Рабочие места: Михаил Слободин, генеральный директор «Билайна»

Михаил Слободин не соответствует привычному образу «большого начальника»: никаких кабинетов за тяжёлыми дверями, строгих костюмов и стопки бумаг на столе. Вместо этого — мобильные гаджеты, новые технологии и мгновенная реакция на любые изменения. О том, как превратить социальные сети в рабочий инструмент, работать в команде и стать хорошим лидером, читайте в этом интервью.

Михаил Слободин
Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» с 2013 года. Занимал позиции исполнительного вице-президента ОАО ТНК-BP по стратегии и развитию бизнеса, президента ОАО «Российские коммунальные системы», президента ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС), вице-президента по энергетике и директора департамента ОАО «ТНК-ВР менеджмент». Кандидат технических наук.

Михаил, спасибо за время и внимание, которое уделили Лайфхакеру. Первый традиционный вопрос: как выглядит ваше рабочее место?

Очень просто. У меня большой кабинет, но я использую в нём 15–20% площади. Всё остальное — антураж от предыдущего размаха. В кабинете стеклянные стены и постоянно открытые двери.

На столе у меня стоит MacBook Pro 17, который я беру с собой, когда мне это нужно. Никакого другого компьютера у меня нет. Общая концепция заключается в том, что с телефона я делаю 95% всей работы. Компьютер выполняет другую роль: посты удобнее писать, чем на мобильном, потому что, к сожалению, у LiveJournal совершенно нерабочее мобильное приложение. Всё остальное я делаю с экрана iPhone 6. Так исторически сложилось, что я начал пользоваться продукцией Apple до начала большой моды на этот бренд, и техника этой фирмы со мной уже больше 15 лет.

Ещё у меня на столе винтажный телефон с дисковым набором, который не работает, и телефон для офисных переговоров, но пользуюсь я им достаточно редко. И техника для видеосвязи.

Какое место в работе занимают бумаги?

На рабочем столе лежит одна бумага — лист формата А3 с планом на неделю. И всё. Люди ко мне приходят без бумаг, показывают всё на экране. Потому что человек, который приходит с техникой Apple, может показать с помощью Apple TV всё, что нужно, либо со своего телефона, либо с iPad, либо с компьютера. Есть интерфейс и для Android-устройств.

Каким программным обеспечением вы пользуетесь?

Ничего особенного и необычного я не использую. Делаю презентации с помощью Keynote, пользуюсь Pages для текстов. Для деловых нужд использую Word и Excel. Активно применяю iPhoto и Final Cut, если нужно скомпоновать видео, потому что я делаю для блога многие вещи сам: мне интересно пробовать всё.

Что касается коммуникаций, то я использую WhatsApp с определённым кругом людей, которые любят использовать WhatsApp. С людьми, которые любят Telegram (например, CEO «Мегафона» Иван Таврин), я использую Telegram.

Внутри компании, для связи топ-менеджмента и команд, мы используем Slack. Это один из лидеров групповой работы, у нас его используют порядка 80 сотрудников. С ним удобно обсуждать командные вещи в онлайне.

В зависимости от ситуации пользуюсь многими другими приложениями. Если я иду фотографировать, то использую приложение, которое помогает через Wi-Fi скачивать фотографии с камеры (а у меня Canon EOS 6D), не производя никаких манипуляций с картой памяти. Если я беру с собой коптер, как недавно делал в Грузии, то у меня есть приложение dji-Vision, которое позволяет управлять коптером с мобильного телефона.

Как узнаёте новости?

Я вообще не читаю газет и не испытываю от этого никаких проблем. Использую MediaMetrics — это известный агрегатор новостей, достаточно оперативный и интересный. В том, что касается новостей IT и телекома, я использую Siliconrus. Безусловно, ленту РБК просматриваю через браузер. Плюс в компании нестандартно реализован мониторинг прессы. Не в виде рассылки в Word или HTML, мы это сделали на базе мобильного приложения Flipboard. Таким образом то, что о нас пишут СМИ, в форме единого потока видим не только мы, но и вообще любой желающий. И чисто телекомовский бизнес-продукт — приложение Medallia, которое позволяет нам онлайн смотреть показатели Net Promoter Score, уровня сервиса, получать соответствующую аналитику в режиме онлайн.

