Простой способ научиться писать как Лев Толстой

Вам кажется, что в этом заголовке есть преувеличение? Откровенно пахнет желтизной?

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

На самом деле, никакого обмана тут нет. Я вам обещаю, что после прочтения этой статьи вы возьмете ручку, листок бумаги, сядете поудобнее и начнете писать точь-в-точь как Лев Николаевич Толстой, выдающийся русский классик.

Или вам больше нравится Бальзак? Шекспир? Неважно — любой писатель.

Разве что с арабскими и китайскими авторами могут возникнуть  небольшие проблемы.

Причём тут Пабло Пикассо?

А точнее — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Черт, не мог себе отказать в удовольствии написать его имя целиком!

Что мы знаем о нем?

Великий человек, основоположник кубизма, самый «дорогой» художник мира. Например, его работа «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была продана в 2013 году за $155 млн!

Талант и гений? Бесспорно! Сама оригинальность? Э-э-э, не совсем.

Достоверно известно, как именно Пикассо выработал свой уникальный стиль. Его отец, учитель рисования Хосе Руис Бласко, верил, что настоящее мастерство приходит только после долгих часов копирования великих мастеров прошлого. Маленький Пабло копировал самых разных художников. Уверен, отсюда и появился его, ни на что доселе не похожий, стиль.

Плохие художники копируют. Хорошие художники крадут. Пабло Пикассо

Пикассо копировал это:

Flickr.com

И это:

FrançoisFrémeau/Flickr.com

А в итоге нарисовал вот это (ценой $155 млн):

James R fauxtoes/Flickr.com

Вы видите сходство? Я – нет.

Другие великие мастера, которые учились копированием

Помимо Пикассо сотни известных людей начинали с копирования. Из других художников это Ван Гог и Микеланджело, например.

А если возвращаться к писательству, то и здесь примеров – масса. Бенджамин Франклин учился писать, вручную переписывая газетные статьи, которые ему понравились. Шекспира и вовсе обвиняют в плагиате.

Отдельно стоит упомянуть Дэна Кеннеди, предпринимателя, мультимиллионера, считающегося самым дорогим копирайтером мира. Когда Дэн только начинал, его наставник, другой великий копирайтер, Гари Хэлберт заставлял того переписывать свои удачные рекламные письма. Снова и снова. Сейчас рекламное письмо, написанное Дэном, обойдется вам в $100 000.

Как вы уже поняли, простой (но не легкий) способ научиться писать – копировать от руки лучших авторов. Предложение за предложением. Строчка за строчкой.

Ведь неспроста мы зовемся КОПИрайтеры. Неизвестный форумчанин

Как выбрать этих авторов?

Переписывать всех подряд неразумно. Выбирайте только тех, чей стиль вам нравится больше всего. Кроме того желательно (но не обязательно) переписывать тексты того же формата, что вы сами планируете писать. Если это книги – то копируйте книги. Если статьи – то небольшие заметки из журналов, газет и блогов.

Приведу собственный пример.

Год назад я завел блог о личной эффективности. Писал я всегда довольно скверно, а потому я твердо решил улучшить свой «стиль», чтобы не позориться перед подписчиками. Среди прочих упражнений я занялся и копированием вручную. Что я копировал? Я сразу решил, что хочу писать в легком, слегка юморном и смелом ключе. А еще я пишу сжато – не более 5000 символов обычно. Задавшись этими критериями, я выбрал следующих авторов:

  • Ильф и Петров
  • Алекс Экслер
  • Виктор Шендерович
  • Василий Уткин

Кто-то может заметить, что не все эти люди – классики литературы. Да, но ведь этого и не требуется! Важно то, что мне нравится читать этих авторов, о чем бы они не писали. К тому же, последние трое часто пишут в моем формате, а Алекс Экслер — так и вовсе популярный блогер (хотя книги его я тоже рекомендую).

Кстати, стиль современных Интернет-писателей – это не только буквы, строчки и абзацы. Это еще и смайлики, картинки и ссылки. За всем этим тоже стоит наблюдать.

Друзья, я буду вам очень признателен, если в комментариях вы напишите своих любимых авторов-колумнистов. Может быть, они подошли бы для моей коллекции.

Мышечная память? Не в этом дело!

