Рабочие места: Иван Боровиков, генеральный директор Mindbox

Хирург по образованию, IT-шник по призванию и дайвер в душе — так коротко можно охарактеризовать нашего сегодняшнего гостя. В интервью Лайфхакеру Иван Боровиков рассказал, почему сменил белый халат на компьютер, как и для чего по часам расписывает свой день, а также зачем погружается в холодные воды Финского залива.

Иван Боровиков
Бывший врач-хирург (окончил ММА имени И. М. Сеченова), долгое время совмещал увлечение программированием и бизнес с учёбой и работой в 71-й городской клинической больнице Москвы. Смог превратить хобби в прибыльный бизнес. В 2006 году основал компанию Mindbox — сервис автоматизации маркетинга для работы с собственной базой клиентов.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Двенадцать лет назад я основал Mindbox. С тех пор чем только ни приходилось заниматься. Сначала сам вёл каждого клиента, позже передал операционное управление своему партнёру Саше Горнику.

Я мечтаю о дне, когда смогу сказать: «Да, мы в Mindbox действительно изменили мир к лучшему».

Сейчас могу себя назвать кем-то вроде стратегического директора: перевожу на простой язык то, что мы делаем, и транслирую это в массы. Слежу, чтобы сотрудники компании понимали, зачем мы собрались и какие цели стоят перед нами. Разрабатываю стратегию общения с ключевыми и потенциальными клиентами, планирую выходы на новые рынки. Ищу новые идеи и создаю возможности, облекаю их в доступную для понимания форму и передаю для воплощения кому-то внутри компании. Думаю, всё это и называется стратегией.

Кто вы по профессии?

Я родился в семье классических инженеров-служащих. Папа был электронщиком, строил радарные системы военного назначения. Он учил меня элементарной физике и электронике, мыслить логически и постоянно мастерить что-то своими руками. Мама окончила МАИ, работала инженером и ещё много кем, а меня видела почему-то специалистом-востоковедом.

Первые шесть школьных лет я учился в интернате с упором на китайский язык. Потом перешёл в общеобразовательную школу, где познакомился с парнем, который уболтал меня вместе с ним перейти в медико-биологическую школу. Выпускные экзамены здесь были одновременно вступительными в мединститут. Так я поступил в «первый мед» на врача-эпидемиолога. Но на втором курсе решил, что хочу быть хирургом.

Закончил свой факультет по специальности «врач гигиенист-эпидемиолог», прошёл переподготовку по специальности «врач общего профиля». Потом интернатура по хирургии, и пять лет после выпуска я отработал в больнице.

Всё это время мне не давало покоя увлечение компьютерами и программированием. Я писал код, зависал во всяких околокомпьютерных тусовках. Неожиданно для себя начал первый бизнес по поставкам оргтехники в Заполярье и открыл с однокурсником небольшую сеть салонов сотовой связи.

Вуз не дал мне профессию, которой я зарабатываю на жизнь, зато создал основу моего мировоззрения.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Сложно оценивать, но из сильных я бы назвал «прозрачность». Стараюсь никогда не обманывать — себя, партнёров, клиентов — и не позволяю это делать окружающим.

Второе положительное качество — умение объяснять сложные вещи простым языком. Я выступаю переводчиком между аналитиками, программистами и простыми смертными. Серьёзно, это очень важная роль в нашей сфере.

Ещё говорят, что у меня есть такая штука, как харизма. Она позволяет строить яркие выступления и презентовать продукт. Ну, раз говорят, наверное, это правда.

Из негативных моментов: я всё ещё часто опаздываю. Это проблема, я с ней борюсь, но не всегда успешно. Также я плохо умею говорить «нет» и нередко пытаюсь это замаскировать. Получается глупо. Ещё к минусам приписал бы избыточный оптимизм — радостное доверие по отношению к людям, которые, как показывает практика, не всегда этого заслуживают.

Как выглядит ваше рабочее место?

Я поклонник Apple. У меня весь набор их гаджетов: телефон — iPhone, рабочий компьютер — iMac, домашний ноутбук — MacBook Pro.

Рабочее место Ивана

Ещё дома у меня стоит допотопный компьютер с Windows. На нём я иногда играю в игрушки, чаще всего в «Ведьмака».

Сложно поверить, но я по жизни ретроград и любые переходы на новую технику воспринимаю болезненно. Моим телефоном ещё три года назад была титановая раздвижная Nokia 8800 (кажется, так), компьютером — Sony VAIO.

Толчком к переменам стала покупка нового Land Rover, в котором музыку и всё остальное очень просто включать с помощью iPhone. Поэтому я скрепя сердце перешёл на iPhone. Страдал после этого перехода месяц, но потом всё прошло и стало очень комфортно.


Уже после этого у меня украли ноутбук, мой Sony. Мой партнёр Саша Горник, наш главный новатор, вручил мне MacBook Air. Сказал, что если через две-три недели меня всё ещё будет тошнить от интерфейса, то окей, поставим на него Windows. Я снова сильно страдал, но потом оценил долгую работу аккумулятора, удобство, то, что с iPhone синхронизировались все документы и заметки, — красота.

