Олдскульный боевик «Немая ярость» доказывает, что экшен важнее диалогов

Новая работа режиссёра «Круто сваренных» и «Без лица» радует минималистичной, но очень крутой постановкой.

30 ноября в российский прокат вышел фильм «Немая ярость» режиссёра Джона Ву. Поклонники боевиков отлично знают этого автора — он снял «Без лица», «Круто сваренные», «Трудная мишень» и многие другие известные картины. Впервые со времён «Часа расплаты» (а это 2003 год) Ву создал фильм в США, причём «Немая ярость» — классический боевик, наполненный громкими выстрелами и кровавыми драками, снятыми в слоумо. Но есть и одна необычная черта: в картине практически нет диалогов.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Нестандартный подход совершенно не портит фильм, а возможно, делает его даже лучше. Но всё же не стоит ждать от «Немой ярости» чего-то радикально нового. Это просто захватывающий аттракцион и эксперимент.

«Немая ярость» — настоящий классический боевик

Накануне Рождества семьянин и простой работяга Брайан Годлок (Юэль Киннаман) играет с сыном на лужайке у дома. Мимо проносятся две машины с перестреливающимися бандитами, и одна из шальных пуль убивает ребёнка. Отец пытается догнать преступников, но получает ранение, в результате которого теряет голос и едва не умирает. Он долго пьёт, а потом решает отомстить: тратит целый год на обучение стрельбе, рукопашному бою и вождению, чтобы на следующее Рождество уничтожить всех бандитов, хоть как-то причастных к смерти сына.

Все, кто любит бодрые жёсткие боевики, уже при одном упоминании фамилии Ву понимают, что их ждёт захватывающее зрелище. Этот режиссёр — один из тех, кто сделал перестрелки в кино настолько интересными. В его фильмах герои не стоят на месте, а двигаются, выстрелы звучат громко и насыщенно, у убитых видны кровавые раны, а если пули летят мимо, то разносят куски стен. Он смешивал рукопашный бой и перестрелки, снимал длинными кадрами без склеек. Да что говорить — можно просто вспомнить самую из «Круто сваренных», и всё станет понятно.

Что делает Джон Ву в «Немой ярости»? По сути, всё то же самое, хоть и чуть более сдержанно. Главный герой здесь не суперагент, а противостоит он каким-то наркоторговцам, а не якудза с армией ниндзя. Поэтому персонажи не совершают волшебных кульбитов и даже не стреляют во время прыжков с переворотами, как постоянно делал главный герой «Без лица».

Кадр из фильма «Немая ярость»

Кроме того, фильм сняли с относительно небольшим для голливудского боевика бюджетом, поэтому в картине мало общих планов и массовых сцен. К финалу герой со своим неожиданно появившимся напарником и вовсе будут продвигаться по одному зданию, поочерёдно сталкиваясь с безликими врагами.

Это не значит, что «Немая ярость» выглядит не зрелищно. Отчасти такие ограничения даже идут в плюс. Долгие драки и перестрелки снимают длинными кадрами без монтажа, что убирает мелькание, которое так в некоторых боевиках.

Иногда перебарщивают со слоумо, но здесь это выглядит как жанровый элемент, а не попытка подольше покрасоваться перед зрителем. А сдержанный стиль вызывает аналогии, например, с реалистичной жестокостью «Карателя». Такой суровой маскулинности иногда не хватает.

Главный герой — обычный человек

При всей стандартности основы в фильме есть важное отличие от классики боевиков. Джон Ву делает главным героем «простого парня». Не полицейского или спецагента, жизнь которого изначально заточена на борьбу со злодеями, а человека, ввязавшегося в смертельные игры от отчаяния. Ему просто уже нечего терять.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Конечно, зрителю придётся принять некоторые условности: даже в начале тренировок трудно поверить, что человек с внешностью Юэля Киннамана так уж слаб. Но в нём не просыпаются скрытые умения, он не вспоминает внезапно, что в прошлой жизни был спецназовцем, — подготовка к мести занимает целый год для героя и почти час хронометража для зрителя, так что настоящий экшен начнётся только во второй половине фильма. Но важнее другое: очень хорошо и реалистично показывают, что, даже насмотревшись видеоуроков и постреляв в тире, персонаж не становится крутым автоматически.

