Почему to-do-списки не всегда работают?

To-do-листы очень полезны. Они помогают рационально распоряжаться своим временем, ничего не забывать и добиваться бОльших успехов в профессиональной и личной сфере.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

Но многие убеждены: все эти списки дел – пустая трата времени, они не работают.

Давайте попробуем разобраться, откуда берутся такие суждения и почему to-do-листы не всегда эффективны.

Можно выделить, по крайней мере, 5 причин.

1. Структурная прокрастинация

Прокрастинаторы – люди, откладывающие дела на потом. Но не все прокрастинаторы бездельники. Есть те, кто делают, что угодно, лишь бы не делать действительно важного.

Их списки дел, как правило, очень длинные, и нередко в них соседствуют такие задачи, как «написать статью» и «поточить карандаш», «составить бизнес-план» и «вынести мусор». Отгадайте, за что охотнее они берутся?

Такой подход профессор философии Стэнфордского университета Джон Пери называет «структурной прокрастинацией» (Structured Procrastination). Человек ставит галочки и вроде бы получает удовлетворение, но на самом деле его to-do-система не работает, так как он не движется вперед в решение действительно важных проблем.

2. Парадокс выбора

Шина Айенгар (Sheena Iyengar) изучает проблемы, связанные с выбором: как и почему человек делает тот или иной выбор. В одном из своих исследований она установила, что мозг человека в состоянии воспринимать только 7 вариантов выбора.

Когда в списке задач на день 58 пунктов, человек нередко впадает в ступор – за что браться и браться ли вообще? Если хотите, чтобы ваш to-do-лист работал, попробуйте включать в него не более 7 задач на каждый день.

3. Гибкая приоритетность

«Первостепенно», «срочно», «подождет» – почти все to-do-методики учат маркировать задачи подобными грифами. Это, безусловно, правильно. Но есть одно «НО».

Некоторые люди так щепетильно относятся к сортировке задач по приоритетности, что забывают о том, что «подождет» в одно мгновение может стать «первостепенным». Приведем пример.

Вы запланировали две очень важные встречи, а также посещение СТО (вечером, если хватит время). Но по пути на переговоры машина сломалась. Итог: вы весь день проторчали в сервисе, не попали ни на одну из встреч и разочаровались в to-do-планировании.

Помните: приоритетность задач может меняться. И это вовсе не означает, что to-do-списки не работают.

4. Бесконечность дел

Как уже было сказано, человеку трудно выбрать из более 7 дел, но это не единственная причина, почему не стоит вести один нескончаемый to-do-лист.

Когда человек видит огромный список из новых и новых задач, у него складывается впечатление, что дела бесконечны. Рутина начинает давить, появляются упаднические мысли, которые, в свою очередь, приводят к нежеланию вообще что-либо делать.

Чтобы этого не случилось, ведите несколько списков дел. Например, ежедневный to-do-лист, to-do на месяц, to-do под названием «Работа» или «Ремонт». Структурируйте свои дела и тогда вам будет проще следовать намеченному плану.

5. Намерения, а не обязательства

Но, пожалуй, главная причина, почему to-do-списки не работают – это вы сами. Многие не правильно понимают философию этой методики, записывая и нумеруя не свои обязательства, а лишь намерения, абстрактные желания что-либо сделать.

Если вы относитесь к пунктам в своем списке задач как к намерениям и не берете на себя ответственность за их выполнение, to-do никогда не будет работать для вас.

Ведете ли вы to-do-лист? Что можете посоветовать тем, кто считает, что списки не работают?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Юрий Defender
27.10.13 10:24
в кармане таких сотня листочков, главное не забывать их просмотреть и выкинуть лишнее)
Виталий Лопатин
07.11.13 17:09
Тем, кто считает, что не работают списки дел, советую создавать списки следующих действий. А дела формировать в проекты. Подробнее - у Д. Аллена "GTD" :)
Виталий И. Иванов
16.11.13 01:34
«Если вы относитесь к пунктам в своем списке задач как к намерениям и не берете на себя ответственность за их выполнение, to-do никогда не будет работать для вас». Ответственность это принудительные тяготы и лишения вследствие неисполнения обязательства. О какой ответственности тут речь?
Nick P.
29.04.14 09:13
Sheena Iyengar "открыла" в своих исследованиях давно известную истину 50-х годов прошлого века - число Колмогорова-Миллера. Мозг человека не способен воспринять и обработать более чем 7 (плюс-минус 2) объектов изучения. При этом одна группа объектов занята его "эго", вторая - "семья и близкий социум: друзья и родственники". Еще одна группа - это "внешнее общение" с "большим кругом" (незнакомые люди, клиенты и т.п.). Одну группу "отбирает" общение с коллегами и знакомыми ("малый круг"). Остается 5 объектов. Кстати, в неделе из 7 дней - 5 рабочих. А на руке пять пальцев. :) Установлено эмпирически, что самая устойчивая и эффективная рабочая группа состоит из 5 человек (конспиративные ячейки, "звёздочки" у октябрят, в армии "полуотделение" или в "спецуре" группа ("ячейка"). Руководитель не может оперативно работать более, чем пятью прямыми подчиненными и/или руководить полноценно более, чем 5 подразделениями. Пять уровней управления (без делегирования права принятия решений и ответственности) тоже предельная величина. По теории информации на каждом уровне "теряется" 20% информации. А человеку, даже для того, чтобы закрутить гайку нужно минимум 20%. То есть на 6-м уровне человек уже не понимает того, что от него хочет начальство, а начальство не понимает, почему не идет работа или недоволен персонал. Три, пять, семь, девять - "простые" числа, которые не имеет вариаций толкования. Учитывая, что человек может запланировать только 60% своего времени из 5 получается (приблизительно) - 3. Поэтому и не стоит планировать более 3-х дел на день.
Читать все комментарии