Как покорить инвестора и привлечь деньги в стартап

Придумать идею, которая изменит мир, недостаточно. Чтобы реализовать проект, важно найти деньги.

Кто может инвестировать в стартапы

Источник финансов стартапа зависит от стадии его развития. Раунды инвестиций бывают двух типов. Ранними называют этапы, когда стартап только ищет бизнес-модель и заключает первые сделки. Поздними — когда начинает зарабатывать сам и деньги нужны для быстрого развития и масштабирования бизнеса.

Чем моложе компания, тем труднее привлечь инвестора, ведь он рискует потерять вложенные средства. Считается, что только 10% стартапов преодолевают «долину смерти» — период, когда проект запущен, но ещё работает в минус. Тем не менее шансы найти источники финансирования есть всегда. Вот несколько популярных вариантов.

FFF (Friends, Family, Fools)

Так называют деньги, полученные от семьи, друзей и частных инвесторов, у которых нет опыта. На начальном этапе этот вариант выбирают почти 40% стартапов. Привлечь средства можно, даже когда нет MVP — тестовой версии продукта. Профессиональные инвесторы редко вкладываются в проекты на этом этапе, потому что его проходят только 10% стартапов. Доступ к деньгам от FFF получить легче, к тому же друзья и родственники вряд ли потребуют долю в компании и будут вмешиваться в рабочий процесс.

Бизнес-ангелы

Это частные венчурные инвесторы, которые выделяют деньги перспективным, по их мнению, стартапам на ранних стадиях. Термин происходит от английского venture — риск, авантюра. В этой модели как раз вероятность потери денег очень высока. Но в случае успеха стартапа можно рассчитывать на доходность 70–100%. Бизнес-ангел заинтересован в том, чтобы проект выстрелил, а потому, кроме денег, может помочь в управлении и поделиться полезными контактами. В обмен он, скорее всего, захочет получить долю в компании и участвовать в принятии решений.

Венчурные фонды

Ресурсы бизнес-ангелов ограничены, потому что они вкладывают в проекты личные финансы. А потому стартапы могут обращаться в венчурные фонды, которые собирают средства из разных источников — корпораций, банков, частных инвесторов. Как правило, такие фирмы менее склонны к риску и тщательнее отбирают компании, а потому идти туда лучше на поздних стадиях, когда уже есть работающая бизнес-модель. В таком фонде можно получить крупную сумму для быстрого роста. Но придётся передать инвесторам часть контроля над компанией. Кроме того, они могут внести изменения в стратегию развития, которые не всегда будут совпадать с видением основателей стартапа.

Государственные фонды и частные компании

Изображение: Jacob Lund / Shutterstock

Выдают гранты для выполнения конкретных работ — например, проведения клинических исследований или подготовки прототипа. При этом стартапу не нужно передавать долю в компании. Предстоит только отчитываться, что деньги потрачены на обозначенные цели. Чтобы получить грант, нужно подать заявку, описав идею, план развития, компетенции команды и другие подробности. Конкретные условия можно уточнить на сайте выбранного фонда.

Часто деньги на развитие компании выделяют государственные фонды, но бывают и частные инвесторы. Например, сейчас VK принимает заявки на программу поддержки стартапов и разработчиков. Безвозмездно можно получить до 2 миллионов рублей, а также доступ к ресурсам VK.

Акселераторы

В акселераторах опытные предприниматели консультируют команду новичков, помогают им исследовать рынок, протестировать продукт и найти жизнеспособную бизнес-модель. В конце программы, которая обычно длится несколько месяцев, проводят демодни, где стартаперы представляют результат работы потенциальным инвесторам. Вкладывать деньги в перспективные проекты может сам акселератор — обычно в обмен на долю в компании.

Такой вариант подойдёт проектам, у которых уже есть MVP. Для команд на самых ранних стадиях работают бизнес-инкубаторы, предлагающие, как правило, нематериальную поддержку.

Пользователи краудфандинговых платформ

Краудфандинг позволяет привлечь небольшие суммы от людей и подстегнуть интерес потенциальных клиентов. Такой вариант не подходит, если компании нужны крупные финансы.

Важно учитывать, что успешность краудфандинговой кампании во многом зависит от правильной маркетинговой стратегии. Нужно заранее подготовить пресс-релиз, фотографии и видео и подумать, через какие каналы вы расскажете о своём проекте. А ещё — предусмотреть вознаграждение пользователям. Это может быть, например, право на получение акций компании или ранний доступ к продукту.

Как подготовиться к привлечению инвестиций

Вложение любых средств в стартап сопряжено с риском, а потому предпринимателю важно убедить инвестора, что проект заслуживает внимания и команде можно доверять.

Решите, на что потратите деньги

Ещё до поиска инвестора нужно решить, на что конкретно будут направлены средства. Например, на расширение команды, доступ к платным маркетинговым инструментам, разработку продукта. После того как поймёте, какие задачи хотите решить, будет проще определиться с размером инвестиций и типом инвестора. Например, если нужна небольшая сумма, нет смысла обращаться в крупный венчурный фонд, потому что он, скорее всего, не заинтересован во вложениях такого типа.

Разработайте бизнес-план

Документ должен раскрывать вашу идею, описывать конкурентов и стратегию развития. Добавьте прогноз по найму сотрудников и финансовый план — сколько денег вам нужно и сколько хотите заработать. При этом лучше избегать излишней детализации, чтобы не создавать у команды и инвесторов чрезмерных ожиданий. Пусть бизнес-план раскрывает основные моменты, которые помогут поддерживать и развивать компанию.

Ориентируйтесь на конкретных спонсоров

Как правило, у бизнес-ангелов и венчурных фондов есть свой круг интересов. Нет смысла обращаться к инвестору, который вкладывается в медицинские и финтех-стартапы, если вы работаете в нише образования. Выйти на нужных людей можно через акселераторы и нетворкинг. Ходите на митапы и бизнес-завтраки с предпринимателями и рассказывайте о вашей идее. Ещё вариант — писать инвесторам в профессиональных соцсетях.

Подготовьте питч-презентацию

Изображение: Jacob Lund / Shutterstock

В ней должен быть короткий рассказ, который ответит на главные вопросы о продукте. Опишите идею, бизнес-модель, размеры рынка, конкурентов и другие важные подробности. Упомяните о членах команды и их компетенциях. Будет плюсом, если у основателей есть предпринимательский опыт или экспертные знания в сфере, в которой они запускают стартап. В конце презентации не забудьте оставить контакты.

Проконсультируйтесь у юриста

Проверка документов может занять время, но лучше не рисковать и не пропускать этот этап, иначе можно подписать бумаги на невыгодных условиях. Например, инвестор получит право решающего голоса или у него в руках окажется большая часть акций компании. Иногда фонды предоставляют своего юриста, но нужно помнить, что он в первую очередь учитывает их интересы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Daria Voronchuk / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий