Жестокость и сексизм в Средневековье. Почему вам нужно посмотреть «Последнюю дуэль» Ридли Скотта

Вас ждёт не только красивая картинка, но и умелая подача истории сразу с нескольких ракурсов.

На российские экраны выходит новая историческая драма Ридли Скотта. Над ней поработал опытный тандем сценаристов Мэтта Дэймона и Бена Аффлека. Они же сыграли главные роли вместе со звездой «Убивая Еву» Джоди Комер и Адамом Драйвером.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Изначально релиз планировался на 28 октября. Но из‑за локдауна премьера переехала на 18 ноября.

Ридли Скотт снял несколько грандиозных исторических картин: «Гладиатор», «Царство небесное», «Робин Гуд», «Исход: Цари и боги». Но «Последняя дуэль», скорее, побратим недавней «Легенды о Зелёном рыцаре» и позапрошлогоднего «Короля Англии» с Тимоти Шаломе. С первой его роднит неспешное повествование и деление на главы, а со вторым — реализм и жестокость.

Но это далеко не всё, что стоит сказать о ленте. Дело в том, что это один из самых впечатляющих и сильных фильмов Ридли за последние годы. При этом он ещё крайне неординарно снят. Но обо всём по порядку.

Три героя — три разные точки зрения

В основу сюжета легла история о последней легальной европейской дуэли, состоявшейся в XIV веке — собственно, отсюда и название картины. Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) и Жак Ле Гри (Адам Драйвер) встретились и подружились во время службы при дворе графа Роберта Алансонского.

Но всё меняется, когда тот умирает и к власти приходит его брат Пьер (Бен Аффлек). Граф сразу даёт понять, что предпочитает общество Ле Гри, и это начинает сказываться на отношениях между старыми приятелями.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

Их нарастающее соперничество и конкуренция за земли, в частности за поместье Арно‑ле‑Фукон, всё больше усложняют ситуацию. Между тем Жан де Карруж женится на молодой Маргарите де Тибувилль (Джоди Комер).

За военные заслуги мужчину посвящают в рыцари, и жизнь, казалось бы, налаживается. Но в какой‑то момент Маргарита признаётся супругу, что Ле Гри выбрал момент, когда Жана не было дома, ворвался в замок и жестоко изнасиловал её.

Понимая, что искать справедливости у графа Алансонского бессмысленно, Карруж бросает бывшему другу вызов. Он обращается к королю с просьбой о назначении судебного поединка, который и определит виновного. И ставки в этой битве очень высоки, ведь если Жан де Карруж погибнет, его жену сожгут заживо за прелюбодеяние и лжесвидетельство.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

К этой мрачной истории киноделы присматривались уже давно. Хотя вполне возможно, что при обычном подходе из неё вышел бы рядовой средневековый эпик. Но Бен Аффлек и Мэтт Дэймон вместе с соавтором Николь Холофсенер (кстати, ученицей Мартина Скорсезе) написали довольно креативный сценарий. Фильм предлагает зрителю три точки зрения: мужа, насильника и жертвы.

Такой принцип построения повествования открыл японский режиссёр Акира Куросава. Так, в его фильме 1950 года «Расёмон» история поделена на главы и рассказана с разных перспектив. Этот приём даже получил название «Эффект „Расёмона“» (Rashomon effect). К слову, речь в картине Куросавы тоже идёт об изнасиловании женщины.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

Нельзя также не вспомнить о принципе «ненадёжного рассказчика». Тут имеется в виду герой, который ведёт повествование от своего лица, но при этом не рассказывает всей правды. Причём он может делать это как умышленно, так и потому, что попросту не знает полной картины событий.

Субъективное восприятие и интерпретация истории

Создатели «Последней дуэли» умело воспользовались всеми этими инструментами и показали, что границы истины порой слишком размыты и условны, а однозначно правых или виноватых героев не бывает. Например, глава «Правда Жана де Карружа» раскрывает персонажа Дэймона как человека взрывного, довольно жёсткого, но в целом совсем неплохого.

