Рабочие места: Светлана Иванникова, генеральный директор digital-агентства «Рыба Тут»

Интервью обязательно к прочтению тем, кто мечтает о своём деле. Светлана Иванникова стояла у истоков социальных медиа в России и работала в крупных международных компаниях, но, когда эта работа превратилась в рутину, ушла в бизнес. Молодым предпринимателям и тем, кто ещё только задумывается о своём бизнесе, Светлана даёт несколько советов.

Светлана Иванникова
Предприниматель. За свою бытность наёмным работником прошла путь от менеджера по спецпроектам в Rambler Media до директора по маркетингу и главы «Живого журнала» и «Газета.Ru» в Sup Media. В 2012 году вместе со Светланой Скобликовой основала digital-агентство «Рыба Тут».

Кто вы по профессии?

Начиная с девятого класса я видела себя исключительно в должности спецкора какого-нибудь телеканала или на худой конец журнала, желательно издательского дома «Коммерсантъ».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Юношеский максимализм и вера в свободу слова привели меня в МГУ имени Ломоносова на факультет журналистики, обучение на вечернем отделении которого я благополучно окончила. Но по профессии проработала недолго.

В 2003 году моё воображение стала занимать онлайн-журналистика, блогосфера и интернет в целом. К слову, тема моего диплома была «Субкультура „Живого журнала“ как феномен российской блогосферы».

В конечном счёте я оказалась в компании, развивавшей первый российский поисковик. Это было золотое время: до продажи Юрием Лопатинским «Рамблера» оставалось несколько лет, в компании работали такие крутые специалисты, как Иван Засурский, Антон Носик, Юля Герштейн, Митя Амбарцумян, Иван Куринной, Лёша Обровец. Впереди маячили интереснейшие горизонты: первое онлайн-телевидение, UGC-трансляции, мобильные сервисы, игры, социальные сети.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Вот уже пятый год я сама себе начальник, и это определённо изменило мою жизнь и отношение к ней.

Моя история довольно похожа на все истории успеха и одновременно на все истории факапов. Хочу поделиться своим опытом, потому что даже банальные истории могут помочь кому-то принять решение, поставить правильные задачи и сформулировать план.

Перефразирую закон Линуса: чем больше людей что-то пробуют и потом об этом рассказывают, тем больше лайфхаков мы все получаем и тем очевиднее становятся плюсы и минусы самозанятости и предпринимательства.

Всё началось с того, что, когда я проработала много лет в статусе наёмного сотрудника в различных корпорациях, меня посетил Кэп и сказал: «Света, твоя работа превратилась в рутину; это никак не меняет мир к лучшему. Кажется, ты начинаешь прокрастинировать и лажать. Надо что-то менять!»

К моменту, когда мысль о самозанятости перестала быть просто навязчивой идеей и стала обретать вполне реальные очертания в виде бизнес-плана и даже устава организации, моя трудовая книжка пестрела статусными должностями в крупных международных компаниях.

Без зазрения совести могу назвать себя человеком, стоявшим у истоков социальных медиа в России. На первый взгляд может показаться, что истоки эти настолько далеки, что мне должны уступать место в транспорте ввиду старости. Но на самом деле история развития социальных сетей или социальных медиа в нашей стране насчитывает всего восемь-девять лет.

До 2008 года в Рунете было лишь одно место, где разгорались настоящие холивары и формировалась среда свободного общения — «ЖЖ». «ВКонтакте» только набирал обороты и регистрировал трёхмиллионного пользователя, Facebook* не было и в помине, а «Одноклассники» были лишь сервисом для поиска бывших коллег по парте без каких-либо внятных перспектив.

Светлана Иванникова: «История социальных медиа в нашей стране насчитывает всего 8–9 лет»

В начале 2008 года компания «Суп» (тогда ещё Sup Fabrik) объявила о приобретении прав на развитие кириллического сегмента LiveJournal у американской компании Six Apart и открыла офис в Москве.

Эндрю Полсон (на тот момент президент компании) талантливо хантил самых крутых специалистов. Захантили и меня. Это была неимоверная удача: все хотели там работать, и я не исключение.

