«Наполеон» совмещает батальные сцены и задумчивого Хоакина Феникса — и это красиво

Ридли Скотт очень вольно обходится с историческими фактами, но раскрывает внутренний мир императора.

23 ноября в мировой прокат вышел исторический байопик «Наполеон». Его снял Ридли Скотт — без преувеличения один из самых разносторонних режиссёров современности. Когда‑то именно он поставил космический хоррор «Чужой» и киберпанк «Бегущий по лезвию», военную драму «Чёрный ястреб», мелодраму «Хороший год» и криминальное роуд‑муви «Тельма и Луиза». Но отдельная страсть этого автора — историческое кино.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Его карьера стартовала с «Дуэлянтов» о вражде двух офицеров наполеоновской армии. В 2000 году «Гладиатор» дал Скотту новую волну популярности. За ним вышли масштабное «Царство небесное», спорные «Робин Гуд» и «Исход: Цари и боги». В 2021 году режиссёр выпустил «Последнюю дуэль» — увы, картина потерялась на фоне его же более успешного релиза «Дом Gucci», хотя выглядела интересней и глубже.

Так что тему исторического кино Ридли Скотт не бросал никогда. Однако «Наполеон» выглядит особенным даже для него. Это словно воплощение всех главных идей режиссёра: одновременно масштабное полотно и личная драма, в которой все крупные события переданы через восприятие одного человека.

Конечно, эпохальный размах делает «Наполеона» сложноватым для восприятия. Но если погрузиться в события ленты и понять эмоции главного героя, картина оставляет незабываемые впечатления.

Художественная составляющая важнее исторической

Как очевидно из названия, фильм посвящён Наполеону Бонапарту (Хоакин Феникс), причём сюжет захватывает практически все важные моменты его биографии за исключением детства. Молодой офицер становится свидетелем казни Марии‑Антуанетты, предпринимает дерзкую вылазку во время осады Тулона и быстро продвигается по службе. Уже будучи генералом, Наполеон знакомится с Жозефиной Богарне (Ванесса Криби) и вскоре женится на ней.

Далее следуют походы в Африку, коронование, война с Россией и прочие общеизвестные события. И всё это сопровождают непростые отношения императора с женой: им никак не удаётся зачать наследника, да к тому же Наполеон небезосновательно ревнует супругу.

Ещё до старта широкого проката разгорелись то ли шуточные, то ли серьёзные споры Ридли Скотта с критиками и прочими экспертами, обвинявшими картину в исторических неточностях. Режиссёр в своей традиционно грубой манере недовольных «заткнуться» и посылал в разные места, походя французов в нелюбви к самим себе.

Конечно же, в фильме и правда множество неточностей. Начиная с того, что Наполеон не присутствовал на казни Марии‑Антуанетты — а это вступительная сцена. Да и сам слоган картины «Он пришёл из ниоткуда, он завоевал всё» не слишком‑то клеится с реальностью. Но так можно придираться к любому историческому фильму.

Ридли Скотт не позиционирует свою картину как документальное отражение реальности. Мало того, он всеми силами подчёркивает условность происходящего. Начиная с выбора Хоакина Феникса на главную роль. Наполеон умер в 52, актёру в момент съёмок было уже за 45, а его сильно не гримируют, даже когда он играет молодую версию персонажа.

Ход, конечно, спорный, приходится принимать этакие театральные правила: герою сменили причёску и костюм — значит, он постарел на 20 лет. С другой стороны, это позволяет отдать персонажа одному артисту без трёх версий в разных возрастах и не страдать от компьютерного омолаживания, которое так ругали в «Ирландце» Мартина Скорсезе.

Условность подчёркивают и художественными съёмками: Ридли Скотт не стесняется того, что прямо в объектив камеры летит грязь и вода, оставляя капли, а выстрелы и взрывы даже слишком разрушительны. Так что прежде чем ругать картину за неисторичность, стоит вспомнить шутку со съёмок «Властелина колец». Тогда Питера Джексона , откуда идёт свет в ночной сцене, а он ответил: «Оттуда же, откуда и музыка».

Но более важная условность — это количество исторических событий, которые охватывает картина. И тут оказывается, что 150 минут Ридли Скотту слишком мало, чтобы рассказать всё. Это ещё не страшно — Абелю Гансу когда‑то не хватило и , а ведь он захватывал меньшую часть истории.

Кадр из фильма «Наполеон»

Прокатная версия «Наполеона» почти галопом проскакивает все важные моменты, за исключением разве что битв при Аустерлице и финального сражения при Ватерлоо. Увы, это превращает историческую часть картины в набор резко обрывающихся сцен: вот Наполеон получает власть, вот его успехи, а тут уже провал, новая страна, ещё одна, новые договоры, снова война, поражение, финал. Отвернулся на пару минут — пропустил пять лет.

Выглядит это не скучно и не бессмысленно. Скорее просто обидно: каждая из сцен по‑своему красива, и хочется, чтобы она длилась дольше. Поэтому главная надежда на обещанную четырёхчасовую версию, которая должна выйти на Apple TV+. Все, кто видел оба варианта (прокатный и авторский) «Царства небесного», знают, насколько более подробным может стать сюжет.

«Наполеон» — масштабный и жестокий, но очень красивый фильм

Масштабные картины о временах наполеоновских войн — страсть многих режиссёров. Можно вспомнить не только Абеля Ганса, но и Сергея Бондарчука с его «Войной и миром», а также нереализованный проект Стэнли Кубрика. Последний, кстати, возможно, увидит свет, но в несколько иной форме — Стивен Спилберг работает над сериалом по черновикам своего коллеги и друга.