Стал поглядывать в сторону огромного красивого iMac для рабочего места, но решиться сам не мог. Однажды пришёл на работу, смотрю — стоит тот самый iMac. Опять спасибо партнёру.

ПО

Основные программы и приложения в телефоне: «Google Документы», «Google Таблицы», Pages, почта и Facebook*. Также стоят всякие «Яндекс.Карты», навигаторы, такси, интернет-банк, Runkeeper (я бегаю). Для личных задач использую Todoist.

Из мессенджеров — Telegram и Slack (для корпоративного общения). Другими стараюсь не пользоваться. Иногда пишут в iMessage, WhatsApp, Facebook* Messenger, но я всё это тихо ненавижу. Viber для меня вообще категорическое «нет».

Я убрал мессенджеры из push-уведомлений — сильно отвлекают. На смартфон приходят уведомления только из Runkeeper и Slack. На внутрикорпоративные сообщения надо реагировать быстро, это важная штука, поэтому никуда не денешься.

Из браузеров у меня Chrome и Safari. Почта — Outlook для Mac. Я против родного маковского Mail по нескольким причинам:

  • он не умеет вставлять изображения во вложение;
  • он постоянно растягивает картинку по телу письма — это раздражает.

Из веб-сервисов уважаю Trello и Basecamp.

Мелодию звонка меняю раз в сто лет (я же ретроград). Каждый раз, когда это происходит, в офисе все очень удивляются и спрашивают, что за великое событие произошло в моей жизни. Последние две мелодии были из «Звёздных войн». Два года я ходил с имперским маршем, но он откровенно всех достал, и я сменил его на Double Moon. Это тот момент в четвёртой части «Звёздных войн», когда Люк выходит на улицу, а там пустыня, ветер, две луны на небе и прекрасная музыка. На SMS у меня стоит фразочка Йоды: «Ooooh, message you have». Если что-то из этого вдруг заиграет на совещании, те, кто в теме, сразу начинают улыбаться и вставлять какие-то другие цитатки. Это такое своеобразное деление на «своих» и «чужих».

Есть ли место бумаге в вашей работе?

Уже давно нет. Иногда рисую. Но только если мы обсуждаем какую-то сложную ситуацию и я пытаюсь донести смысл через схему или картинку. В исключительных случаях могу также записать что-то во время встречи — классическое «планирование на салфетке».

Меня вдохновляет свобода действий и экспериментов.

Всё остальное у меня в электронных документах и заметках.

Что лежит в вашей сумке?

Я хожу с таким мужицким чемоданчиком.

Содержимое сумки

В нём у меня кошелёк, ключи от работы, визитки, штук пять ручек, записная книжка, мышка, салфетки для обуви, запасные линзы, флешка. Также там много электронных аксессуаров: наушники, 33 переходника под разные входы, кликер.

В путешествии ограничиваюсь ноутбуком, телефоном и зарядниками. Люблю фотографировать, поэтому вожу с собой Canon EOS 5D Mark III. Если очень хочется сделать какую-то особенную фоточку, беру с собой штатив.

Как вы организуете своё время?

У меня есть календарь, в который я записываю события и предстоящие встречи. Всё остальное время занимают рабочие задачи. Их я фиксирую в программе Todoist на iPhone. Она напоминает мне о поставленных задачах. Если могу выполнить одну из них сейчас, делаю сразу, если нет, устанавливаю отсрочку и помещаю задачу в одну из категорий.

Недостаток этой программы в том, что она заставляет концентрироваться на текущих мелких задачах, из-за которых часто забываешь о глобальных планах.

Я счастлив, когда всё получается. Особенно когда удаётся малыми средствами решить большую проблему (это касается не только работы).

Поэтому для глобального планирования я веду Trello, где активно пользуюсь «тикетами» — записываю на них свои задумки, сортирую и распределяю на ближайшие месяцы или год.

Эта же программа помогает структурировать рабочие завалы — вся коммуникация внутри компании осуществляется через Trello. Для каждого блока — менеджмент, бухгалтерия, администраторы — заведена отдельная панель, увешанная «тикетами», на которых записаны все задачи ребят. В общем, структура — это сила.

Какой у вас режим дня?

Я не жаворонок и не сова. Самое продуктивное время для меня — утро и день (точно не вечер). Просыпаюсь в зависимости от текущей рабочей нагрузки. Сейчас она довольно высокая: встаю в семь-восемь утра, ложусь в час-два ночи.

Всегда составляю график. День и ближайшая неделя-полторы у меня расписаны буквально по часам. Поэтому свободное окно для планирования чего-то нового обычно появляется в перспективе 7–10 дней. Не раньше — до этого всё забито.