Мне очень нравилась атмосфера, в которой зарождался «Суп». Первые годы были временем постоянного действия, созидания, проактивности и драйва. Мы уходили домой за полночь, а приходили рано утром, и нам хотелось идти на работу, потому что было ощущение принадлежности к исключительной общности.

Несколько лет спустя начался настоящий бум социальных сетей. На смену обстоятельным и длинным постам в ЖЖ пришли ёмкие чириканья в Twitter, «Одноклассники» и «ВКонтакте» сформировали многомиллионную аудиторию, стали набирать популярность Facebook* и Instagram*. И понеслось: невнятный Google+, виртуальные доски Pinterest, геолокационный сервис Foursquare, приложение с анонимными сплетнями Secret. Социальные сети прорывались в сетевой поток, словно бранные слова при синдроме Туретта.

Одновременно с этим всё чаще стали говорить о росте доли мобильного трафика и популярности мобильных приложений.

В 2012 году аудитория интернета в возрастной категории от 12 до 34 лет впервые обогнала по среднесуточному охвату телевидение, а 99,7% всей среднесуточной сетевой аудитории пользовались социальными сетями.

Поэтому, когда встал вопрос, в каком направлении двигаться дальше, он отчасти был риторическим. Хотелось работать в сфере digital, создавать новые рабочие места и самостоятельно решать, что будет ценным для нашей компании, свободно планировать собственную занятость и, самое главное, перестать целовать зад кому-то, кого надо звать «босс».

Нарисуйте портрет современного предпринимателя

Все черты молодого российского бизнесмена есть в Эрике Картмане, герое сериала «Южный парк» с широкой костью и душой. Среди его слабостей — сырные подушечки (cheesy poofs), кожица жареных цыплят, Мел Гибсон, Третий рейх, игровые приставки, всё, что связано с Apple, и ветчина.

В 18-м сезоне Картман выводит универсальную схему успешного стартапа. Всего четыре шага:

  • открыться,
  • навариться,
  • продаться,
  • слиться.

Эрик Картман фонтанирует идеями, каждая из которых вполне себе может приносить профит, но чаще всего лишена какой-либо основательности. Всегда что-то мешает ему достигнуть абсолютной власти и богатства. Наверное, во всём виноват Кайл Брофловски.

Поскольку в начале пути мы и сами были в какой-то степени Эриками Картманами, могу позволить себе дать совет начинающим (или подумывающим начать) предпринимателям.

Определитесь с миссией.

Миссия вашего бизнеса — это не накопления на расчётном счету. Любой бизнес должен приносить деньги, это аксиома. Миссия — это та самая жизненная цель, к которой вы идёте и для которой вам очень нужен собственный маленький заводик.

Какой может быть миссия? Вот несколько вариантов.

  • Я хочу свой бизнес, чтобы обрести больше личной свободы и проводить больше времени с детьми или больше путешествовать.
  • Я хочу свой бизнес, чтобы создать семейную «империю» и передать дело детям.
  • Я хочу свой бизнес, чтобы работать с теми, кого сам выберу, и дать рабочие места друзьям.

Для вас может быть актуальным любой другой вариант. Просто сформулируйте свою миссию честно. Определившись с этим, вы сможете избежать ошибок в построении бизнес-модели, не разочаруетесь и не разочаруете. Возможно, вы и вовсе поймёте, что вам не следует открывать своё дело. В том, чтобы строить карьеру в успешных и стабильных компаниях, тоже нет ничего зазорного.

Что должен знать и уметь предприниматель?

Если вы спросите меня, какие грани характера помогли мне начать своё дело, а какие мешали, я не стану долго думать. Ведь уже при первом кассовом разрыве, случившемся спустя полгода после старта, все ответы были сформулированы.

Светлана Иванникова: «Учитесь говорить по делу и требуйте этого от других»

Вот краткий перечень привычек, которые я стараюсь привить себе уже много лет — некоторые не без успеха — и которых, на мой взгляд, мне не хватало в начале пути.

Делегирование

Известный американский предприниматель Роберт Кийосаки, чьи прописные истины в виде книг всегда лежат на моей полке, говорил: «Бизнес — командный вид спорта».