Вы очень активный пользователь социальных сетей. Как работаете с ними?

С точки зрения soсial media у меня установлены все нужные мобильные приложения. Instagram* — одно из моих самых любимых. У меня там 8,5 тысяч подписчиков. Эта сеть отличается высоким уровнем позитива, потому что в Instagram* больше женщин, а женская аудитория формирует более позитивный контент. В LiveJournal, в котором среди пользователей существенный перевес в сторону мужчин, причём уже солидного возраста, иногда творится просто треш. Тем не менее это интересная платформа, которая позволяет выражать свои мысли. Очевидно, что пользуюсь приложениями «ВКонтакте» и Facebook*, Twitter работает в основном на приём: там народ часто поднимает интересные проблемы и кейсы по работе «Билайна». Для связи со старшей дочерью использую Snapchat.

Как часто вы просматриваете новые сообщения?

Часть информации, которая приходит через социальные сети, — это работа. Через сети я получаю обратную связь от клиентов: что у нас не так работает, на что стоит обратить внимание. Такие отклики дают многое, потому что у нас сервисный бизнес и всегда нужно понимать, что происходит в отношениях с клиентами. Поэтому я с регулярностью примерно раз в два часа проверяю, что и как. Если появляется проблема, пересылаю её тем, кто отвечает за этот сектор, прошу дать отчёт. Дело в том, что такой процесс выходит за рамки решения конкретной проблемы одного клиента. Из каждого подобного случая можно извлечь большое количество содержательных выводов о том, что сбоит во всей системе. Именно систему и нужно исправлять.

У нас в Slack есть soсial media группа, в которой ребята сообщают о важных сигналах. Собственно, Slack — это рабочий инструмент, который проверяется гораздо чаще, чем аккаунты в соцсетях. Поэтому если что-то требует моей быстрой реакции, то я реагирую — это несложно.

Конечно, я не постоянно сижу в социальных сетях и не всегда смотрю на обновления раз в два часа, потому что мероприятия и встречи этого не позволяют. Большую часть сообщений я разбираю, когда еду на работу, с семи до восьми утра, и когда возвращаюсь домой: просматриваю мониторинг прессы, формирую журнал на FlipBoard, пересылаю сообщения и задачи. Время в пути я трачу на глубокий скрининг того, что произошло, и анализ обратной связи.

Блог в LiveJournal — это в каком-то смысле форма самовыражения, но понятно, что он появился исключительно для бизнес-задач. Я бы с удовольствием освобождающееся время потратил более интересно для себя и семьи. Но это часть того, что мы делаем в «Билайне», с «Билайном» и вокруг «Билайна».

Как вы планируете своё расписание?

У меня, безусловно, работает приёмная, которая составляет расписание. И достаточно большое количество мероприятий проходит в плановом режиме, потому что у большой организации свой ритм жизни. Я пользуюсь стандартным календарём Mail.ru, в нём просматриваю мероприятия, которые запланировали помощники, и сам ставлю какие-то встречи.

Неужели всегда утром хочется идти на работу?

Конечно, нет. Вот в прошлом месяце прилетел из Грузии. Там тепло, хорошо, прекрасно. А тут — метель, снег, вставать рано. Я обычный человек, очень хочется поспать, но дело надо делать. Поэтому я почти всегда приезжаю на работу к восьми утра. Большой коллектив и куча задач — это большая ответственность, а потом приезжаешь на работу, втягиваешься, про все утренние сложности забываешь. Знаете, как в шутке: ёжики плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. А потом оказалось, что кактус весьма приятен на вкус.

Какое место в расписании отведено спорту?

Спортом я занимаюсь от двух до трёх раз в неделю с личным тренером. Занимаюсь фитнесом или боксом, хочу увеличить количество занятий до четырёх в неделю, посмотрю, получится ли осуществить задуманное.

Вы работали во многих высокотехнологичных отраслях. Когда успеваете учиться?

Знания из университета мне никакие не пригодились. Самая базовая вещь, которую я получил в университете, — это механизм получения знаний. Когда я пришёл учиться, ещё преподавали политическую экономию, но через два года это стало бессмысленно. Единственный предмет, который был интересным, — экономическая математика, где мы занимались по западным учебникам. И уж точно меня не учили тому, что происходило в бизнесе в 90-е годы. Весь багаж — это learning by doing. Но лет 5–7 назад я стал читать книжки. При правильном прочтении они становятся колоссальным источником информации, чтобы посмотреть на себя и вокруг себя.