Очень люблю субботу: в офисе тихо, никто не мешает. Для меня это день высокой нагрузки. Обычно прихожу с утра, читаю с полчасика блоги, новости и Facebook*, собираюсь с мыслями и работаю до вечера. Потом выдыхаюсь и иду домой. Вечером ужинаю где-нибудь с женой, иногда выпиваю стаканчик пива.

Как коротаете время в пробках?

Я не стою в пробках на автомобиле. Если натыкаюсь на большой затор, пересаживаюсь на метро. На машине передвигаюсь в основном от дома до офиса. Я живу в Крылатском, а офис у меня на Белорусской, то есть на машине ехать полчаса, на метро — полтора. Если у меня встреча где-то далеко и я понимаю, что машина не нужна, оставляю её возле офиса и еду на метро. Не имею по этому поводу никаких комплексов.

Какое у вас хобби?

Я профессиональный дайвер. Ныряю уже лет двадцать, начал ещё с пионерских времён. Увлекаюсь техническими погружениями на закрытом цикле в холодной воде.

Мой главный интерес в дайвинге — погибшие корабли, особенно времён Первой и Второй мировой войны. Мы ищем их в акватории Финского залива и Балтийского моря вместе с командой таких же психов-энтузиастов (таких команд всего три-четыре в этом регионе). Началось всё с миссии по изучению погибшего в Чёрном море лидера эсминцев «Москва». Потом я узнал, что наши парни нашли легендарный затонувший 150 лет назад линкор «Лефорд», и решил сделать всё, чтобы попасть в команду этих удивительных ребят. Переговорил с руководителем, меня взяли поснимать, и мы с напарником отлично справились. Теперь я постоянный член команды.

Моя роль в команде — эксплорационный дайвер и подводный фото- и видеооператор.

Подводная фотосъёмка — ещё одно моё серьёзное увлечение.

Фоторабота Ивана

Финский залив — это не самое удобное место для дайвинга. Температура воды +2 градуса и темнота кругом — это, как сейчас говорят, большой challenge. Нужно полностью сосредоточиться на том, что ты делаешь, отключиться от работы и остальных проблем. От этого зависит твоя жизнь и жизнь членов команды. Прыгнуть за борт и хорошо сделать свою работу в таких условиях не каждый сможет. Но мы с командой нашли друг друга.

Иван Боровиков: «Прыгнуть за борт и хорошо сделать свою работу в таких условиях не каждый сможет»

Самое большое удовольствие для меня — ощущение причастности к большому исторически важному делу. Ведь каждая найденная после 70 лет забвения подлодка — настоящая загадка, пробел в истории. Она ушла, затонула, о ней забыли. И ты становишься первым человеком, который её находит, продолжает историю. Появляются детали, которые иногда заставляют взглянуть по-иному на события той войны. Люди находят места гибели своих родственников.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Несмотря на плотный график, стараюсь уделять спорту достаточно времени. Как уже говорил, в моей жизни есть дайвинг. Также я бегаю по утрам (обычно четыре раза в неделю) — это хорошо прочищает голову и успокаивает нервы. Пробегаю 40–60 км в неделю: три пробежки по 10 км, одна — 15 км и ещё одна — 20 км.

Бег для меня именно увлечение. Бег позволяет держать себя в приличной физической форме, вставать на час-полтора пораньше и отдыхать от телефонных звонков. Ты бежишь по набережной или по парку: солнышко, птички, белки, дятлы, люди, которые бегут навстречу и улыбаются, — отличный заряд на целый день.

После пробежки работается намного легче — проверено.

В беге я не ставлю перед собой каких-то чётких целей. На сегодня я пробежал два полноценных марафона (каждый примерно за четыре часа) и ещё кучу небольших дистанций. Второй марафон, кстати, дался намного тяжелее первого: планировал улучшить своё время, но заболел, сорвал план тренировок, не доспал, переел — короче, всё сделал неправильно. В итоге улучшил время на 10 минут, но чувствовал себя ужасно. Лет через пять я бы хотел осилить Ironman.

Ещё два раза в неделю хожу на тренировку по спортбоксингу. Хотя сейчас на работе завал и иногда приходится жертвовать спортом, стараюсь отлынивание свести к минимуму.

Лайфхакерство от Ивана Боровикова

Книги

Фильмы и сериалы

Блоги и сайты

Подписан на большинство известных групп и ресурсов, посвящённых автоматизации маркетинга e-commerce в России, а также отраслевые ресурсы вроде Shopolog, E-pepper, New Retail, Retail.ru, Retailer.ru, CNews, «Хабр». Читаю Тёму Лебедева — интересный блог, где можно найти разные полезные утилиты.

Рекомендую к просмотру презентации Джобса и презентацию сооснователя Uber на TED. Трэвис Каланик рассказывает про «уберизацию», карпулинг и то, как это влияет на города.

Каково ваше жизненное кредо?

Оно довольно расплывчато звучит, но работает безотказно.

Не унывать и двигаться вперёд, что бы ни произошло.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий