Что делать, если вас обманули в магазине или на рынке

О том, как доказать факт обвеса или обсчёта и куда жаловаться на недобросовестных продавцов.

Как обманывают покупателей в магазинах

В сетевых гипер- и супермаркетах конфликты чаще всего возникают, когда:

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

  • Кассир удвоил или утроил товарную позицию. Обычно это происходит на дешёвых товарах: вы взяли один пакет, а в чеке значится три.
  • Кассир не додал сдачу. Вдруг в шумихе покупатель запамятует, какую купюру передал. Такое часто бывает, когда сзади поджимает очередь или ребёнок просит купить жвачку на выходе.
  • Цена в чеке не соответствует цене на товаре. Типичное «не успели перевесить ценники».

Виной первых двух казусов обычно является банальная невнимательность. Действия продавцов-кассиров : пробил товары, назвал сумму покупки («С вас 415 рублей 70 копеек»), взял деньги покупателя и озвучил это («Ваши 500 рублей»), дал и озвучил сдачу, выдал чек («Ваша сдача — 84 рубля 30 копеек. Спасибо за покупку!»).

Но кассиры не роботы. За смену они обслуживают сотни разных людей и иногда просто устают.

А вот несоответствие цен — порой осознанная уловка магазина, который даёт своим продавцам установку «пробивать только по компьютеру».

Ценник на товаре — это публичная оферта.

Статья 494 Гражданского кодекса РФ

Вам обязаны продать товар по указанной на нём цене. Вы не должны переплачивать за нерасторопность работников торгового зала, которые не успели сменить ценник. Продавец своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Что делать

Если вы ещё не покинули кассовую зону:

  1. Проверьте чек и тщательно всё пересчитайте.
  2. Пригласите администратора или заведующего.
  3. Попросите остановить работу кассы. Это можно сделать в любой момент, а не только в конце смены или перед закрытием. При этом вы имеете право присутствовать при пересчёте наличности.

Конфликт не исчерпан? Сделайте запись в жалобной книге. Укажите дату и время происшествия, имя кассира, номер чека, наименование товара, суть инцидента. Сфотографируйте её, а также ценник спорного товара.

pravo.moe

Эти документы необходимо потом направить вместе с жалобой в свой территориальный орган Роспотребнадзора. За обман потребителей статьёй 14.7 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей для физических и от 20 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.

Если обман обнаружился уже дома, вернитесь в магазин с чеком и проделайте те же самые действия. Только вместо остановки кассы лучше попросить пересмотреть запись с камер видеонаблюдения.

Как обманывают покупателей на рынках

Рыночные торговцы — виртуозы в обвесе и обсчёте. В первом случае обычно применяют следующие «фокусы»:

  • Неровная поверхность. Простая картонка под ножкой увеличивает погрешность весов в пользу продавца.
  • Фейковые гири. Раньше для механических весов их подпиливали, а теперь на электронные подкладывают. Поэтому весы стараются убрать подальше от глаз покупателей или заставить товаром.
  • Скотч или нитка. Крепятся к чаше и лёгким движением ноги под прилавком увеличивают вес товара.

Для обсчёта пользуются тем, что многие покупатели плохо складывают и умножают в уме. Это отлично работает при покупке нескольких товаров.

Продавцы суммируют покупки на калькуляторе, но к каждой позиции приписывают несколько рублей: «За помидоры 50 рублей, за огурцы — 61, за перец — 42. В итоге 163, но для ровного счёта давайте 160». Оправданная «скидка», если при калькулировании продавец немного приврал. Вряд ли кто-то достанет телефон и начнёт пересчитывать.

Что делать

  1. Найдите контрольные весы и посчитайте, насколько вас обманули.
  2. Обратитесь к администрации рынка и вместе с её представителем вернитесь к продавцу.
  3. Объясните свои претензии. Если продавец отрицает обвес или обсчёт, проведите контрольное взвешивание и пересчитайте сумму.
  4. Попросите вернуть деньги или доложить товар. В 99% случаев продавец постарается мирно уладить конфликт. Если нет, заручитесь поддержкой свидетелей (их можно найти среди других покупателей) и звоните в Роспотребнадзор.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Александр Александрович
16.03.18 15:19
Роспотребнадзору запрещено кошмарить бизнес, поэтому при звонке в этот орган вы услышите рекомендацию обращаться в судебные органы.
Александр Рунов
16.03.18 16:36
Бредовая статья. Эти фокусы с советских времён. Магазинам тем более сетевым не выгодно да и не нужно обманывать покупателей. Репутация дороже. Про рынки ничего не могу сказать.
Ирина Думчева
17.03.18 23:30
Магнит обманывает. То, что не успели поменять ценники- постоянно
Наталья Коровай
29.08.19 08:03
Купленный в Мегамарте сыр был расфасован вчера (по дате на упаковке), но дома при развертывании оказалось, что сторона, прилежащая к подложке - сплошная плесень, причем глубоко проникшая внутрь. Вряд ли сыр мог заплесневеть так за сутки. Валялся на прилавке, потом был заново "расфасован" и... вуаля! Вот только свежее он от этого не стал. Думаете, частный случай. А я думаю - обычная практика.