В драме «Спенсер» принцесса Диана глотает жемчуг и говорит с призраком. И это стоит увидеть

9 декабря в России выходит биографическая драма «Спенсер» — в нашем прокате лаконичный заголовок обрёл не слишком уместное дополнение «Тайна принцессы Дианы». Принцессу Уэльскую сыграла кардинально преобразившаяся Кристен Стюарт, а поставил ленту чилийский режиссёр Пабло Ларраин.
Его последние работы («История Лизи», «Джеки», «Эма: Танец страсти») так или иначе посвящены женщинам — их внутренним проблемам, самоопределению, отношениям с окружающими людьми.
Титром «Это сказка о реальной трагедии» постановщик словно предупреждает зрителей, что речь в фильме пойдёт не о реальной Диане Спенсер. Кино скорее о собирательном образе, который легко сможет примерить на себя каждый смотрящий.
Необычайно глубокий образ принцессы и искренняя игра Стюарт
Сюжет охватывает всего несколько дней из жизни принцессы Уэльской. Королевская семья решает провести Рождество в особняке в Норфолке — родном для Дианы графстве. Между тем брак принцессы с её мужем Чарльзом трещит по швам. Принц практически в открытую изменяет супруге с Камиллой Паркер‑Боулз, а родственники предпочитают не замечать страдания молодой женщины.
На фоне происходящего Диана начинает медленно сходить с ума от паранойи и одиночества. Но именно эти дни в поместье станут поворотным моментом в её короткой и яркой биографии.
Образ леди Ди много раз воспроизводили на экране, в том числе и при её жизни. Не так давно Netflix стал катализатором новых дискуссий о ней: четвёртый сезон сериала «Корона» затронул брак Дианы и Чарльза. Причём авторы показали личную жизнь пары столь откровенно, что министр культуры Великобритании даже призвал стриминг предупреждать людей о вымысле в шоу.
Роль принцессы Уэльской в сериале прекрасно исполнила британская актриса Эмма Коррин. Но Кристен Стюарт не хочется с ней сравнивать. Ведь бывшая звезда «Сумерек» как будто и не ставит целью создать биографически точный портрет. Однако вместе с тем черты Дианы безошибочно узнаются в ней: характерный наклон головы, изломанные позы и даже голос.
К сожалению, в глазах массового зрителя Кристен Стюарт часто ассоциируется с «деревянным» стилем игры — тем, кто всё ещё так думает, обязательно нужно посмотреть драмы с участием актрисы «Персональный покупатель» и «Всё ещё Элис». Только вот она уже давно переросла «Сумерки», как и её партнёр по съёмкам Роберт Паттинсон. Наверное, в том числе поэтому Стюарт так хорошо удалось вжиться в образ неформатной героини, не вписывающейся в окружающую действительность.
Честный рассказ о депрессии и токсичных родственниках
В своём самом большом интервью каналу BBC Диана рассказывалаPrincess Diana & Martin Bashir Panorama Full Interview / YouTube, как долгие годы боролась с булимией и депрессией. Она прибегала к самоповреждениям: самым известным случаем подобного селфхарма стало намеренное падение с лестницы, и в фильме даже есть намёк на этот инцидент. Вдобавок некоторые из её биографов высказывали мысль, будто бы принцесса страдалаD. Cohen. Diana: Death of a Goddess от пограничного расстройства личности.
Как бы то ни было, Ларраину удалось великолепно передать пошатнувшееся душевное состояние леди Ди. Бедная принцесса тонет в отчаянии и мучается галлюцинациями, жалуется на жизнь фазану и разговаривает с призраком Анны Болейн.
Но при всём этом героиня вовсе не кажется сумасшедшей. А редкие эпизоды общения с супругом и королевской роднёй объясняют её поведение: ведь от такой пассивной агрессии кто угодно начнёт вести себя странно.
Даже блёклая визуальная гамма и отсутствие чёткого фокуса подчёркивают субъективное ощущение печали и отрешённости. Порой можно на физическом уровне почувствовать, как холодно Диане в золочёном особняке, продуваемом сквозняками. Моменты, когда героиня проводит время со своими сыновьями Уильямом и Гарри, единственные островки уюта в этом царстве духоты и обмана.
Завершающий штрих в эту зловещую атмосферу внёс Джонни Гринвуд из Radiohead — автор саундтрека. Он объединил в нём мотивы джаза и классической музыки. И такой эклектичный коктейль идеально передаёт спутанность сознания Дианы.
Мрачный символизм и эстетика боди‑хоррора
Пабло Ларраин рассказывает историю Дианы на универсальном языке, понятном каждому зрителю. Например, жемчужное колье принцессы служит аллегорией несвободы и неспроста напоминает ошейник. Зашитые занавески обретают то же значение.
«Они убьют меня?» — в самом начале фильма в шутку спрашивает принцесса, имея в виду, достанется ли ей за опоздание к ужину. Но для зрителя эта фраза звучит одновременно пророчески и угрожающе: как тут не вспомнить популярную теорию заговора о том, что смерть Дианы якобы была подстроена королевской семьёй.
Преднамеренно или нет, но в моментах с самоистязанием лента заходит на территорию боди‑хоррора. Глядя, как Диана через силу ест упавшие в суп жемчужины, хочется вспомнить экстравагантный триллер «Глотай», героиня которого поглощала несъедобные предметы. Эпизод же, в котором Диана ранит себя кусачками, точно шокирует зрителей, ожидающих увидеть обычный байопик.
«Спенсер» — это противоречивый, но безусловно талантливый фильм, который вызывает целое море эмоций. Его точно должен посмотреть каждый, кому интересна история жизни и смерти леди Ди. Но кино также превосходно работает как психологическая драма об одиночестве и очарует любителей по‑настоящему глубоких лент, бросающих вызов чувствам.