Почему мы забываем

Мы можем говорить на нескольких языках, строить космические корабли и делать другие удивительные вещи. Но почему-то мы регулярно забываем, где оставили ключи или зачем пришли в магазин. Рассказываем о том, чем же вызвано такое видимое противоречие.

Канадские учёные пытаются ответить на вопрос, почему мы забываем, в своей , опубликованной недавно в журнале Psychological Science. По их данным, в зависимости от того, что мы пытаемся вспомнить, влияние на сохранность воспоминания оказывает один из двух феноменов: угасание или искажение.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Надпись на песке

Сторонники теории угасания считают, что наши воспоминания постепенно стираются из памяти просто из-за того, что проходит время.

Представьте надпись на песке. Каждая набегающая волна будет всё больше и больше стирать написанное, пока надпись совсем не исчезнет. Песок в нашем случае — это клетки мозга, в которых хранится воспоминание, а волны — время.

Этой теории противопоставляется теория искажения. Её сторонники считают, что воспоминания становятся недоступными из-за влияния похожей информации, приобретённой до или после формирования самого воспоминания.

В данном случае нашу надпись на песке разрушают не волны, а, например, ребёнок написавший что-то поверх нашего сообщения. Первоначальную надпись теперь невозможно разобрать. В таком примере ребёнок символизирует новый опыт, а то, что он пишет поверх старой надписи, — это искажённое воспоминание, которое остаётся у нас в памяти. Получается, мы забываем изначальную информацию, потому что её буквально переписывают новые данные.

Объединение теорий

По мнению канадских исследователей, две вышеназванные теории не должны противопоставляться друг другу. Оба феномена, как угасание, так и искажение, важны для понимания процесса потери воспоминаний.

Исследователи провели эксперимент с участием 272 студентов Торонтского университета. Все участники должны были через разные промежутки времени заучивать новые слова и потом вспоминать их. Затем подсчитывалось, сколько времени у студентов уходило на то, чтобы вспомнить заученные слова, и анализировалось, как на процесс сохранения воспоминаний влияло то, что испытуемые делали в перерывах.

В результате этого эксперимента учёные установили, что воспоминание может существовать в нашем мозгу в двух формах: представления и реконструкции.

Представление означает, что мы можем вспомнить что-то без конкретных деталей. Мы помним, что событие произошло, но не помним подробностей. Это похоже на то, когда мы узнаём лицо какого-то человека, но не можем сказать, где его видели раньше.

И наоборот, если у нас есть реконструкция какого-то события, мы помним все подробности. Другими словами, мы не только узнали человека, но и вспомнили, как его зовут.

Во всём виноват гиппокамп

Исследователи полагают, что эти два типа воспоминаний ведут себя по-разному. Они в разной степени зависят от гиппокампа, который играет важную роль в формировании воспоминаний.

Воспоминания-реконструкции, хранящиеся в самом гиппокампе, достаточно устойчивы к искажениям. Они чаще подвергаются угасанию. И наоборот, воспоминания-представления, хранящиеся за пределами гиппокампа, склонны к искажению.

Вывод

Единой причины потери воспоминаний не существует. Но какое бы явление, угасание или искажение, ни влияло на процесс забывания, ясно одно: вряд ли хоть какое-то воспоминание останется в нашей памяти в первоначальном виде.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник статьи: Why Do We Forget?
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Георгий
26.09.16 22:47
Как-то ни о чем статья...
mr. Unreal
27.09.16 06:51
На этом ресурсе 90% статей ни о чём
Sergio Samsonov
27.09.16 13:32
Мозг сложен и многозадачен, его изучение ведется и по сей день. Никакая информация, которая попала в мозг не исчезает из него бесследно. Просто распределение памяти построено на поэтапной модели. 1. Все, что мы видим и слышим в данный момент. 2. Все, что мы часто используем (иногда машинально, что подтверждает обработку часто используемой информации) 3. Все, что каким-либо образом видели или слышали 4. Вся оставшаяся информация, полученная в течении всей жизни (периодически "вспоминается" в моменты создания мозгом аналогий, воспоминания; часто это нас и обманывает при попытки вспомнить, мозг начинает подбирать из вышеописанных этапов, и только потом "копаться" в глубинах.; отсюда, когда задумываешься, начинают вылезать воспоминания более свежие, нежели глубоко спрятанные, хоть и требуется все наоборот) Да, это не единственно верное мнение, но если выражаться более понятным языком, то данные этапы, вполне реальны. Попробуйте провести собственные аналогии.