Надо уметь доверять своей команде и делегировать задачи. На первых порах я погружалась в каждую проблему и занималась микроменеджментом. В результате не работал никто: я тратила время на тотальный контроль, а команда — на постоянный отчёт. Откажитесь от многозадачности — вокруг вас наверняка есть люди, готовые помочь с этим.

Выстраивание приоритетов

Не успеешь прийти в офис, а на голову уже льются потоки информации: лови ссылку — «об этом сегодня будут говорить все!», кто-то стучится в Facebook* и просит познакомить с кем-то, кто-то звонит и просит прислать ссылку на «то самое приложение, о котором вчера говорили». А ещё надо полистать ленту в соцсетях, почитать отраслевые и новостные сайты, разгрести почту и приступить, наконец, к действительно важным задачам.

Выстраивать приоритеты — крайне сложно. Особенно если далеко не самый важный вопрос задаёт тот, чьим мнением дорожишь и кого не хочешь обидеть.

Конкретика

Порой кажется, что если человек говорит метафорами и загадками, как какой-нибудь мастер кунг-фу, то он непременно мудр и всегда прав. Но если при этом его мало кто понимает, скорее всего этот человек просто словесный бздун с хорошей памятью на цитаты великих людей.

Учитесь говорить по делу и требуйте этого от других. Не отступайте, пока не получите конкретные ответы на конкретные вопросы. И всегда старайтесь фиксировать фоллоу-ап: отправляйте всем участникам переговоров основные пункты, о которых удалось договориться.

В нашей стране слово — ещё какой воробей, и в спорных ситуациях лучше ссылаться на письмо, чем на эту пташку. А ещё лучше — подписывать договора.

Внимательность к деталям

В дополнение к предыдущему пункту: читайте внимательно. Даже если договор шаблонный и вы сто раз его читали, всё равно проверяйте. Когда нет времени, читайте хотя бы пункты про ответственность сторон, пени и штрафы.

Цифры

Разбирайтесь в них. Читайте финансовые отчёты других компаний (их можно найти в Сети), анализируйте свои источники дохода и движение средств, постарайтесь разобраться, как устроен бухгалтерский отчёт, уясните разницу между выручкой и прибылью, разберитесь в принципах составления договоров.

Это скучно до чёртиков, но ничто не может так пагубно отразиться на вашем бизнесе, как неспособность однажды выплатить заработную плату.

Сравнение

Вполне естественно, что кто-то в чём-то лучше вас. Вы знаете своих конкурентов и неизбежно начинаете сравнивать свои успехи с тем, что делают они. Со стороны нам кажется, что мы где-то не успеваем и другие более состоятельны, более опытны и более авторитетны.

В результате в пустой попытке стать как они, мы сворачиваем с собственного пути. Это утомительно и бесперспективно. Лучше переманите у конкурентов пару сотрудников и делайте по-своему.

Внутреннее гетто

Не зацикливайтесь на нише, в которой развивается ваша компания. Ищите вдохновение и идеи для бизнеса в смежных областях. Посмотрите крутую презентацию Юрия Ветрова о том, как организовать своё инфополе. Смотрите конференции TED. Читайте автобиографии людей, которые проявляли недюжинные способности в руководстве странами, компаниями, войсками или своей жизнью. Смотрите фильмы о том, как снимались фильмы, — кладезь смекалки и тактических находок! Словом, не ограничивайтесь отраслевым контентом.

Страхи

Боритесь с ними каждый день.

Тут всё просто. Бросьте сами себе вызов и лишите себя причин жалеть о собственном бездействии. Боитесь телефонных разговоров? Звоните сами. Боитесь выступать перед публикой? Ходите на конференции, принимайте участие в круглых столах и так далее.

Как выглядит ваше рабочее место?

Специфика моей работы такова, что приходится много разъезжать. Плюс ко всему, у нас в компании в качестве затяжного уже эксперимента практикуется частичная работа из дома.

Мы договорились, что нет необходимости всем каждый день сидеть в офисе с 10:00 до 19:00. Мы не встаём в позу, если менеджер просит отпустить его на длинные выходные проветрить мозги. Не заставляем приносить больничный лист за каждый день, проведённый дома в соплях. Мы требуем только одного — быть онлайн, делать работу.

