С чем связана боязнь звонков

По данным исследований Россияне предпочли мессенджеры звонкам по сотовой связи , россияне выбирают для связи переписку, а не звонки. И это интернациональный тренд. Сервис BankMyCell выяснил Why Do Millennials Hate Phone Calls , что 75% миллениалов избегают устного общения по телефону. Причём больше 20% не ответят даже родным, друзьям или на вызовы по работе.

На первый взгляд, такой подход кажется капризом, но у этого явления есть вполне логичное объяснение. Всё дело в развитии технологий. Современный человек потребляет слишком много информации. С ней и так непросто справляться. А звонок без предупреждения — это всегда коммуникация, инициированная кем‑то другим, и она становится неожиданностью. Нежелание разговаривать по телефону — это попытка хотя бы немного защитить себя от чужого вторжения в личное пространство.

Любой мессенджер помогает человеку снизить психическую нагрузку. Он выступает как виртуальный ассистент, который хранит в себе всю переписку со многими собеседниками одновременно. Это позволяет меньше запоминать самому человеку, ведь всё уже и так хранится в виртуальном пространстве. Ресурсы мозга освобождаются и могут быть направлены на что‑то другое.

Алексей Пережогин, психоаналитический психотерапевт

Если вы откроете в браузере миллион вкладок, оперативная память перестанет справляться. Компьютер может зависнуть или закрыть все вкладки, чтобы попытаться загрузить их заново. Мозг устроен чуть сложнее. Но неожиданный звонок может раз за разом становиться той самой критичной вкладкой.

Если вас отвлекли в процессе выполнения важной задачи, то «вкладка» с неоконченной работой останется висеть в «операционке», пока вы о ней не вспомните, не сконцентрируете внимание вновь и не продолжите работу. В то же время ваша эффективность упадёт. А проигнорировать сообщение, чтобы завершить задачу, гораздо проще, чем звонок.

Оганнес Гаспарян, преподаватель по эффективной коммуникации и НЛП

Кстати, любовь к перепискам характерна не только для миллениалов, но и для более юного поколения Z. По словам эксперта по развитию эмоционального интеллекта и мотивации персонала Артёма Ступака, объяснение этому простое. На их детство, отрочество и юность пришлось время расцвета технологий. А основные поведенческие привычки формируются как раз в этом возрасте.

Чем переписка лучше разговора

Сообщение не требует немедленной реакции

Получатель может прочесть сообщение и решить, насколько оно срочное и стоит ли ради него прерываться. Чтобы понять, зачем вам звонят, нужно ответить прямо сейчас. И даже если вы найдёте в себе силы отказать собеседнику, на это всё равно потребуется больше времени.

Переписываться можно параллельно с остальными делами

Общаться одновременно в нескольких чатах и продолжать работать вполне реально — разумеется, если ваш труд не связан с управлением автомобилем или другими занятиями, требующими повышенной сосредоточенности. Звонки отнимают гораздо больше внимания.

Сообщение легче структурировать

У вас есть время написать понятно и доступно, перепроверить данные, добавить ссылки и фото — в общем, донести информацию в полном объёме. Есть, конечно, вопросы, которые проще обсудить голосом. Но нередко бывает, что человек просто настаивает на звонке, потому что не может сформулировать свои мысли в сообщении.

Текст можно заскринить

Как только разговор заканчивается, он остаётся только в памяти собеседников. И интерпретация обоих может быть своеобразной. Особенно это критично, когда обсуждаются деловые вопросы. В случае несогласия возникнет битва мнений, а победит в ней тот, у кого больше влияния. Например, вы не переубедите заказчика, что он говорил о красном, а не о зелёном цвете. Просто он «точно помнит, что именно сказал». Сообщение можно сохранить для конфликтных ситуаций, перечитать для уточнения. Наконец, по тексту просто удобно искать информацию.

Сообщения не мешают окружающим

Представьте час пик в общественном транспорте. Значительная часть пассажиров переписывается. Но что было бы, если бы все они начали разговаривать по телефону? Конечно, некоторые так и делают, но их обычно все ненавидят. А ещё во время звонка есть риск распространить конфиденциальную информацию. Всем вокруг слышно как минимум ваши реплики, а то и собеседника.

Может ли любовь к чатам навредить

Миллениалы предпочитают переписку, потому что коммуникация приобретает более формальный характер и гораздо меньше шансов почувствовать себя неловко. Однако это распространяется и на деловые отношения, и на личные. И последним это может навредить: в сообщениях пропадает спонтанность реакций, а эмоции заменяют эмоджи.

Это развивает эмоциональную закрытость от других людей. Через цифровое общение невозможно передать всю палитру переживаемых эмоций и чувств. И чем дольше человек общается только в мессенджерах, тем больше начинает бояться коммуницировать по телефону или вживую.

Артём Ступак, эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мотивации персонала

По словам Ступака, при отправке эмодзи мы не всегда испытываем эмоцию, которую он выражает. Общение в мессенджерах делает примитивнее человеческие отношения и чувства, приучает людей к ограниченным формам проявления своих переживаний. Поэтому иногда стоит сознательно выбирать более сложный формат общения — звонок по телефону или личную встречу, чтобы просто не разучиться разговаривать с другими.

Алексей Пережогин предостерегает: злоупотребляя переписками, человек может больше не воспринимать общение как способ получения эмоционального ресурса. В этом случае он начинает относиться к нему только как к средству информационного обмена. И здесь уже может потребоваться помощь психолога.

А что предпочитаете вы: звонки или сообщения? Расскажите в комментариях.