«Не смотрите наверх» с Леонардо Ди Каприо оказался сатирой на режим Трампа. Не идеальной, но смешной

Комедия-катастрофа от автора «Игры на понижение» привлекает не количеством звёзд, а качественным юмором.

24 декабря на стриминговой платформе Netflix вышел новый фильм режиссёра и сценариста Адама Маккея, снявшего культовую «Игру на понижение». Главные роли исполнили Дженнифер Лоуренс и Леонардо Ди Каприо. И остальной каст тут экстремально звёздный: Джона Хилл, Кейт Бланшетт, Тимоти Шаламе, Ариана Гранде, Рон Перлман, Химеш Патель, Крис Эванс и Мэрил Стрип.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Причём среди этих ролей есть и совсем маленькие: так, Криса Эванса, который в минутной сцене играет голливудского актёра, вы можете даже не заметить. И этот бессмысленный переизбыток знаменитостей — одна из причин, по которой западные критики отнеслись к новинке сурово. На момент написания статьи у картины всего 55% свежести на агрегаторе Rotten Tomatoes.

На деле лента вовсе не плоха, но, чтобы получить от просмотра удовольствие, важно сформировать верные ожидания. «Не смотрите наверх» не имеет ничего общего с фильмами‑катастрофами вроде «Дня независимости» и «2012» Роланда Эммериха.

Чтобы представить, на что похожа работа Маккея, нужно мысленно объединить «Доктора Стрейнджлава» Кубрика с «Идиократией» Майка Джаджа и «Меланхолией» Ларса фон Триера. Это такой фильм‑контраст: он умудряется быть лёгким и в то же время мрачным, жёстко критикующим общество, но до слёз смешным.

Множество социальных и политических тем

Талантливый, но скромный учёный Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) и его аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) узнают, что к Земле приближается огромная комета.

Вместе с доктором Клейтоном Оглторпом (Роб Морган) астрономы решают обратиться к правительству США за помощью, но сталкиваются со скептицизмом президента Джейн Орлеан (Мэрил Стрип) и насмешками её избалованного взрослого сына (Джона Хилл). Чиновники советуют учёным помалкивать и не сеять панику.

Кадр из фильма «Не смотрите наверх»

Герои всё же намерены вопреки воле Белого дома донести правду до людей — если не через правительство, так через СМИ. Они приходят на телешоу, где их тоже не воспринимают серьёзно. Над Дибиаски, сорвавшейся во время прямого эфира, потешается весь интернет, создавая про женщину унизительные мемы, а Минди мгновенно объективируют и превращают в секс‑символ.

В конце концов президент всё же решается признать проблему, опасаясь репутационных издержек. Но когда правительство уже в одном шаге от уничтожения угрозы, в дело вмешивается гениальный изобретатель‑миллиардер Питер Айшеруэлл (Марк Райлэнс). И его инициатива может очень скверно обернуться для всех жителей планеты.

Некоторым рецензентам не понравилось, что Адам Маккей выбрал для своей сатиры слишком много мишеней. Объектом критики режиссёра действительно стала масса современных социальных и политических явлений.

Это и поверхностная аудитория соцсетей, которую личная жизнь поп‑звёзд волнует больше, чем предстоящая глобальная катастрофа, и несущие с экранов откровенную чушь головы, и самоуверенные богачи, готовые ради прибыли поставить под угрозу жизнь на всей Земле.

Кадр из фильма «Не смотрите наверх»

Но зато благодаря обилию тем смотреть фильм совершенно не скучно. Ведь буквально каждую минуту он выцепляет какую‑нибудь новую общемировую проблему и безжалостно её высмеивает. Хотя в сюжете будет много сатиры, рассчитанной именно на жителей США. Скажем, в образе типичной популистки Джейн Орлеан и её штаба сразу угадывается фигура Дональда Трампа и некоторых других одиозных американских лидеров.

Проблема экологического кризиса под слоем сатиры

При этом Маккею удалось выдержать баланс между желанием пошутить про всё, до чего удалось дотянуться, и достаточно мрачным подтекстом. Ведь несущаяся на Землю комета — это очевидная метафора абсолютно реального экологического кризиса.

Учёные уже давно твердят о глобальном потеплении и о том, что у человечества осталось не так много времени, чтобы остановить изменения климата, пока те не стали необратимыми. И если вдуматься, насколько достоверно фильм показывает реакцию людей на государственном, корпоративном и индивидуальном уровнях, становится по‑настоящему страшно.

Кадр из фильма «Не смотрите наверх»

Вместе с тем сюжет отлично отражает тот уровень безумия, который человечество обычно генерирует в ответ на любой кризис. Так, в одном из моментов герои задаются вопросом, отчего людям как будто плевать на наступающий апокалипсис.

Чтобы ответить на него, достаточно вспомнить, как некоторые реагировали (да и продолжают реагировать) на пандемию коронавируса: требовали от учёных доказательств очевидного, впадали в отрицание или строили странные теории заговора.

Оптимистичный и трогательный финал

Ближе к финалу сатирический тон фильма меняется на трагический и даже немного сентиментальный. Перефразируя одного известного киногероя, Маккей призывает в тёмные времена обращаться к свету, а именно — к родным и близким.

Эти удивительно тёплые сцены словно напоминают, что даже в этом безумном мире всегда есть место, где тебя поймут и примут. И что обязательно найдутся люди, способные противопоставить жадности и невежеству любовь и здравомыслие.

Кадр из фильма «Не смотрите наверх»

Вероятно, «Не смотрите наверх» не понравится тем, кто, глядя на внушительный список актёров, а особенно на имя Леонардо Ди Каприо, ожидал от картины чересчур многого. Но как интересный жанровый эксперимент фильм получился отличным. Он порадует тех, кто соскучился по хорошей смелой сатире, а кого‑то даже заставит прослезиться в конце. И если не восторгов, то хотя бы внимания к себе он уж точно достоин.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Поль
25.12.21 15:27
«Режим» как звучит… «Террористы или повстанцы?»
Александр Мазко
25.12.21 18:28