Как обманывают покупателей в магазинах
В сетевых гипер- и супермаркетах конфликты чаще всего возникают, когда:
- Кассир удвоил или утроил товарную позицию. Обычно это происходит на дешёвых товарах: вы взяли один пакет, а в чеке значится три.
- Кассир не додал сдачу. Вдруг в шумихе покупатель запамятует, какую купюру передал. Такое часто бывает, когда сзади поджимает очередь или ребёнок просит купить жвачку на выходе.
- Цена в чеке не соответствует цене на товаре. Типичное «не успели перевесить ценники».
Виной первых двух казусов обычно является банальная невнимательность. Действия продавцов-кассиров Примерные правила работы предприятия розничной торговли.: пробил товары, назвал сумму покупки («С вас 415 рублей 70 копеек»), взял деньги покупателя и озвучил это («Ваши 500 рублей»), дал и озвучил сдачу, выдал чек («Ваша сдача — 84 рубля 30 копеек. Спасибо за покупку!»).
Но кассиры не роботы. За смену они обслуживают сотни разных людей и иногда просто устают.
А вот несоответствие цен — порой осознанная уловка магазина, который даёт своим продавцам установку «пробивать только по компьютеру».
Ценник на товаре — это публичная оферта.
Вам обязаны продать товар по указанной на нём цене. Вы не должны переплачивать за нерасторопность работников торгового зала, которые не успели сменить ценник. Продавец Статья 10 Закона о защите прав потребителей. своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Что делать
Если вы ещё не покинули кассовую зону:
- Проверьте чек и тщательно всё пересчитайте.
- Пригласите администратора или заведующего.
- Попросите остановить работу кассы. Это можно сделать в любой момент, а не только в конце смены или перед закрытием. При этом вы имеете право присутствовать при пересчёте наличности.
Конфликт не исчерпан? Сделайте запись в жалобной книге. Укажите дату и время происшествия, имя кассира, номер чека, наименование товара, суть инцидента. Сфотографируйте её, а также ценник спорного товара.
Эти документы необходимо потом направить вместе с жалобой в свой территориальный орган Роспотребнадзора. За обман потребителей статьёй 14.7 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей для физических и от 20 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.
Если обман обнаружился уже дома, вернитесь в магазин с чеком и проделайте те же самые действия. Только вместо остановки кассы лучше попросить пересмотреть запись с камер видеонаблюдения.
Как обманывают покупателей на рынках
Рыночные торговцы — виртуозы в обвесе и обсчёте. В первом случае обычно применяют следующие «фокусы»:
- Неровная поверхность. Простая картонка под ножкой увеличивает погрешность весов в пользу продавца.
- Фейковые гири. Раньше для механических весов их подпиливали, а теперь на электронные подкладывают. Поэтому весы стараются убрать подальше от глаз покупателей или заставить товаром.
- Скотч или нитка. Крепятся к чаше и лёгким движением ноги под прилавком увеличивают вес товара.
Для обсчёта пользуются тем, что многие покупатели плохо складывают и умножают в уме. Это отлично работает при покупке нескольких товаров.
Продавцы суммируют покупки на калькуляторе, но к каждой позиции приписывают несколько рублей: «За помидоры 50 рублей, за огурцы — 61, за перец — 42. В итоге 163, но для ровного счёта давайте 160». Оправданная «скидка», если при калькулировании продавец немного приврал. Вряд ли кто-то достанет телефон и начнёт пересчитывать.
Что делать
- Найдите контрольные весы и посчитайте, насколько вас обманули.
- Обратитесь к администрации рынка и вместе с её представителем вернитесь к продавцу.
- Объясните свои претензии. Если продавец отрицает обвес или обсчёт, проведите контрольное взвешивание и пересчитайте сумму.
- Попросите вернуть деньги или доложить товар. В 99% случаев продавец постарается мирно уладить конфликт. Если нет, заручитесь поддержкой свидетелей (их можно найти среди других покупателей) и звоните в Роспотребнадзор.