Приезжая в другую страну, мы встречаемся с местными обычаями, многие из которых могут показаться странными и даже отталкивающими. Вот что непременно удивит тех, кто решится путешествовать по Азии.
1. Проблемы со стиркой
Это первое, с чем сталкиваются путешественники, отправляющиеся в азиатскую страну более чем на неделю. Если машинка‑автомат для россиян обязательный элемент минимального комфорта, то в Таиланде и Малайзии пользуются услугами прачечных. Есть более дешёвые, куда можно прийти со своим порошком, — загружаете бельё в машинку и ждёте, пока автомат закончит работу. Доступны варианты и подороже, где персонал всё сделает сам, но хорошее качество услуги это отнюдь не гарантирует.
Найти нормальное место для стирки — настоящий челлендж.
Вы никогда не знаете, вернут ли вам вещи без пятен и в хорошем состоянии. Иногда они могут полинять или даже местами покрыться плесенью, поскольку в частной прачечной к вашему белью подкидывают чужое.
Однажды я сдал в балийскую стирку одежду и кроссовки, но забыл предупредить об очевидной для нас вещи: обувь нужно стирать отдельно. В итоге белые футболки стали синими, и всё это ничуть не смутило хозяина прачечной.
Как выйти из этого положения? Деликатные вещи большинство путешественников предпочитают стирать руками. Постельное бельё, одежду можно рассортировать и самостоятельно закладывать в машинку‑автомат в прачечной, выбирая подходящий режим. Это и дешевле, и есть гарантия, что к вашим вещам не добавятся чужие.
А ещё бывалые путешественники нередко просто откладывают вещи, которые им жалко пробовать привести в порядок в таких условиях, и ждут стирки в другой стране.
Я тоже предпочитаю не отдавать одежду в азиатские прачечные. И вожу грязные вещи с собой, пока не смогу найти жильё со стиральной машинкой или не окажусь в стране, где буду уверен в качестве услуг.
2. Мусор на улицах
В Азии действительно мусорят везде. Люди здесь не заботятся об экологической обстановке: для них совершенно нормально складировать отбросы возле какого‑нибудь красивого природного места, выкидывать их за забор или в океан. А на просёлочных дорогах вполне можно встретить коров, лежащих на груде пластика.
Я часто видел, как местные жители бросают мусор или справляют нужду в каналы, подающие воду для полива полей. А это наверняка сказывается на качестве будущих продуктов и состоянии берега океана. Путешественники часто задаются вопросом: неужели людям самим приятно так жить?
Ведь есть города, которые буквально превращаются в настоящие мусорные полигоны!
К сожалению, причины такого поведения местных жителей понять сложно. Возможно, за многовековую историю они привыкли пользоваться исключительно экологически чистыми предметами быта, например банановыми листьями, и затем выбрасывать их на улицу. Пришла глобализация, но обычаи не изменились. Некоторые также видят причину в низком уровне жизни и проблемах с формированием городского пространства.
А меж тем мусор с улиц никуда не девается, и к этому нужно быть морально готовым, если собрались путешествовать по Азии.
3. Разные цены и условия в туалетах
Даже туалеты могут удивлять! Так, в Индонезии стоимость их посещения будет зависеть от того, как вы будете справлять нужду: по‑большому или по‑маленькому. В первом случае вам выдадут туалетную бумагу. Но, к счастью, вопрос этот особо не контролируется.
Также часто в туалетах можно увидеть шланг для подачи воды, с помощью которого местные жители подмываются. В целом этот способ довольно гигиеничный, вот только он далеко не самый удобный. Кроме того, после подмывания встаёт вопрос о том, как вымыть руки с мылом.
4. Продажа бензина в продуктовых магазинах
Основная причина столь экзотического способа продажи заключается в том, что люди в Азии часто ездят на мопедах, которые не надо заправлять сразу большим количеством топлива.
Я, как и местные водители, ещё 5 лет назад покупал 1–2 литра бензина и заливал его в бак на месте. Сделать так можно и сегодня — исключение составляют, пожалуй, только крупные города. И это гораздо удобнее, чем стоять в длинных очередях на заправках.
При этом качество топлива в магазинах ничуть не хуже, так что вариант в целом рабочий.
Вот только смущает тот факт, что продавец наливает бензин голыми руками, нередко расплёскивая часть жидкости вокруг или себе на руки. А затем ими же может положить фрукты в пакет и принять деньги. Так что получается не очень гигиенично.
5. Множество проводов вдоль дороги
Вместо того чтобы заменить старые кабели, провайдеры предпочитают проводить новые. Результат — огромное количество проводов, которые тянутся вдоль проезжей части. Они свисают тоннами! Особой опасности провода не несут, а вот внешний вид улиц серьёзно портят. Однако жителей и представителей власти эта ситуация ничуть не беспокоит.
6. Специфическая доставка еды
Доставкой еды сегодня мало кого удивишь: она есть в Америке, России, Европе. В Азии эту услугу тоже оказывают — ею пользуются как местные, так и туристы. Вот только стоимость доставки здесь значительно выше, чем в ресторане или кафе.
Поэтому большинство жителей предпочитают услугу «деревенского» формата, когда еду просто заливают в пакет и в таком виде отдают покупателям.
Едят её ложками прямо из упаковки, а доставляют на велосипедах или мотоциклах.
Это весьма распространённый способ питания для местных работяг — такой комплексный обед по‑азиатски. Конечно, еду эту потребляют лишь представители бедных слоев населения, которых не пугает антисанитария и, возможно, сомнительный вкус блюд.
Туристам же приобретать такую пищу я точно не рекомендую, поскольку готовится она в той же тележке, на которой была доставлена, и закладывается в пакет не самыми чистыми руками. Такой обед может быть небезопасен для здоровья.
7. Хаотичное движение на дорогах
Отсутствие правил дорожного движения и интуитивное вождение очень популярны в азиатских городах. Но самое удивительное, что здесь отсутствуют тротуары для пешеходов, а на проезжей части их никто не собирается пропускать! Это свойственно, например, для Малайзии и Индонезии.
Так что, если собираетесь путешествовать по Азии, придётся быть крайне осторожным. Мотоциклы, автомобили, гружёные телеги, запряжённые лошадьми, — участники весьма хаотичного дорожного движения, в котором пешеходу не отведено особого места.
А чтобы взять в аренду мопед, желательно либо иметь опыт вождения двухколёсного транспорта и соответствующую категорию ВУ, либо сходить на три‑пять занятий к инструктору из местного русскоговорящего комьюнити.