«Игрушечный» эгоизм, или Почему не стоит помогать ребёнку заполучить желаемое

Помогаете ли вы своему ребёнку получить заветную игрушку в песочнице? Уверен, что да. Это здоровое намерение каждого родителя. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Какой урок мы преподаём ребёнку, помогая без труда получить то, что он желает, и к каким последствиям во взрослой жизни это ведёт?

В детском клубе, куда ходит мой сын, есть правило: если ребёнок взял игрушку, то он играет с ней столько, сколько хочет. Если эту же игрушку хочет другой ребёнок, он должен ждать, пока первый наиграется.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Все дети знают это правило, а новенькие привыкают в течение нескольких недель. Когда возникает какой-то конфликт интересов, детям просто говорят: «Кирилл, ты сможешь взять эту машинку, когда Коля с ней наиграется».

Раньше я не обращал внимания на это правило и не задумывался о его смысле. Но только до тех пор, пока не стал замечать совершенно другое отношение к обмену игрушками в других местах, которые посещает мой сын.

Две сомнительные истории об обмене игрушками

Вот две истории с разделом игрушек, в которых недавно принимал участие мой ребёнок.

Вместе со своим трёхлетним сыном мы пошли гулять на площадку. Он взял из дома ведёрко и лопатку (любит копать). Другой ребёнок, немного постарше, тоже захотел покопать и попросил лопатку. Мой сын не разрешил. Прошло немного времени, он опять подошёл и попросил повторно. Снова получил отказ. Возникла типичная детская потасовка.

Тогда подбежала мама ребёнка со словами:

Сыночек, ты же видишь, что мальчик — вредина. Зачем ты с ним играешь? Родители не научили его делиться. Мы купим тебе своё ведёрко.

То есть не имело никакого значения, что ведёрко и лопатка принадлежат моему сыну и что ответ «нет» был совершенно оправданным и уместным. Он всё равно остался виноватым.

Вторая история произошла в местной игровой комнате, куда мы частенько захаживаем с ребёнком. Понятно, что там много игрушек, но среди них есть небольшой стенд, имитирующий кухню, где место только для одного человека. Моему ребёнку нравится этот стенд, и он может провести за ним всё время, пока мы находимся в комнате.

Многие мамы тенью ходят за своими малышами. Я же отец, и нахожу целесообразным просто сидеть и наблюдать за ситуацией, подталкивая своего ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно решал насущные вопросы (вмешиваюсь только в крайних конфликтных ситуациях). И я заметил, что одна мама подошла к моему сыну со словами: «Ты уже долго играешь с этой кухней, уступи место и другим детям». Ребёнок, естественно, проигнорировал её просьбу. Она повторила свои слова ещё несколько раз и, не дождавшись нужной реакции, сдалась.

Хочу, чтобы вы понимали, что в этой игровой комнате множество разных игрушек, которыми можно занять ребёнка. Даже есть ещё один уголок с кухонной утварью, только немного другой формы.

Какой урок мы даём детям, помогая им легко заполучить желаемое?

Я не согласен с подходом матерей в обеих описанных ситуациях. Конечно, это моё личное мнение и оно может разниться с вашим. Но мне кажется, что такое поведение родителей сослужит плохую службу ребёнку в будущем. Ведь оно учит малыша, что он может легко получить всё, что есть у других людей, только лишь потому, что он так захотел.

Безусловно, я понимаю желание родителя дать своему ребёнку всё, что он только пожелает (сам такой). Но подобные ситуации — это удобный случай дать понять маленькому человеку, что не всегда легко даётся то, чего так сильно хочешь, и что не следует переступать через других людей только для того, чтобы заполучить их вещи.

Такое поведение родителей противоречит тому, что происходит в реальной жизни. Ведь мы с самого детства приучаем ребёнка думать, что ему принадлежит всё, что он видит вокруг.

Недавно я читал интересную статью на этот счёт (к сожалению, не помню, на каком ресурсе), где отмечалась тенденция сегодняшней молодёжи в возрасте 20–25 лет полагать, что они заслуживают повышения зарплаты и продвижения по службе только потому, что каждый день приходят на работу.

Если вы сомневаетесь в моих рассуждениях, вспомните типичный день из вашей взрослой жизни. Вы же не проходите без очереди в магазине, просто потому что вам не нравится ждать. Или не отбираете телефон, очки и машину у другого человека просто потому, что захотели попользоваться ими.

Это сложно, как и всё в воспитании ребёнка, но давайте учить своих детей не только лёгкой жизни, но также и тому, как иметь дело с разочарованием и отказами. Потому что с этими вещами они неминуемо столкнутся во взрослой жизни. И в этот момент мы совсем не обязательно будем рядом, чтобы исправить ситуацию, воспользовавшись своим авторитетом взрослого.

Давайте учить детей тому, что они способны и могут получить всё, чего только захотят в этой жизни, но для этого нужно проявить терпение и усердие.

А что вы думаете по поводу концепции обмена игрушками между детьми и какого подхода в таких ситуациях придерживаетесь сами? Будет интересно услышать ваше мнение.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
ste4x
27.06.15 15:53
От первого комментария стало грустновато. Но по смыслу - 100% поддерживаю такой подход!
Саша Саввов
01.07.15 02:56
в конце ссылка на источник
baptistUA
01.07.15 14:32
в первом случае с проблемой частной собственности - понятно. во втором, когда вещь чужая, получается ваш сын имеет право играть ею целый день, просто потому что ему так хочется. Игнорируется право других на равный доступ к общим благам. Название статьи парадоксальное :"Почему не стоит помогать ребёнку заполучить желаемое",но ВЫ то во втором примере именно это сделали! :) - ваш сын имел то,что хотел и параллельно имел ввиду всех остальных. Одним словом, не все так просто,как кажется. Правильность воспитания вы увидите лишь в конце своей жизни: отношение ваших детей к вам в старости. А до этого момента - все это философские изыскания. p.s. я отец пятерых детей (19,13,6,5,4 года)
Irena Rostova
17.12.15 03:24
Читайте в оригинале :))
Читать все комментарии