Продуктивная прокрастинация: как проводить время с пользой, даже если не занимаетесь делами

«Заядлый прокрастинатор» — это словосочетание, которое может включить в своё резюме большинство работоспособного населения планеты Земля. Однако, оказывается, можно увиливать от дел и при этом проводить время с пользой. Сегодня мы расскажем, как это сделать.

Почти каждый из нас испытывал нечто подобное: мы берёмся за конкретную задачу, но никак не можем на ней сосредоточиться, думаем о чём-то отвлечённом и в конечном итоге откладываем её на неопределённый срок. Многие из нас время от времени сидят перед телевизором и едят печеньки, хотя вчера планировали провести эти полтора часа в спортзале. Чёрная дыра прокрастинации затягивает нас.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

После того как психолог Пирс Стил ввёл термин «продуктивная прокрастинация», начались споры о том, может ли «откладывание дел на потом» приносить хоть какую-то пользу. Но нет никаких сомнений, что из тысячи способов потратить наше время некоторые намного полезнее для нас, чем другие. Что ж, давайте с ними познакомимся.

Структурированная прокрастинация

Сколько раз вы открывали браузер только для того, чтобы проверить погоду, а потом вдруг осознавали, что уже 45 минут бродите по интернет-пространству, словно Алиса, которая упала в кроличью нору?

На первый взгляд может показаться, что лучший способ сосредоточиться на задаче — это свести количество дел к минимуму. Чем меньше нам предстоит сделать, тем легче сосредоточиться, не так ли? Однако Джон Перри, преподаватель философии в Стэнфорде и автор книги «Искусство прокрастинации», считает, что такой подход в корне неверен.

Он предлагает использовать иной подход, который он называет структурированной прокрастинацией. Все мы помним, как мы откладываем дела. В лучшем случае выполняем низкоприоритетные задачи из своего списка дел (а в худшем — не делаем даже лёгкие задачи, а просто впустую тратим время). При этом увиливаем от важных и сложных заданий, стоящих на первом месте, которые и являются главной причиной нашей прокрастинации.

Заядлые прокрастинаторы редко занимаются задачами из своего списка дел. Вместо этого они сидят и смотрят видео с котиками на YouTube.

Создайте самому себе ловушку, которая впоследствии поможет вам быть более продуктивным. На первое место в своём списке дел поставьте задачи, которые не являются важными и трудновыполнимыми, но пусть они будут у вас в приоритете. А дальше включите в свой список те задачи, которые на самом деле являются важными и срочными.

Помните, как мы уже приноровились увиливать от тех задач, которые стоят в нашем списке дел на первом месте? Есть вероятность, что вы наконец-то приступите к тем делам, которые нужно делать, просто переместив их в конец своего списка. А если эта маленькая уловка не сработает, то вы всё равно будете заниматься пусть низкоприоритетными, но всё же делами. Это намного лучше, чем снова зависнуть перед компом за просмотром милого, но совершенно бесполезного видео про котиков.

Приберитесь на своём рабочем месте

Беспорядок на рабочем столе способствует хаосу в голове. Многие исследования доказывают, что беспорядок способен помешать вам сосредоточиться.

Так что, если вы всё равно решили отложить рабочие таски на потом, сейчас самое время прибраться на своём столе. Пусть на нём останется только самое необходимое, а всё остальное переедет в ящики стола или в мусорку. Цель — избавиться от всего, что вас отвлекает и мешает сосредоточиться.

Почаще бывайте в компании людей, которые всегда доводят дела до конца

У каждого из нас есть несколько знакомых, сосредоточенность и ответственность которых остаются для нас загадкой. Окружайте себя людьми, которые научились эффективно управлять своим временем и привыкли добиваться желаемых целей.

Психологи полагают, что если мы видим модель такого поведения и бонусы, которые за этим следуют, то мы с большей вероятностью будем копировать эту модель.

Пишите о своих планах в социальных сетях

Конечно, социальные сети занимают одно из лидирующих мест в списке вещей, которые отвлекают нас от дел. Но при правильном подходе они могут играть на руку вашей продуктивности.

Размещайте свои планы в социальных сетях, пусть о них узнают ваши друзья и знакомые. Если кто-то знает о наших планах, будет намного труднее пустить их на самотёк, чем в том случае, когда о наших делах известно только нам самим. Другие люди могут назвать нас слабым или неорганизованным человеком, и уже одна эта мысль мотивирует нас не откладывать заявленные дела на потом.

Погуляйте где-нибудь 20 минут

20 минут, потраченные на прогулку или йогу, могут творить чудеса. Конечно, очень заманчиво сидеть перед телевизором и ничего не делать. Но подумайте хорошенько: ящик может быть очень навязчивым и раздражать вас, а прогулка поможет вам отдохнуть и собраться с мыслями. Возможно, именно в этот момент к вам придёт та самая прорывная идея, которую вы ждёте уже несколько дней.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Андрей Шихов
09.12.14 12:09
ни о чем. Пошел смотреть котиков на ютюб
мистер смит
09.12.14 12:40
Благодаря вышеперечисленному, люди и прокрастинируют. Сначала сделайте дело, хоть 15 минут, а потом уже и стол убирайте, иначе уборка стола перерастёт в уборку комнаты, потом в обед с одновременным просмотром котиков, и потом в отдых. Надо зарядиться креативным настроем за работой, чтоб вернуться к ней после прогулки или уборки.
Gary Nova
09.12.14 20:10
О чем и твержу. Но никакого плана, похоже нет в природе. Просто свалка материалов из интернета, которую нам все время реекомендуют разобрать эти статьи...
Олег Кушнерук
12.12.14 11:51
Вместо этого они сидят и смотрят видео с котиками на YouTube точняк))))))))))))))
Читать все комментарии