Домашнее рабочее место Светы

Оказалось, такой подход устраивает абсолютно всех. Продуктивность заметно возросла, при этом команда стала меньше болеть и хандрить и больше времени уделять себе и семье. Как руководителю мне важнее здоровый климат в компании, чем отчёты о посещаемости. Тем более что эксперимент положительно сказывается на выручке.

Моё рабочее место — это ноутбук (MacBook Air), телефон (iPhone) и внешний аккумулятор (на данный момент — Xiaomi на 20 000 мА·ч). Ничего лишнего. Если что, схватил гаджеты, прыгнул в машину и рванул на переговоры.

Конечно, в офисе у каждого есть свой рабочий стол. Мой сейчас выглядит так.

Стараюсь не накапливать на столе бумаги, требующие сортировки, по возможности быстро всё распределяю по папкам и полкам. И всегда чищу корзину на ноутбуке.

На ноутбуке стоит OS X El Capitan, версия 10.11.6. Не самая плохая, надо признаться.

Из браузеров использую Firefox, реже — Chrome.

Основные рабочие инструменты:

  • почтовый клиент;
  • Google Apps for Works;
  • Skype;
  • Microsoft Office for Mac 2011;
  • iTunes (с музыкой веселее работается!).

В телефоне установлено:

  • почтовый клиент;
  • социальные сети — Facebook*, «ВКонтакте», Instagram*;
  • мессенджеры — Telegram, WhatsApp, Facebook*, Skype;
  • «Турбоскан» (отличное приложение — сканер в кармане);
  • для путешествий — Booking, SkyScanner, DriveNow;
  • «Google Диск» и «Google Фото»;
  • читать книги — Bookmate;
  • YouTube и Amediateka (чтобы смотреть сериалы и фильмы в дороге);
  • Lingvo;
  • Gett;
  • Shazam.

Как вы организуете своё время?

Если вы невнимательны к тому, как строится ваш день, как вы спите, что едите и пьёте, ваша продуктивность будет стремиться к нулю.

Самоорганизованность — это верная защита от прокрастинации.

Возможно, вы, как и я, не раз начинали свой день с какого-нибудь твёрдого решения: делать планку по утрам, пить не меньше 2 литров воды в день, бросить курить, перестать залипать в телефоне и так далее. Начать легко, сложно продолжить. Любая привычка, связанная с самоорганизованностью и самоконтролем, — это следствие осознанности, которая приходит не сразу.

Но сейчас я стараюсь каждый день вставать не позже 7:30–8:00 утра, а ложиться не позже полуночи. Пользуюсь мобильным будильником «Доброе утро» с фазами сна, который срабатывает в оптимальное для пробуждения время и следит за качеством сна. Живу в пригороде и, если добираюсь до работы на электричке, смотрю сериалы. Раньше тратила на них несколько часов своего сна.

Лайфхакерство от Светланы Иванниковой

Книги

Раньше читала исключительно бумажные книги, но, поскольку приходится много передвигаться, перешла на приложение Bookmate. Доступ к премиальному аккаунту стоит меньше, чем обычная бумажная книга. При этом вы получаете доступ к виртуальным книжным полкам ваших друзей или просто уважаемых людей, к подборкам издательств, писателей и критиков.

Очень люблю полки Book Friends Club, Smartfiction, «Намочи манту» (отличное название, не так ли?), «Новое литературное обозрение», «Научный фонд Антонио Менегетти», «Комикс Паблишер», «Быков посоветовал», «Галина Юзефович рекомендует» и полки «Дождя».

Книг для маркетологов и предпринимателей много. Остановлюсь только на одной. Если ещё не читали, уделите внимание «Чёрной книге менеджера» (осторожно: 18+ из-за высокого содержания матерных выражений). Она доступна только в электронном виде и принципиально распространяется бесплатно. Это очень конкретная книга, в которой директор или владелец бизнеса (назовём его «литературным героем») в откровенной манере доносит до менеджера свою точку зрения на мир, бизнес и роль менеджера.