Учиться через книги тяжело. Можно пойти в MBA, где всему научат преподаватели. Но это гораздо дороже, отнимает больше времени, а 80% всей работы бесполезны. Если сам выбираешь, что тебе учить, то тратишь копейки, выделяешь столько времени, сколько можешь. Но это сложный для реализации план.

Какие книги посоветуете для чтения?

Я читаю в основном бизнес-литературу на английском языке. Могу порекомендовать из наиболее интересных книг:

  • Джон Максвелл, «Пять уровней лидерства»;
  • Патрик Ленсиони, «Пять пороков команды»;
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи». Эту книгу я всем очень рекомендую, потому что она на самом деле про управление, про систему и про то, как делать не надо.

Вы достаточно рано стали занимать руководящие посты. Лидером нужно родиться или им можно стать?

Смотря что называть «рано». В девяностых, когда старые директора и их социалистические методы перестали работать, начальниками быстро стали те, кто только что окончил университет и что-то из себя представлял. И я считаю, что лидерство — это воспитываемый навык. Обычный человек путём переосмысления себя и изменения себя может стать лидером. Возможно, не идеальным. Аналогия со спортом есть: сначала ничего не можешь, но если упорно тренируешься, следишь за своим прогрессом, обращаешь внимание на ошибки и их исправляешь, то точно улучшишь показатели. Можно сказать, что руководителями рождаются и у остальных не было шансов. Но быть лидером на очень хорошем уровне может почти каждый.

Что вам мешает в работе?

Ничего мне особенно не мешает. Есть проблемы, разумеется, и для всего нужно время. Компания работает в интересной конкурентной индустрии. Есть внешние факторы, но масса проблем заложена в самой компании, мы сами себе мешаем, но последовательно с этим боремся. И я очень хочу перейти от решения проблем к созданию чего-то нового и прорывного. Пусть не такого инновационного, как у Джобса, у нас индустрия всё же более традиционная, но, думаю, через три года мы будем представлять собой не то, что мы представляем сегодня. Надеюсь увидеть другой уровень работы и услуг, а главное, сервиса для клиентов.

Если бы вам предложили с помощью какой-нибудь магии в совершенстве овладеть одним навыком, не тренируясь, что бы вы выбрали?

Я мечтаю хорошо петь, но со слухом у меня большая проблема. Его тоже можно тренировать, но я человек, который любит делать всё хорошо. Даже если я буду много сил тратить на тренировки, я стану крайне посредственным певцом. Поэтому я бы попросил, чтобы меня научили петь.

Лайфхакерство от Михаила Слободина

Первое. Всегда старайтесь делать больше, чем положено. Всегда пытайтесь поднять планку для себя, иначе быстро попадёте в зону нормальную, но посредственную.

Второе. Постоянно учитесь. Лозунг «Учиться, учиться и ещё раз учиться» мало кто помнит, а зря: жизнь слишком изменчива. Те специальности, по которым вы можете работать через пять лет, сегодня ещё даже не существуют. Поэтому надо смотреть вокруг и извлекать правильные выводы из всего, что увидел.

Третье. Надо верить в себя. Не в режиме тупой самоуверенности, но обязательно хорошо стараться сделать дело и взвешивать все возможности. Многие барьеры в конечном итоге преодолеваются.

Четвёртое. Сопоставляйте затраты с результатами. Иногда бывает, что человек решил: хочу стать кем-то. Работал, стал. И тут оказалось совершенно непонятно, зачем ему это было нужно. Так что ставьте себе правильные цели.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Пономарь
15.05.15 09:53
спасибо, что поделились с нами этой важной информацией.
Егор Гемранов
15.05.15 10:41
В материале показан человек, персона, о компании почти ничего нет, поэтому ваш комментарий немного неуместен. Это тоже самое, что рассказать о Джобсе, о его рабочем месте, его интересах, и под статье о нем написать "меня разочаровала техника Apple".
Илья Сладких
17.05.15 00:18
только поправьте фамилию Айн Рэнд. через Э
Оксана Запевалова
17.05.15 00:34
Спасибо, исправили.
Читать все комментарии