Проект «Книжная полка»: что читают в UsabilityLab

Что читают в успешных IT-компаниях? Как книги помогают талантливым разработчикам и менеджерам? Как компании организовывают свои библиотеки? Об этом совместный проект Lifehacker.ru и издательства «Манн, Иванов и Фербер» — «Книжная полка».

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Сегодня мы посмотрим на книжные полки главных специалистов по юзабилити в России. Мы пришли в компанию UsabilityLab.

UsabilityLab — одна из первых компаний, которая профессионально занимается user experience в нашей стране. Тут проектируют, анализируют и улучшают интерфейсы самых разных интернет-проектов, знают всё о поведении людей в сети и владеют современными техниками исследований.

Нас встречают Мария и Александра и проводят в опенспейс, где сидят практически все сотрудники компании. Не удивляйтесь пустоте офиса — многие на встречах и в командировках.

Заметили пару шкафов на фото? Многие книги стоят там, поближе к специалистам, которым они нужны. Но есть и главный книжный шкаф, к нашему приходу все издания собрали в нем.

Что искать на книжных полках главных спецов по UX? «Покажите нам ваши библии по юзабилити», — требуем мы. Но таких библий немного, и все они в основном на руках. Нам перечисляют: «Не заставляйте меня думать» Стива Круга, «Психбольница в руках пациентов» Алана Купера, «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана (вот-вот выйдет обновленное издание на русском языке). В шкафу находятся другие труды этих авторов.

Это книги, с которых любой новичок может начать свое знакомство с юзабилити.

Маша объясняет, что книг именно по юзабилити немного. Как правило, специалистам помогают книги из смежных областей — в библиотеке компании есть издания по психологии, дизайну, проектированию и разработке. Из этого и складывается юзабилити.

И точно: одну полку делят «Теория психотерапии» и «Проектирование прибыльных веб-сайтов», «Психология мышления» и «Руководство Microsoft по проектированию архитектурных приложений».

«Половина сотрудников компании — психологи», — объясняет Маша большое количество специализированных книг. Есть издания на стыке областей. Например, психологии и инженерии. Допустим, этот «Справочник» Вудсона — хрестоматийный труд по эргономике.

Силаев Дмитрий, коммерческий директор компании, объясняет: «Не надо читать книг по психологии без подготовки. Будет либо скучно, либо доктор Курпатов. Нельзя прочитать одну книгу и все понять про психологию. А вот про методы — можно. Юзабилистам надо как раз все, что касается методов: психодиагностика, матстатистика, экспериментальная психология».

Вот одна из главных книг по методам:

Хм… А это для каких специалистов книга?

«Это наш реликт, — смеется Маша. — Никто не знает, откуда она взялась. Часто шутим на эту тему».

Еще один раздел в библиотеке компании — книги о визуальном отображении информации.

Маша: «Юзабилисты — не дизайнеры, но нам необходимо знать основы: принципы композиции, сочетаемости цветов. Все-таки мы работаем с визуальной информацией и заботимся, чтобы было красиво. Разобраться в этом помогают книги вроде “Дизайн для недизайнеров”».

Большой популярностью пользуются книги о презентациях. В компании есть три «библии» на эту тему. Первая (неудивительно!) Slide:ology Нэнси Дуарте. Мы встретили эту книгу почти во всех компаниях, в которых были. Вторая — Presentation Zen. Третья — «Камасутра для оратора» Радислава Гандапаса. По ней уже немало российских специалистов научились не бояться публичных выступлений, а получать от них удовольствие.

Маша объясняет, что сотрудники UsabilityLab часто работают с презентациями: для выступлений на конференциях, для встреч с клиентами, для тренингов и вебинаров. К тому же кому, как не юзабилистам, нужно уметь показать данные наглядно.

Переходим к другой сфере знаний. Что читают в компании о создании сайтов?

Приятно было обнаружить на полках две книги из нашей серии про интернет-маркетинг: «Повышение конверсии веб-сайта» и «Добавьте в корзину».

А ниже — их «сестра» по серии: классический труд по оптимизации целевых страниц Landing Page Optimization или «Повышение эффективности интернет-рекламы». Это книги с глубокими знаниями по интернет-маркетингу, как они пересекаются с юзабилити?

Маша объясняет: «Нам часто требуются знания такого плана. Например, нужно дать клиенту рекомендации по размещению рекламы в интерфейсе сайта, по ее внешнему виду. Мы работаем с проектами в области электронной коммерции, рекламными системами, нам важно понимать, как устроен этот мир».

Интересно, что на полке есть книги и про контекстную рекламу, и про написание текстов для веба.

Маша рассказывает, как пополняется библиотека: «Что-то приносят сотрудники, что-то закупаем сами, что-то приезжает к нам с конференций. Часто бывает, что кто-то пишет на общую рассылку: “О, появилась вот такая книга, давайте закажем!”»

Никакого контроля за сдачей книг нет, они кочуют по рукам, столам и полкам. Некоторые книги зачитывают до дыр, их редко можно «поймать» в шкафу. Маша рассказывает, что такое приключилось с ее томом книги «Говори на языке диаграмм» Джина Желязны — ее постоянно кто-то читает.

Художественная литература живет с профессиональной в одном шкафу.

Посреди офиса, прямо возле шкафа, в UsabilityLab растет газон. Ненастоящий, зато вечнозеленый. Можно устраивать себе перерывы с книжкой. Саша демонстрирует как:

А вот шкаф, который делят психологи и разработчики. Поэтому тут «Разработка веб-узлов» и Rational XDE для Visual Studio.NET соседствуют с «Окуломоторными структурами восприятия» и с двумя томами «Общей психологии».

Напротив стеллажа сидит злая птица — караулит.

Мы благодарим девушек за гостеприимство и интересный рассказ, направляемся к выходу. В коридоре встретили еще одних персонажей известной игры — кажется, их здесь любят не меньше, чем полезные книги.

Фотографии Кристины Ятковской

А мы объявляем конкурс!

Победителю — 20 книжек издательства «Манн, Иванов и Фербер» на выбор к Новому году!

У многих читателей нашей рубрики есть в офисе библиотека, и кое-кто уже спрашивал нас, как бы о ней рассказать. Мы решили устроить конкурс: напишите интересный, а главное — полезный материал о вашей офисной книжной полке. Обязательно проиллюстрируйте его фотографиями и присылайте нам на blogger@m-i-f.ru.

Достойные материалы мы опубликуем в блоге издательства. Каждую неделю самый увлекательный пост окажется прямо здесь, в нашем проекте «Книжная полка»!

Мы выберем победителя из трех материалов, получивших самый большой отклик аудитории.

Прямо перед Новым годом лучшая книжная полка страны пополнится аж 20ю новенькими книжками издательства «Манн, Иванов и Фербер»! А владельцы получат почет и признание. Блог, сайт, FaceBook*, Twitter и Контакт издательства «Манн, Иванов и Фербер» протрубят о вашей компании на всю страну!

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Сергей Исаев
11.10.13 14:35
спасибо вам за такой проект.