А когда симпатии зрителей уже оказываются на стороне Карружа, следующая часть — «Правда Жака Ле Гри» — переворачивает восприятие ситуации. В глазах товарища Карруж предстаёт уже не борцом за справедливость, а упрямым солдафоном, чья отвага больше смахивает на безрассудство. А в том, что Ле Гри сделал с Маргаритой, он видит не насилие, а ухаживание.

Но совсем иначе роковой визит героя выглядит с точки зрения самой женщины. Для Ле Гри её отказ прозвучал как кокетливое приглашение к более решительным действиям. В то время как самой героине было по‑настоящему страшно и больно.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

Такой подход подводит зрителя к мысли, что у какого‑то события не может быть единственно правильной трактовки. Ведь на самом деле история человечества складывается наполовину из фактов, а наполовину — из туманных мифов и фантазий.

Своей цели Ридли Скотт достигает, например, снимая одну и ту же сцену разными камерами с разных точек. Конечно, огромная часть заслуги принадлежит и актёрам, отыгравшим тончайшие оттенки эмоций.

В качестве иллюстрации здесь идеально подойдёт эпизод, в котором Маргарита по просьбе Карружа целует Ле Гри. В одном из вариантов этой сцены лицо Джоди Комер выражает вежливость, в другом — обещание страсти, в третьем — лёгкую заинтересованность. И это лишь один пример.

Культура насилия — от Средневековья до наших дней

Ридли вновь проявил себя как профеминистический режиссёр — не стоит забывать, что именно он снял первого «Чужого» с сильной женской героиней и важный для движения феминисток фильм «Тельма и Луиза». «Последняя дуэль» — это не только мощное высказывание о недопустимости однозначной трактовки истории, но и драматичный рассказ о пережитом сексуальном насилии.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

Несмотря на то, что средневековые нравы остались далеко в прошлом, вопросы, которые задают Маргарите на церковном суде, мало отличаются от тех, что и сейчас приходится слышать жертвам харассмента. Вместо того, чтобы расспросить насильника, судьи фокусируются на действиях пострадавшей стороны. Провоцировала ли она мужчину? Считает ли его привлекательным? Сделала ли она что‑нибудь, чтобы секс прекратился? Не сама ли виновата?

В то же время обоих участников рокового поединка не так уж волнует женщина, из‑за которой они сражаются. Для них она — вещь. В одной из самых сильных сцен фильма Маргарита говорит мужу, что её изнасиловали, в то время как Жан де Карруж в своей части истории слышал совсем другое — «обесчестили».

Разница будто бы невелика — но если вдуматься, она колоссальная. Для мужчины речь идёт о потере достоинства (и в первую очередь, кажется, его собственного), а не о том, что конкретной женщине причинили боль.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

«Последняя дуэль» вышла на Западе раньше, чем в России, и с треском , собрав при бюджете в 100 миллионов долларов примерно в 10 раз меньше. Скорее всего, такая же прокатная судьба ждёт фильм и у нас. И это невероятно расстраивает.

Поэтому просто сходите на эту мощнейшую ленту, которая однозначно стоит вашего внимания. Здесь есть всё: эпичные батальные сцены, тонкая драма, ультимативная жестокость и чарующая музыка Гарри Грегсона‑Уильямса. Но важнее всего, что «Последняя дуэль» бросает вызов чувствам и не оставляет зрителя равнодушным. А именно это главный признак талантливого кино.


*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма Последняя дуэль"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Янетакая Яждутрамвая
25.10.21 20:23
пусть на торрентах выйдет, там может быть и руки дойдут
Сергей Маслов
26.10.21 01:35
А почему? Да женщина создана нам на погибель!
Алексей Поповский
26.11.21 20:04
Ну вот посмотрел я эту лабуду - скучное, тягомотное, вязкое нечто. Которому до Расёмон-а которое Ридли натужно косплеит как до неба рачки. Прямая как удар рельсой мораль - все мужики мрази ). Изгаженна оригинальная и интересная заметим история. Перевраны оригинальные персонажи... в общем в среднем как обычно... берем интересную историю и превращаем ее в кучу навоза.
Александра Печко
11.01.22 13:31
Осовремененное средневековье на потребу моде .
Читать все комментарии