Рабочие места: Максим Бабич, директор по разработке в RU-CENTER

Этот гость Лайфхакера уже 15 лет занимается веб-разработкой. Его день разбит на слоты под разные группы задач, а на его столе — два монитора и куча мобильных гаджетов. Знакомьтесь: Максим Бабич.

Максим Бабич

Веб-разработчик, основная специализация — реляционные СУБД и асинхронная обработка данных. Директор по разработке в RU-CENTER Group. С 2006-го по 2015-й работал в Mail.Ru Group: занимался проектами «Ответы» и «Деньги». Автор курса лекций «Разработка веб-сервисов и управление командой разработчиков».

Чем вы занимаетесь в своей работе?

С конца 2015 года работаю директором по разработке в RU-CENTER Group. Вместе с коллегами модернизирую технологическую платформу и улучшаю процессы разработки для ускорения развития наших основных продуктов — доменов и хостинга.

До этого девять лет работал в Mail.Ru Group. Начинал как ведущий разработчик проекта «Ответы», а ушёл из компании в должности технического директора проекта «Деньги», который построил с нуля.

Кто вы по профессии?

Я учился в Дальневосточном государственном университете в Институте математики и компьютерных наук.

Изначально хотел стать специалистом в области информационной безопасности. Но буквально с первого курса начал заниматься разработкой веб-сервисов.

Университетское образование — это почва для дальнейшего развития. Но что на ней вырастет, зависит как от самой почвы и брошенных в неё семян, так и от тех, кто её возделывает.

К сожалению, все возможности образования становятся очевидны уже по прошествии студенческих лет. Поэтому многие семена просто не всходят.

Считаю, что сразу после школы дополнительные четыре-пять лет высшего образования ни к чему. Слишком большая усталость от многих лет непрерывного обучения, слишком невысокий коэффициент полезного действия. Достаточно двух лет для закладывания базиса и формирования системного взгляда.

После этого нужны лет пять практической работы в разных компаниях. И только годам к двадцати пяти человек сможет осознано решать, в каком виде ему нужно дальнейшее образование: университет, специализированные курсы или что-то ещё.

Будущее, на мой взгляд, за гибким персонализированным образованием. Когда в зависимости от желаний и компетенций человека, от его текущего места работы и задач ему будут подбираться наставники, чтобы довести компетенции до экспертного уровня. Точечное образование гораздо эффективнее, чем массовое «опыление» студентов.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Одни и те же черты и привычки в разных ситуациях могут стать как силой, так и слабостью. Человеколюбие может выйти боком при принятии жёстких решений о судьбе нерадивого сотрудника. Склонность к рефлексии и самоанализу может обернуться нерешительностью и отсутствием действий. Упрямство может стать главным фактором успеха на сложных переговорах. Как знать?

А подход «всё относительно» может показаться занудством тем читателям, которые в ответах на каждый вопрос ждут каких-то откровений.

Как выглядит ваше рабочее место?

Я чётко разделяю ситуации, где нужна лёгкость и мобильность, а где — полнота картины.

Рабочее место Максима

Поэтому в рабочем кабинете у меня стоит большой стол, на котором, рядом с двумя мониторами, подключёнными к обычному системному блоку, лежат и ждут своего часа мобильные устройства:

  • старенький, но неубиваемый Samsung D780 для звонков;
  • смартфон HTC для быстрого доступа к интернету, почте, заметкам, задачам и мессенджерам;
  • Windows-планшет Prestigio Multipad для чтения книг и статей, работы на встречах;
  • ноутбук Asus Zenbook для презентаций, поездок и работы «в полях».

Всё это синхронизируется, и вся нужная информация всегда под рукой.

Все клавиатуры и мышки беспроводные, один из мониторов — с поддержкой touch-screen, а роутеры и другие гаджеты — с поддержкой Wi-Fi в диапазоне 5 ГГц.

Основное программное обеспечение на рабочих машинах:

  • для веб-сёрфинга — Mozilla Firefox и Google Chrome;
  • для почты — The Bat! и Microsoft Outlook;
  • для задач и календаря — Atlassian Jira и Microsoft Outlook;
  • для заметок — OneNote и снова Microsoft Outlook;
  • для схем и диаграмм — Draw.io.

Я пробовал множество разных инструментов, но продукция Microsoft неизменно в лидерах по набору необходимых функций. Да, дизайн интерфейсов — это не самая сильная черта Microsoft, но иногда проще закрыть глаза на дизайн, чем на зоопарк решений.

Очень долго страдал, что Outlook для Android не поддерживает задачи и заметки. Потом нашёл прекрасное приложение Nine, которое умеет действительно всё, чем я пользуюсь в десктопной версии Outlook.

На смартфоне основной софт — это приложения, связанные с коммуникациями. Slack, HipChat, Facebook* Messager, Telegram, Skype, LinkedIn, Twitter, Nine, почта Mail.Ru, Gmail — целый экран занят только ими.

Плюс разные приложения и сервисы для путешествий и поездок: такси, парковки, общественный транспорт, навигация, бронирование отелей и авиабилетов.

Есть несколько приложений, связанных с финансами: в основном интернет-банкинг и фондовые рынки. И несколько приложений для чтения, видео и музыки. Они, кстати, одинаковы и для мобильных устройств, и для рабочих станций: AlReader, Foxit Reader, VLC, AIMP.

Есть ли место бумаге в вашей работе?

Пока ещё есть. «Тёплая ламповая» бумага постепенно сдаёт позиции и держится исключительно за счёт стикеров, блокнота или листков для описания какой-нибудь идеи. Бумажные книги уже практически не читаю, разве что путеводители или бизнес-литературу, если не удаётся найти в электронном виде.

Стикеры использую на встречах для быстрой записи ключевых моментов. Но почти всегда потом переношу их в электронный формат.

На бумаге появляются также некоторые идеи. Обычно в виде прототипов, набросков схем или списков, которые потом можно оцифровать в диаграммы, интеллект-карты или просто сфотографировать.

Постоянно использую большую доску и разноцветные маркеры. Обычная практика — после окончания встречи сфотографировать листок или доску и отправить фото участникам.

Что лежит в вашей сумке?

У меня несколько рюкзаков. У каждого из них своё назначение. Какие-то лучше подходят для путешествий, какие-то — для ежедневных поездок по Москве.

В будни в рюкзаке можно найти ноутбук, беспроводные наушники (конечно, если они не на мне), блокнот и пару ручек. Иногда к ним добавляются планшет и кликер для проведения презентаций.

В поездках в рюкзаке появляется фотоаппарат, несколько объективов и куча зарядных устройств.

Как вы организуете своё время?

Моё рабочее время организовано следующим образом.

День разбит на несколько отрезков, во время которых я занимаюсь определённой группой дел.

  • Первую половину дня отвожу на работу с ближайшими целями компании: основными квартальными или полугодовыми проектами по развитию продуктов или инфраструктуры разработки.
  • Ещё четверть времени — это операционная работа, решение ежедневно возникающих вопросов, почтовая переписка. В этот же слот попадают встречи с коллегами — программистами и менеджерами, руководителями групп разработки и руководителями компании.
  • Оставшееся время — для долгосрочных планов, изучения новых технологий и методик разработки или анализа проектов конкурентов.

Все слоты под разные группы задач расписаны в календаре, поэтому при планировании рабочей недели чётко понимаю, в какой день недели и в какое время буду выполнять конкретные задачи. Скучно и предсказуемо? Пожалуй. Но такая техника позволила намного сократить время на составление расписания рабочей недели и конкретного рабочего дня.

Раньше каждое утро я просматривал список незавершённых задач, расставлял приоритеты, часть задач переносил на другие дни. Потом думал, в какое время дня лучше приступить к конкретной задаче. На планирование иногда уходило до получаса. Сейчас, закончив очередной этап задачи, я сразу знаю, когда в следующий раз к ней вернусь. Нужно просто посмотреть на ближайшие свободные слоты для этой группы задач.

Кроме того, в каждую задачу записываю ключевые моменты и выделяю цветом те из них, где требуются какие-то действия. Это удобно: открыл задачу и сразу видишь, на чём остановился в прошлый раз и что конкретно сегодня по ней нужно сделать.

Ну и конечно, всего сам не переделаешь, поэтому часть задач поручаю сотрудникам, оставляя за собой только контроль. Если знаю, что сотрудник справится самостоятельно, делегирую задачу целиком. Умение делегировать — один из главных навыков руководителя, а доверие — один из основных мотивирующих факторов.

Какой у вас режим дня?

Я сова, которая уже который год поздно ложится и рано встаёт. Конечно, просыпаться попозже я тоже умею и люблю. Но первые годы жизни этому мешали школа и университет. Сейчас меня рано утром будят собаки: «Пойдём гулять, ну пойдём, ну когда пойдём-то? Через пять минут? Уже прошли? А сейчас?» Какая уж тут совиная жизнь.

В раннем подъёме есть свои плюсы. Например, получасовая утренняя прогулка позволяет плавно разогнать голову и к приезду в офис быть уже достаточно бодрым, не тратя время на раскачку. Вечером такая же прогулка с собаками позволяет в спокойной обстановке обдумать события дня или что-то обсудить с близкими.

Заканчиваю вечер за чтением книги или отраслевых новостей.

Как коротаете время в пробках?

В пробках обычно просто слушаю музыку или что-то обдумываю. Главное — не переставать наблюдать за окружающей дорожной обстановкой. Обязательно ведь кто-то сделает сюрприз: резко затормозит или попытается перестроиться прямо в тебя.

В ожидании рейса или в общественном транспорте обычно просто что-то читаю с одного из гаджетов или занимаюсь какой-то мелочью по работе (пишу заметки, создаю задачи, отвечаю на письма).

Во время перелётов крайне редко удаётся поспать, поэтому стараюсь чередовать разную активность: слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю, делаю наброски статей или просто общаюсь с соседями. Иногда даже пустяковый разговор может подкинуть несколько интересных мыслей. Например, во время последнего перелёта из Владивостока в Москву беседа о футболе привела к идее об изменении формата собеседований таким образом, чтобы адаптация новых сотрудников происходила быстрее.

Какое у вас хобби?

Основных увлечений у меня два. Первое — это футбол. Я болельщик одной из английских команд. Уже несколько лет все отпуски связаны с посещением матчей в Англии. Зачем? Это эмоции, это драйв, это общение с местными болельщиками. Ни телевизор, ни посещение спортбаров этого не передают.

Из каждой поездки обязательно привожу matchday scarf — специальный шарф с эмблемами играющих в этот день команд. Шарфами и флагами увешана одна из комнат в доме.

Ну а кроме посещения матчей, беру машину и катаюсь по всей стране. За эти годы был везде: Англия, Уэльс, Шотландия. Все побережья, графства, крупные природные достопримечательности и интересные города — десятки тысяч километров.

С Британией связано и второе хобби — мои собаки. Это два кобеля породы вельш-корги пемброк. Исконно британская порода, сотни лет назад появившаяся в Уэльсе. Корги — самые маленькие овчарки, пастухи.

Мои не исключение. Каждый месяц мы ездим на занятие и пасём овец. Также часто показываем собак на выставках. Мои «коржики» прекрасно относятся к поездкам, поэтому география наших с ними выставок достаточно обширна: от Белгорода на юге до Санкт-Петербурга на севере.

В Москве собаки ещё работают психотерапевтами у нас в компании. Раз в месяц мы устраиваем «корги-дни», когда я привожу питомцев в офис. Они очень милые, отлично поднимают настроение и снимают стресс. Устал? Потискай «коржика»!

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Когда-то занимался лёгкой атлетикой, выступал за сборную университета. Но потом пришлось делать выбор: профессионально заниматься спортом или веб-разработкой. Выбрал второе.

Так что бег я забросил ещё до того, как он стал повальным увлечением. Впрочем, мои собаки любят гулять, поэтому без длинных прогулок не обходится ни один день.

Лайфхакерство от Максима Бабича

Люди делятся на несколько групп в зависимости от способа восприятия информации. Я отношусь к тем, кто хорошо воспринимает прочитанное. Видео или подкасты — это не мой формат.

Если говорить про книги, то сильнее всего в прошедшем году на меня повлияли два автора.

Я не мастер писать рецензии, поэтому просто скажу, что эти авторы дали мне серьёзную пищу для размышлений о людях, их взаимоотношениях и о развитии сообществ. А ещё в этих книгах можно найти достаточно полезных практик для представителей многих профессий, связанных с коммуникациями.

Вы замечаете, как эволюционирует поиск и восприятие информации?

Сейчас информации стало так много, что успеть прочитать всё просто нереально. Даже просто следить за новостями всё тяжелее. Отсюда расцвет персональных рекомендаций, наблюдение за лидерами мнений, чтение рецензий. Лента друзей вместо RSS-лент, статьи вместо книг.

Хороший критик — находка. Хороший автор — клад.

Десять-пятнадцать человек в Facebook* могут обеспечить информацией на все случаи жизни. Кто-то хорошо пишет о книгах, кто-то — о городах и странах, кто-то — о спорте, а кто-то — о профессиональных инструментах и трендах в отрасли.

Интересуетесь трендами в образовании? Дима Волошин прекрасно пишет об этом. Интересуетесь стартапами? Почитайте Сашу Горного с его ежедневными обзорами. Ну и так далее.

Каково ваше жизненное кредо?

Учусь и учу учиться.

Мне повезло в жизни на людей, которые делились своим опытом, знаниями и эмоциями. И я стараюсь отдавать что-то своё окружающим людям, побуждать их к развитию.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
x1917x
14.02.17 16:35
Мать честная, неужели еще остались настоящие работники, а не бездельники с пустым столом и 13-дюймовым макбуком.
Vladimir Roshchin
14.02.17 18:05
Нет, это такой же дармоед, только с большими мониторами.
Андрей Жуйков
23.02.17 10:52
Вроде не глупый человек, но почему у ру-центра такие убогие сервисы? Зачем столько времени просвещать планам и развитию, когда за столько лет ничего не поменялось. Я пользовался услугами ру-центра, всеми услугами, в итоге теперь не пользуюсь ни чем, они потеряли позиции, и домены дорогие до сих пор продают, кто у них их только их покупает?