Кадр из фильма «Наполеон»

Что уж говорить о Ридли Скотте, который начал свою карьеру с «Дуэлянтов» — фильма о тех же временах. Но там режиссёр мог себе позволить лишь стычки двух главных героев. Зато теперь он снимает битвы с невероятным размахом, на полную используя человеческие ресурсы и практические эффекты.

Хотя тут стоит упомянуть о забавном факте. При продвижении фильма создатели якобы наличие в нём компьютерной графики. Однако пользователи заметили, что на странице «Наполеона» на IMDb в разделе VFX больше трёх сотен человек.

Так что, конечно же, графика в фильме есть — да и вряд ли кто‑то будет снимать реально летящие в кадр пушечные ядра, разносящие каменные стены на части.

Кадр из фильма «Наполеон»

Но когда Скотт показывает сражение при Ватерлоо — это действительно огромные армии, которые несутся друг на друга, медленные перестроения и грохот взрывов. Подобные сцены поражают воображение и захватывают — то ли своей красотой, то ли отвратительностью.

Режиссёр удивительным образом находит изящное в самых мерзких моментах. Развороченные снарядом внутренности коня служат драматическим элементом для раскрытия личности Наполеона. А во время разгрома союзных войск под Аустерлицем мёртвые тела людей и лошадей, как бы это странно ни звучало, очень эстетично тонут подо льдом, пока кровь смешивается с водой.

Хотя нужно отдать автору должное — ни о какой романтизации войны и экранном героизме речи не идёт. Сам Наполеон будет участвовать в сражении лишь в самом начале да в финале на короткое время поскачет по полю.

Кадр из фильма «Наполеон»

Ридли Скотт показывает сражения как они есть: грязным месивом, где нет ни одного «крутого парня», лишь серая масса людей, которые рубят и давят друг друга. Всё так же мрачно, как серо‑зелёный цветофильтр, использованный в картине.

Актёры выдают великолепную драму

Но если за 150 минут автору не хватило времени рассказать обо всех битвах, то чем же так хорош «Наполеон»? А хотя бы тем, что это потрясающая личная история одного очень необычного человека. Конечно, здесь достоверность и вовсе уходит на второй план. Зато дуэт Хоакина Феникса и Ванессы Кирби покорит любого, кто ценит экранную химию между актёрами.

Кадр из фильма «Наполеон»

Первый тут отказывается от гротеска «Джокера» или «Всех страхов Бо» и позволяет своему Наполеону быть задумчивым, часто словно абстрагироваться от происходящего. Мало того, Наполеон нередко бывает нерешительным, а то и просто смешным — в первую очередь это как раз касается отношений с Жозефиной. В фильме даже есть несколько непристойных забавных моментов с их участием, а изображающий возбуждённого коня Феникс наверняка станет героем мемов.

Кирби же удивительным образом доминирует в их общих сценах. Это касается и взаимоотношений персонажей: как типично — сильный на поле боя и в правлении мужчина робеет перед женой и убеждается, что без неё ничего не значит. И даже актёрской игры: Жозефина и когда молчит, выглядит интересней Наполеона — все же помнят, что Ридли Скотт очень любит снимать фильмы о женщинах («Чужой», «Солдат Джейн», «Тельма и Луиза», «Последняя дуэль» и многое другое).

Императрице отводят не так много экранного времени, но она остаётся важна даже за кадром. Именно ей всё время пишет (а на самом деле то ли исповедуется, то ли жалуется, словно психотерапевту) Наполеон: как после крупнейших успехов, так и после полного провала.

Кадр из фильма «Наполеон»

Если где‑то и искать главную трагедию и глубинные эмоции главного героя — так это в принципиальном различии между его поведением во время личных встреч с Жозефиной и его неприкрытыми переживаниями в письмах.

Остальные же актёры и персонажи, к сожалению или к счастью, остаются лишь фоном, по крайне мере, в прокатной версии. Запомнится разве что дерзкий выход Руперта Эверетта в финале да пара сцен с Беном Майлзом. Это немного обидно, но всё же лучше так, чем размазывать личную историю Наполеона между десятком важных героев.

Кадр из фильма «Наполеон»

Для тех, кто смотрит кино, чтобы поругать и поискать недостатки, «Наполеон» оставляет огромный простор для придирок. Кому‑то он покажется слишком затянутым, другим — слишком скомканным, знатокам истории — слишком вольно обращающимся с фактами.

Но для поклонников масштабных и мрачных исторических драм, завязанных на личных переживаниях, работа Ридли Скотта — настоящий подарок. Это жуткий и пугающий своей кровавостью фильм о войне, а также попытка заглянуть в душу к одному из самых известных и неоднозначных исторических деятелей. Как будто бы с желанием объяснить его поступки. Вот только прямо перед финальными титрами режиссёр перечисляет количество погибших в каждом сражении. А это десятки тысяч. Так что ни о каком оправдании его действий речь не идёт.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Кадр из фильма «Наполеон»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Камиль А.
27.11.23 19:11
Еще до релиза складывалось ощущение, что фильм перегружен + хоакин все-таки намного старше бонапарта, в общем результатом не удивлен ( А жаль!
S G
27.11.23 20:06
очередное шило?
Алексей Хромов
27.11.23 20:11
Вангую — полная версия будет лучше