Яркий, но медленный феминистский китч. Вам понравится «Пороховой коктейль», если вы на нём не уснёте

Картине не хватило совсем немного до отличного боевика. Всё испортила грубая подача и неподходящий ритм.

15 июля в российский прокат выходит боевик израильского режиссёра и сценариста Навота Папушадо «Пороховой коктейль». Ранее он вместе с коллегой по цеху Ахароном Кешалесом поставил камерный криминальный триллер «Очень плохие парни», удостоившийся самого Квентина Тарантино.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С самого начала «Пороховой коктейль» позиционировался как яркий и китчевый боевик про «неслабый пол». Но в итоге авторы слишком заигрались с темой эмансипации и совсем забыли про темп истории, которой не помешало бы быть чуть поживее.

Эмансипированные и крутые героини

В центре сюжета — киллерша Сэм, которую ещё в детстве взял под свою опеку Нейтан, глава преступного синдиката под названием Фирма. Выполняя очередное задание, героиня оказывается перед выбором: следовать прямым указаниям босса либо спасти восьмилетнюю девочку Эмили, по её вине оставшуюся сиротой.

На взбунтовавшуюся наёмницу тут же открывают охоту. Но на помощь Сэм приходит мать, которую та не видела уже много лет, и её бывшие напарницы — такие же киллерши, которые используют библиотеку как прикрытие.

Сильные женщины, способные переиграть мужчину на его же поле, — частые гостьи на экранах. Например, ещё в 1970‑х был популярен эксплуатационный поджанр rape‑revenge (в переводе с английского буквально «месть за изнасилование»), совпавший с сексуальной революцией и второй волной феминизма. Сейчас женское движение переживает очередной подъём, и кинематограф реагирует на изменения в обществе, предлагая зрителям всё больше интересных героинь.

Кадр из фильма «Пороховой коктейль»

Не все эксперименты за последнее десятилетие были удачными: так, перезагрузка франшизы «Охотники за привидениями», где оригинальный состав заменили женским, объективно не удалась, и на фильм обрушился шквал критики. Однако «Пороховой коктейль» больше напоминает не «Охотников» и даже не «8 подруг Оушена», а драйвовые эпики Зака Снайдера («Армия мертвецов») и Роберта Родригеса («От заката до рассвета»). Впрочем, уже по трейлеру было видно, что фильм задуман как сплав мейнстрима, артхауса и эксплуатационного кино.

С последним «Пороховой коктейль» как раз роднит то, что он пронизан темой женской эмансипации. Но при этом подаётся она довольно тонко — через ситуационный юмор и отсылки. Вот лишь один из примеров: по сюжету наёмницы прячут оружие прямо в библиотечных книгах. И в какой‑то момент героине, срочно нуждающейся в нём, буквально приходят на помощь великие женщины прошлого: Шарлотта Бронте, Джейн Остин и Вирджиния Вулф.

Но при этом слишком назойливое социальное послание

К сожалению, создатели всё же переборщили, эксплуатируя тему феминизма, и показали движение как борьбу женщин против мужчин. Причём неравную борьбу, ведь противники героинь все до единого изображены никчёмными, жалкими трусами и слабаками. Единственный вроде бы положительный мужской персонаж находится на экране всего несколько минут. «Вроде бы» — потому что, как позже выясняется, он и отцом был не идеальным.

Кадр из фильма «Пороховой коктейль»

Как ни странно, героини получились не совсем плоскими — возможно, в этом заслуга действительно крутых актрис. Но от лозунгов вроде «Хватит нами помыкать!» хочется закатить глаза. Это и правда вызывает чувство испанского стыда. Ведь призывы такого уровня уже не используют даже в рекламе женской спортивной одежды.

Да и будь противники хоть немного опаснее, это сильно повысило бы ставки и сделало противостояние интереснее. На деле же вся борьба женщин за самостоятельность обесценивается, ведь проблема не в силе врагов, а в их количестве.

