Как не забывать прочитанное: советы от чемпиона по запоминанию

Пошаговый алгоритм, который поможет сохранить в голове всё самое важное.

Андрей Сафронов
Тренер по развитию памяти, участник ТВ‑проектов «Удивительные люди» и «Сверхспособности».

С помощью книг мы можем дотянуться до великих людей и «подсмотреть» их секреты успеха, можем получить новый навык или узнать какие‑то фишки, которые продвинут нас к целям. Книги — отличный инструмент для развития мышления. Но, к сожалению, никто нас в школе или вузе не учил, как запоминать прочитанное. Поэтому информация в одно ухо влетает, а из другого вылетает.

В этой статье как раз поговорим о том, что же делать, чтобы всё прочитанное оставалось в голове и мы могли этим пользоваться. Алгоритм, который описан ниже, основан на исследованиях работы мозга и проверен опытом. Полетели!

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Первый день

Шаг 1

Каждые 20 минут чтения или после каждой интересной мысли делаем паузу и отвечаем себе на вопрос: «Что я понял(а)?» Пересказываем важные моменты своими словами и делаем черновые заметки (желательно в виде схематичных картинок).

Почему нужно делать паузу в пределах 20 минут? В 80‑х годах немецкий психолог по фамилии Эббингауз исследовал то, как человек забывает, и выяснил, что из информации, которую запомнили, мы теряем около 40% в первые 20 минут, около 60% — через час, а через сутки в голове остаётся не более 33–35%.

Если мы не сделаем ничего с полученной информацией за первые 20 минут, то рискуем забыть значительную часть.

Почему нужно пересказывать, а не перечитывать, например? В 60‑х годах психолог Эндел Талвинг провёл интересный эксперимент. В нём было две группы участников: команда А и команда Б. Испытуемым дали список пар существительных вроде «кошка — колье», «слон — столб», а также задание: прочитать весь список шесть раз. О том, что слова нужно запомнить, не упоминалось.

Затем команде А оставили этот же список, а команде Б дали другой. И попросили участников из обеих групп запомнить как можно больше пар. Вы удивитесь, но результаты были примерно одинаковые.

Потом исследователи решили проверить, что будет, если одна группа станет перечитывать текст, а другая — делать паузы и пересказывать. И конечно, вторая группа в разы лучше справилась с тестированием по тексту.

Когда что‑то пересказываем, мы делаем зацепки для новых сведений через свои привычные слова и знакомые примеры. То есть это работает примерно так же, как и с запоминанием имён: с нами знакомится человек по имени Николай (новая информация), а мы мысленно отмечаем, что этого человека зовут так же, как и нашего брата (старая информация).

Итог: читаем с паузами и пересказываем прочитанное своими словами.

Шаг 2

Закончив чтение на первый день, делаем конспект из черновых заметок. Идеальный способ — создать интеллект‑карту, потому что с ней удобнее работать: повторять получится быстрее и проще, чем в случае обычного конспекта.

Шаг 3

После того как сделали конспект, проговариваем все главные идеи три раза подряд. Когда что‑то повторяется от трёх раз, мозг начинает считать сведения важными, нейронные связи укрепляются и информация в будущем вспоминается проще.

Шаг 4

Повторите по памяти важные моменты за час–два перед сном. Всё, что вы повторяете перед сном, мозг запоминает в первую очередь.

Второй и последующие дни

Сначала по памяти вспоминаем, что уже прочитали. Это очень просто и быстро, если вы сделали конспект в виде интеллект‑карты. Далее применяем алгоритм первого дня.

Почему так? Во‑первых, повторение важно само по себе. Чтобы информация надёжно закрепилась в памяти, её нужно повторять минимум три дня подряд. Во‑вторых, всё, что вы будете читать дальше, будет опираться на то, что вы уже прочитали, и лучше эти сведения освежить. Неспроста в сериалах перед новым эпизодом показывают важные моменты из предыдущего.

После того как прочитали всю книгу

Идеально, если прочитанную информацию вы сразу начнёте применять. Тогда вам больше ничего для запоминания делать не нужно, просто наслаждайтесь своими результатами.

Но бывает и так, что просто хочется запомнить что‑то и мы пока не понимаем, как это в дальнейшем использовать (у меня сейчас такая ситуация, например, с книгами Андрея Курпатова).

В таких случаях придётся дополнительно повторять прочитанное через интервалы времени. И если всё сделать правильно, то самих повторений будет немного (об этом стоит поговорить в отдельной статье), а информация станет «вашей» и будет помниться вечно.

Чек‑лист

  1. Читаем блоками по 20 минут и в паузах пересказываем своими словами важные моменты.
  2. Делаем конспект и сразу по памяти повторяем ключевые идеи три раза подряд.
  3. Повторяем перед сном.
  4. На следующий день повторяем всё прочитанное.
  5. Снова выполняем шаги с первого по третий.

На сегодня это всё. Развивайтесь и умнейте с каждым днём, и да пребудет с вами суперпамять!

В книге‑тренинге «Суперпамять за семь шагов» — проверенные и простые упражнения, которые помогут развить способность к запоминанию, научат хранить нужную информацию в голове и благодаря этому повысят продуктивность в работе или учёбе. Для успешного выполнения заданий не нужны экстраординарные способности или сложные инструменты, только настойчивость и постоянство.

Купить книгу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Над текстом работали: Андрей Сафронов
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vladislav Andreev
16.10.20 04:48
А я знаю ещё одно средство от забывчивости: не читать. Когда не читаешь, то и забывать нечего. :) И время экономишь.
Vladislav Andreev
16.10.20 05:07
Зачем тогда вообще читать, если не собираешься это запоминать? Тогда уж лучше потратить это время на прогулку. Как сказал Джон Блэкки, "Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применить".
Vladislav Andreev
16.10.20 05:13
Поварнин С.И. Как читать книги. - М., 1971. - 80 с. Впервые эта брошюра была издана в 1924 г. Зачем изобретать велосипед? Всё уже давно написано.
Loca Zorro
23.06.23 17:21
как понял про 2 шага забыли?
Читать все комментарии