Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

1. Пилотные проекты
Пилотные проекты позволяют студентам-архитекторам тестировать идеи благоустройства на практике, создавая временные прототипы из подручных материалов, которые сначала проверяются в кампусе, а затем внедряются в городскую среду. Это хороший способ получить реальные данные об использовании пространства, выявить проблемы и учесть отзывы жителей.
Такие инициативы часто организуются на уровне университета или местного сообщества. Допустим, студенты могут собрать временные зоны отдыха из паллет, верёвок и растений в университетском дворе: прототип тестируется на скорость сборки и безопасность, а потом переносится в ближайший сквер, где за неделю собираются отзывы от прохожих. В результате идея дорабатывается и может стать основой для постоянного объекта. Или, например, перед тем как организовать велопарковку, можно протестировать её в кампусе, чтобы выявить удобство использования и наличие конфликтов с пешеходами.
2. Студенческий конкурс

Открытый трек под конкретные задачи городской среды: от участников — скетч-проект и базовый пакет на воплощение, от организаторов — менторство, пилотный бюджет и монтаж победивших решений. Результат — реальный объект, портфолио и возможность тиражирования. Например, 15 сентября стартовал национальный студенческий конкурс «Благоустрой». Он ориентирован на студентов архитектурно-строительных вузов России от 17 до 35 лет. Участники разрабатывают проекты благоустройства набережных, парковых зон и центральных площадей в разных населённых пунктах, разделённых на номинации по размеру населения: до 50 тысяч, от 50 до 250 тысяч и от 250 до 500 тысяч человек. Заявки принимаются до 30 октября. Участвовать можно индивидуально или в командах до пяти человек.
Участники конкурса могут претендовать на Гран-при в 1 миллион рублей и по 300 тысяч рублей победителям в каждой номинации, а также стажировки в «Городских реновациях» и грант на обучение по программе повышения квалификации в МГТУ-МАСИ. Проекты полуфиналистов будут рекомендованы Минстроем России к участию во Всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройства и в случае победы реализованы по программе национального проекта «Инфраструктура для жизни» с привлечением авторов в состав рабочей группы. Кроме того, победители конкурса в период практики смогут доработать свои проекты, чтобы подать их на XI Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в 2026 году.
Национальный студенческий конкурс «Благоустрой» организует АНО «Национальные приоритеты» при поддержке Минстроя России. Цель проекта — вовлечь молодых специалистов в реальные задачи благоустройства и сформировать кадровый резерв будущих специалистов.
В первом сезоне конкурса приняли участие студенты из 379 вузов страны, а разработанные ими идеи и проектные материалы рекомендованы к использованию Минстроем России региональным властям для последующих преобразований территорий. Главный приз в 1 миллион рублей получила команда Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина за проект «Летка» по обновлению парковой зоны в Энгельсе Саратовской области.
3. Городская проектная лаборатория

Городские проектные лаборатории — это регулярные студии, где студенты-архитекторы работают над реальными брифами по малым объектам, навигации, благоустройству дворов и маршрутов. Работа строится по семестрам и включает этапы исследования, разработки концепции, подготовки пакета для внедрения и публичной защиты перед городским заказчиком. Это позволяет интегрировать учёбу с практическими задачами, получая обратную связь от экспертов и жителей.
Например, в лаборатории «» в Санкт-Петербурге студенты из СПбГУ, СПбГАСУ и других вузов изучили общественное мнение, нормативные документы и исторический контекст для развития «Научного квартала» на Васильевском острове. Они разделились на группы по направлениям (дизайн среды, малые архитектурные формы, медиадизайн), провели анализ и предложили проекты ревитализации, включая перераспределение потоков и озеленение.
Другой пример — в Москве от ММОМА и Группы «Эталон», где студенты из МАРХИ, Школы дизайна НИУ ВШЭ и других вузов разрабатывали малые архитектурные формы для жилого квартала Shagal.
Такие лаборатории развивают навыки комплексного проектирования и способствуют созданию комфортной городской среды.
4. Работа с жителями в рамках соучаствующего проектирования
Соучаствующее проектирование — это формат, в котором решения для пространства рождаются не в кабинете, а в диалоге: жители формулируют потребности и сценарии, а команда переводит их в понятные шаги для внедрения. Это позволяет учитывать реальный опыт людей, делая благоустройство более инклюзивным и эффективным, без отрыва от учебного процесса. Поэтому, к примеру, дорожки и скамейки появляются именно там, где они необходимы.
В роли модераторов студенты организуют встречи, опросы и воркшопы, где жители формулируют проблемы — от нехватки зон отдыха до доступности для маломобильных групп. Затем команда анализирует данные, разрабатывает концепции и представляет их для обратной связи, итеративно дорабатывая до готового пакета для внедрения. Такой подход развивает навыки коммуникации и эмпатии, пополняя портфолио реальными кейсами, и формирует важное понимание, что архитектура должна служить реальным людям и делать их жизнь удобнее.

Станьте первым, кто оставит комментарий