Потрясающие визуальные символы и игра со смыслами

Вместе с тем кино изумительно тонко играет с культурным кодом. Так, зрителей ждёт гениальная сцена перестрелки в видеопрокате. Полки в последнем, между прочим, увешаны скидками, что особенно иронично в свете того, как эту отрасль уничтожили стриминговые сервисы.

Так вот, там героине придётся побороться с четырьмя врагами в масках. И те зрители, которые хорошо знакомы с историей кино, сразу узнают в них классических монстров Universal — Дракулу, Франкенштейна, Мумию и Человека‑волка. И вдвойне забавно, что появляются они именно в локации, связанной с кинематографом.

Кадр из фильма «Пороховой коктейль»

Таких шуточек авторы припрятали немерено. Тайник с патронами обнаруживается в книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Киллерши, маскирующиеся под библиотекарей, предпочитают ровно те же цвета в одежде, что и три добрые феи из диснеевского мультфильма «Спящая красавица». А одна из них расстреливает врагов с крыши легендарного микроавтобуса Volkswagen, который вообще‑то всегда был символом движения хиппи — ярых пацифистов.

Но слишком медленный темп и неудавшаяся драма поколений

Но пересматривать фильм всё же не хочется, несмотря на милые сердцу киномана пасхалки. Виной тому — проблемы с ритмом и темпом. Даже экшен в картине слишком медленный. Не помогает делу и постоянная смена локаций, хотя они тут и впрямь неординарные: стоматологическая клиника, боулинг в духе 50‑х, книгохранилище и не только.

Экспозиция так затянута, что уже в первой трети картины начинаешь скучать. Ближе к развязке фильм разгоняется и перед самым финалом выдаёт совершенно шикарную боевую сцену, снятую одним кадром в слоу‑мо. Но в остальное время «Пороховой коктейль» хочется смотреть ускоренным в 1,5 раза, и в этом его главная беда.

Кадр из фильма «Пороховой коктейль»

Ещё один весомый минус в том, что второй важный лейтмотив картины — отношения трёх поколений — недостаточно раскрыт. Причём все зачатки для этого есть. Мать Сэм и её бывшие соратницы воплощают старшее поколение: когда‑то им пришлось буквально отвоёвывать своё место в мужском мире.

Сама главная героиня — типичная представительница миллениалов. Она всё ещё находится в поисках себя и не желает слишком рано становиться матерью, как и многие её ровесницы в наши дни. Наконец, Эмили — cамая юная из персонажей фильма. Именно её Сэм с напарницами оберегают от жестоких подробностей своих разборок, чтобы на ней круг насилия и прервался. Но на уровне интересной задумки это всё и заканчивается.

«Пороховой коктейль» совсем немного недотянул до идеального летнего блокбастера. С одной стороны, перед нами неглупая постмодернистская картина в духе Тарантино. Но её портят очевидные недостатки: примитивные характеры врагов, надоедливая эксплуатация темы феминизма и очень неспешный темп.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Хромов
15.07.21 17:39
Так погодите, вы говорите, что иногда меняют пол персонажа, получается нормально, а иногда меняют, получается тупо... А я говорю... то же самое. Но вы недовольны, ок, понял-принял.
Алексей Поповский
15.07.21 19:23
Найдите, будет очень интересно, хоть одно интервью на момент выхода фильма, где говорится, что главное было показать сильную женщину ну и так далее ))Сейчас понятно, что они задними числом вспомнят что угодно )
Алексей Поповский
15.07.21 19:26
Нет потому что она выглядит более менее спортивно и в то, что она теоретически может пробежать и потом кого то ударить, ну более менее можно заставить себя поверить ). Аналогично, Хемилтон в Терминаторах. А бодипозитивной барышне можно прописывать что угодно ) она физически не способна, без монтажа делать то, что показывают.
Алексей Хромов
15.07.21 19:59
Ага
Читать все комментарии