-мо, экстремальные ракурсы, образцовая боевая хореография, свет золотого часа в мрачном мире. 300 спартанцев в н/ф декорациях. А если не нравится, зачем тратить силы и время на длинные рецензии? Можно ведь высокомерно проигнорировать
Alex Ponomar
29.12.23 02:56
Да это ж буквально плевок в лицо всему жанру НФ, хуже поделок SyFy.
Vladimir Nikishin
29.12.23 09:48
Искренне не понимаю хейтеров и критиков. Возможно, если подходить к кинокомиксу с мерками итальянского модернизма и французской новой волны, можно заминусовать на роттен томатос. Но недовольство простого зрителя для меня непонятно — просто какое-то неаргументированное «кино — говно»