Многие критики способа делают упор именно на это. Мол, вы надеетесь на мышечную память, но это лишь сделает из вас бездушную писательскую машину, которая только и умеет, что правильно расставлять знаки препинания.

Не согласен.

Мышечная память в этом способе не главное. В процессе копирования мне открываются невидимые до этого связи, мотивы и приемы. Я начинаю чувствовать структуру предложений и абзацев.

Например, я замечаю, что автор нарушил простейшее правило, которое описывается во всех учебниках для начинающих писателей. Допустим, написал явную тавтологию. Почему он это сделал? Ясно, что эта ошибка не случайна. Что хотел донести таким образом автор?

Обо всем этом я и думаю, пока рука выводит слова.

Самое сложное, кстати, не отключать мозг. Он все время пытается перебросить копирование в фоновый режим, а сам начинает обдумывать все что угодно, кроме текста. Копирование должно быть сознательным.

Далее я развею популярные сомнения.

«У вас не будет своего стиля»

Будет.

Вы – уникальны. Уникален ваш опыт и ваш характер. Если к этому подмешать несколько других стилей, то получившийся коктейль может «выстрелить в голову» вашему читателю. А может и нет. По крайней мере, Пикассо копирование ранних мастеров не помешало стать не просто крутым художником, но и изобрести совершенно новый стиль в живописи.

«Это скучно»

Да, со стороны это кажется скучным – сидеть и часами тупо переписывать. Но все меняется, когда берешь ручку. Начинаешь замечать столько мелких деталей и «интересностей», что иногда волей-неволей останавливаешься и пристально изучаешь написанное.

«Зачем копировать? Просто читайте»

Читать – очень важно. Но это все же другое. Когда я читаю, я быстро увлекаюсь написанным. В голове рисуются картины: люди, местность, эмоции и т. д. Я просто не успеваю (или забываю) обращать внимание на то, КАК пишет автор.

Напишите свое мнение

Недавно я наткнулся на один форум писателей, где этот способ горячо обсуждался. Писатели разделились на 2 лагеря: одни считали этот способ разумным, а другие – пустой тратой времени или даже вредным. Да вот только бросилось мне в глаза, что критиковали способ в основном люди, которые никогда и не пробовали его.

А что скажете вы? Пробовали ли вы копировать классику? Есть в этом смысл? Пишите в комментариях!

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Christina Karimova
23.05.15 18:27
Категорически с вами не согласна! Идея, безусловно, очень важна (скучную книгу не захочется дочитывать),НО если воплотить ее в "плохо написанной" форме желание читать подобное "произведение" пропадает после нескольких строк. Я уже не один десяток книг пыталась прочесть, где идея завораживает, но автор своим полным отсутствием хороших навыков писательства просто убил всякое желание это дочитывать!
sabitovanatali
27.05.15 21:00
Советую ее "Кысь" почитать. На любителя, конечно, зато даже философские мысли донесены с изюминкой и долей иронии. Ну и сломанный мозг в качестве бонуса)
Ekaterina Simonova
27.02.16 15:12
Копируй, копируй, копируй! Это везде. Это каждый может. А ты попробуй придумать свое и красиво на блюде подай читателю. Если постоянно копировать классику, то мы не напишем что-то новое, а лишь переделаем старое под "свой коктейль". Не стыдно? Нет? А должно быть, ибо если взялся за письмо, то будь добр фантазировать и писать свое, уникальное, то что завлечет, что-то полезное для современного общества, чтобы дети читали взахлеб. "Простой способ" научиться писать шедевры - переписывать их с других. Вот и весь посыл. А если у вас нет времени анализировать прочитанное, чему оно учит, то и писатель из вас никакой. Не учите других людей создавать переделанную дрянь. Это мое мнение.
Алексей Каширин
17.10.18 07:33
Очень многие художники перед тем, как написать мегабольшую картину, сначала отрабатывают этюды - именно поэтому даже мухоморчик в углу картины выглядит красиво-натурально и абсолютно гармоничен в окружении. Я думаю, тут так же - за время переписывания мозг осуществляет анализ хорошего синтеза, в котором тупо красивых элементов больше, а к тому моменту, как душа захочет построить что-то своё - кубиками для неё станут обрывки великих произведений, а не мусор во дворе. А может быть, Пикассо так утомился переписывать, что рука захотела рисовать схематично, а мозг всё-равно додумывает детали.
Читать все комментарии