5 причин посмотреть хоррор «Пила-10»

Выход очередного фильма жуткой франшизы — хороший повод испытать свои нервы на прочность.

В октябре новая «Пила» вышла в цифре. В отличие от неудачных «Пилы-8» и «Пила: Спираль», новая картина понравилась и критикам, и зрителям: на Rotten Tomatoes она достигла небывалого для франшизы рейтинга свежести в 79%. Сборы в прокате добрались до 78 миллионов долларов при бюджете всего в 13 миллионов.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

«Пила-10» — прямое продолжение первой части, вышедшей в 2004 году. Её сняли молодые режиссёры Джеймс Ван и Ли Уоннелл. «Пила: Игра на выживание», хоть и была малобюджетным проектом, смогла зацепить зрителей своей атмосферой, напоминающей триллеры 90-х: гнетущее чувство обречённости, замкнутое пространство и неотступное ощущение того, что хеппи-энда здесь не будет.

После первого фильма, собравшего в прокате 103 миллиона долларов, последовало ещё девять частей. Все они так или иначе связаны с Джоном Крамером — архитектором-маньяком, носящим прозвище «Пила» и умирающим от рака мозга. Он убивал людей разнообразными смертельными механизмами-ловушками — из них можно было выбраться, но взамен приходилось чем-то жертвовать (чаще всего — частью своего тела). Начиная с четвёртого фильма в центре сюжета оказывались последователи Джона.

«Пила-10» — не совсем стандартный фильм ужасов. Создателям удалось переосмыслить франшизу, сохранив в процессе её отличительные особенности и стиль. В результате получилась одна из лучших частей этой прославленной хоррор-серии. Ниже — пять веских доводов, почему вам (иногда прикрывая глаза) стоит посмотреть один из самых жестоких фильмов этого года.

Кадр из фильма «Пила-10»

1. Новый взгляд на франшизу — рискованный и удачный

Одно из главных отличий десятой части от предыдущих — радикальное изменение подхода к истории. Теперь в центре сюжета — не детективы, расследующие убийства, не несчастные жертвы, оказавшиеся в ловушках, а сам маньяк Джон Крамер и его личная жизненная трагедия.

Слабеющий с каждым днём архитектор пытается найти способ победить смертельную болезнь и решается на экспериментальную операцию, которая проходит в пригороде Мехико. Однако нечестные врачи обманывают Крамера и пытаются скрыться с полученными от него деньгами. Джон, конечно же, оставить это просто так не может, поэтому заставляет мошенников принять участие в своей игре на выживание.

Устроить подобный сценарный трюк для почти 20-летней франшизы — крайне смелый ход. Ведь не всегда отказ от привычной формулы положительно влиял на мнение массового зрителя и дальнейшую участь фильма. Но здесь это сработало: наблюдать за героем, впервые полноценно находящимся в центре истории, интересно (хотя мы уже знаем его дальнейшую судьбу из продолжений).

Хотя Джон Крамер — убийца и садист, в десятой «Пиле» он предстаёт в виде измученного болезнью старика, которого в какой-то момент становится искренне жаль. И это главная заслуга создателей картины, решивших перевернуть образ своего главного протагониста с ног на голову.

Здешнее длительное драматическое вступление разительно отличается от типичных «Пил», обычно сразу погружающих зрителей с головой в жестокое зрелище. Такая смена темпа позволила рассмотреть в Джоне настоящего человека, а не беспощадного монстра.

2. Это необычный хоррор про героя-мстителя

«Пила-10» сменила не только сюжетную структуру, но и стиль. Если раньше фильмы напоминали детективы, смешанные с «пыточным порно», то новая часть — практически revenge-триллер, в котором главный герой наказывает преступников своими руками.

В этом плане картина близка по духу популярному в 70-х годах фильму «Жажда смерти» с знаменитым голливудским актёром Чарльзом Бронсоном, где герой (кстати, тоже архитектор) творил собственное правосудие на улицах города с оружием в руках.

Идея сначала превратить маньяка в жертву, а затем в героя-линчевателя оказалась по-настоящему освежающей. Зритель весь фильм наблюдает за методично осуществляемым планом возмездия, в котором Крамер всё равно оставляет своим жертвам шанс на спасение.

Кадр из фильма «Пила-10»

3. Здесь много старого и совсем не доброго ультранасилия

Десятая «Пила» не могла обойтись без изощрённых ловушек, давно ставших символами всей серии. Главной особенностью новых испытаний оказалась их схожесть с хирургическими операциями, что вполне отвечает злодейской иронии Джона Крамера.

Вакуумные трубки, высасывающие глаза жертвы, поражающая током маска, проволочная пила, легко проходящая сквозь кости, и огромный облучатель, заживо сжигающий человека, — здешние дьявольские аппараты по-прежнему производят впечатление, хоть для фанатов и будут выглядеть немного вторично.

Зрители, плохо воспринимающие насилие, наблюдать за всем этим членовредительством смогут с трудом. Создатели не скупятся на крупные планы, не уводят камеру в сторону и не стесняются демонстрировать самые «красочные» моменты. В этом смысле десятая «Пила» ничуть не растеряла фирменную жестокость.

4. «Пилу-10» можно смотреть, даже если вы ничего не знаете о франшизе

Знакомиться с остальными частями для понимания сюжета новой «Пилы» вовсе не обязательно — картина рассказывает свою собственную и очень простую историю.

Да, здесь есть пасхалки и неожиданные камео, которые порадуют поклонников франшизы. Особенно не стоит пропускать сцену после титров — она намекает, в каком направлении серия способна двинуться дальше. Но зритель, не разбирающийся в сюжетных перипетиях этой вселенной, многого не потеряет. Поэтому десятая часть — самый подходящий способ погрузиться в безумный мир Джона Крамера.

Если же вы захотите понять отсылки в фильме, можно посмотреть только первую «Пилу» — этого будет вполне достаточно.

5. Такого больше нигде не увидишь

Сегодня практически каждый месяц выходит множество фильмов ужасов, постоянно пытающихся удивить зрителя. Но полноценных аналогов у «Пилы» за это время так и не появилось. Из схожих проектов можно выделить разве что «Игру в кальмара», но шоу Netflix обладает совершенно другим тоном и стилистикой, да и смысл испытаний там иной.

Так что «Пила-10» по-прежнему дарит уникальный опыт, который не способны предоставить современные хорроры. Ловушки, аудиокассеты, сцены, заставляющие отворачиваться от экрана, и кукла, ездящая на велосипеде, — во всём этом есть свой грубый, мрачный и крайне пессимистичный стиль, который продолжает очаровывать беспощадностью.

Новая «Пила» оказалась приятным сюрпризом посреди потока ремейков и неудачных переосмыслений. На горизонте вдруг появился фильм, совершенно не стесняющийся своего кровожадного прошлого, предельно старомодного посыла и цинизма. Будто перед глазами появился ещё живой и дышащий призрак из безумных 2000-х — времени, когда хорроры не пытались строить из себя высокое искусство, а просто шокировали и развлекали зрителя, делая ставку на клиповую эстетику и эпатаж.

Скорее всего, в ближайшем будущем нас ждут очередные «Пилы». Создаётся ощущение, что после десятого фильма создатели должны дальше экспериментировать с серией. У авторов на руках есть пример «Пилы-10» — наглядного доказательства того, что даже находясь на грани смерти, франшиза может возродиться. Таким исходом сам Джон Крамер был бы очень доволен.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Кадр из фильма «Пила-10»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Sergei F
06.11.23 07:21
Джон Крамер крут и дьявольски изобретателен, фильм хорош, местами противен, каким он и должен быть.