Светлана Иванникова: «Я счастлива, когда мне удаётся угадать с подарком. Очень люблю делать подарки, больше, чем получать»

Сериалы

Очень люблю их. Из последних открытий — «Типа счастье» про креативного директора Тома, которому 44 года и который работает в крупном рекламном агентстве и пытается разобраться в идеалах поколения миллениалов.

Ещё один чудесный сериал — «Абсолютная власть». Он показывает жизнь PR-агентства с искромётным английским юмором. Несравненный Стивен Фрай в роли циничного пиарщика, который предпочёл политической карьере «абсолютную власть».

Также стараюсь смотреть сериалы о жизни простых людей в современном обществе. В этом плане мне нравятся «Девочки» и «Кайф с доставкой».

Не проходите мимо документальных сериалов о космосе, таких, к примеру, как проект «Сквозь пространство и время с Морганом Фрименом» или «Космос: Пространство и Время» с американским астрофизиком Нилом Тайсоном.

Ничто так не вдохновляет, как наша Вселенная.

Подкасты и лекции

Установила себе приложение TED Conferences и теперь смотрю лекции, даже когда занимаюсь спортом. Также иногда листаю аккаунт «Теории & Практики» на SoundCloud.

В соцсети «ВКонтакте» есть отличная подборка подкастов «Общества скептиков» — очаг сопротивления суеверию и лженаукам.

Вот хороший подкаст от авторов бестселлеров «Фрикономика» и «Суперфрикономика», где озвучены разнообразные «загадки повседневной жизни и странности человеческой природы». Местами очень смешно.

Я фанат дистанционного образования: удобно, доступно в любое время и в любом месте, познавательно, разнообразно, можно пересматривать. Есть такой, на мой взгляд, недооценённый ресурс со множеством ценных презентаций — SlideShare. Вот лишь некоторые, так или иначе связанные с темой предпринимательства, тайм-менеджмента и digital.

  • «Тенденции развития рекламного рынка 2015–2016» — презентация Андрея Чернышова и Марии Дмитриевой для конференции «Измени сознание».
  • 2016 Internet Trends Report — просто хорошая презентация о будущем интернета.
  • Generation Z — презентация Джеймса Уолтера Томпсона о том, что пора изучать поколение Z.
  • How To (Not) Fail — очень чёткая, вдохновляющая, местами смешная, но всегда правдивая презентация на более чем 100 слайдов от агентства Wieden+Kennedy. Название говорит само за себя, будет интересно сотрудникам рекламных агентств.
  • Digital Life in 2025 — хорошая презентация о том, каким будет наше будущее и цифровой мир к 2025 году.
  • 26 Time Management Hacks I Wish I’d Known at 20 — больше 2 миллионов просмотров. По-прежнему актуальная презентация, показывающая, как лучше всего распоряжаться своим временем.
  • Culture Code: Creating A Lovable Company — эта презентация собрала почти 3 миллиона просмотров. В HubSpot проделали огромную работу и рассказали, как создать такую культурную среду, частью которой хотели бы быть люди.
  • What Would Steve Do? 10 Lessons from the World’s Most Captivating Presenters — ещё одна крутая презентация от неугомонных парней из HubSpot. Полезно для тех, кто старается совершенствовать свои ораторские навыки и способности презентовать что бы то ни было.
  • «Микромоменты: руководство по успешному мобильному маркетингу» — это адаптация на русский презентации Google о новой модели маркетинга в мобильной среде.
  • «Базовые креативные методики» — лекция проведена в рамках интенсива по продуктовому дизайну в Британской высшей школе дизайна.
  • «Что-то там про сторителлинг» — презентация Алексея Каптерева почти на 400 слайдов про сторителлинг. Кстати, если вы ещё не подписались на канал Высшей школы экономики, советую вам сделать это немедленно.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Sergio Samsonov
26.10.16 09:04
Интересная барышня. Создается впечатление собранной, но при этом достаточно жизнерадостной личности. Особенно когда Южный парк смешивается с книгами о космосе. Интересный человек. Мне понравилось.
Denis Vitam (Vit-Am)
07.11.16 07:03
Ни одна ссылка со www.slideshare.net не работает, выкидывает 404 ошибку. ((( Я один такой?
Алексей Пономарь
07.11.16 09:31
У вас, случаем, сам slideshare не заблокирован?