Он совершает ошибки одну за другой: своей первой жертве Брайан буквально сам даёт оружие, в результате чего чуть не погибает. Он теряется, мешкает и боится. За такого персонажа намного легче переживать. Разве кто-то при просмотре очередной части франшизы «Миссия невыполнима» (Ву, кстати, снял второй фильм серии) искренне верит, что герой может пострадать, пока не дойдёт до финального босса?

Кадр из фильма «Немая ярость»

А в «Немой ярости» при всей предсказуемости действия иногда очень естественно показывают, что мститель сам до конца не осознаёт свои поступки. И в какой-то момент легко поверить, что зло вполне может остаться безнаказанным.

Отсутствие диалогов не мешает, а помогает

Значительная часть рекламной кампании фильма построена на его главной отличительной черте: в «Немой ярости» нет диалогов. В оригинале фильм называется Silent Night — и здесь есть игра слов: это одновременно намёк, что главный герой не может говорить (silent), и название классической рождественской песни, потому что действие стартует и завершается в этот праздник.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Но сменивших название российских прокатчиков можно понять: полтора года назад на экраны уже выпускали британскую картину «» (Silent Night) с Кирой Найтли с совершенно другим сюжетом. В США её наверняка не видели, а вот у отечественных зрителей могут возникнуть сложности.

Подход Джона Ву необычен. В фильме, конечно, есть короткие моменты с текстом, но они низведены до уровня саунд-дизайна: это радиоэфиры, какие-то эмоциональные выкрики. А вот содержательных диалогов нет вовсе, есть лишь несколько переписок в мессенджерах, но и ими не злоупотребляют.

Как эксперимент «Немая ярость» выглядит очень любопытно. Кинотеатры и домашние экраны сейчас перенасыщены фильмами любых жанров, и авторы пытаются делать хоть что-то запоминающееся: будь то картины с эффектом одного бесконечного кадра («Бёрдмэн» или «1917»), чёрно-белое кино («Рома» или «Маяк»), экшен-триллер, где показывают только говорящего по телефону человека («Виновный» или «Коллектор»).

Кадр из фильма «Немая ярость»

Джон Ву в «Немой ярости» напоминает о главной истине: кино — визуальное искусство. Слишком часто режиссёры заставляют своих героев проговаривать важные детали, то ли не умея, то ли ленясь раскрыть сюжет в видеоряде. И мало у кого есть талант Тарантино делать диалоги динамичными и красивыми — чаще это просто «говорящие головы» и съёмка обычными «восьмёрками».

Ву решил убрать все эти условности, а заодно, похоже, показать, что в жанре классического боевика диалоги и вовсе вторичны: пересмотрите последних «Неудержимых» или «Форсаж» без звука или на каком-нибудь непонятном языке — на сюжет это не повлияет.

Для Юэля Киннамана эта роль тоже явное испытание. Он, конечно, привык играть крутых неразговорчивых парней, но здесь актёру приходится работать только мимикой и языком тела. Актёр даже , что пытался вжиться в роль и вообще не разговаривать во время съёмок, но сдался в первый же день. Однако в образе он выглядит очень убедительно. Причём именно как человек, которому есть что сказать, а ещё больше — прокричать. Вот только он не может.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Если сильно придираться, то режиссёр поступил не совсем честно. Убрав диалоги, он просто отказался от раскрытия всех необязательных деталей истории, оставив только основу. Зрителю ничего толком не расскажут о главном герое и его странных отношениях с женой, бандитах, полицейском, который присоединяется к Брайану.

Плохо это или хорошо — решать каждому самостоятельно. Боевики слишком часто ругают за затянутую разговорную часть, здесь же её нет вовсе. Зато есть живой и интересный герой, много крутого экшена и гротескная жестокость. Любителям жанра подойдёт идеально.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Немая ярость»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
джон лик
06.12.23 16:21
Конец фильма просто слили. Особенно с девахой наркоманкой максимальный бред получился