Рабочие места: Валерий Казарин, специалист по бережливому производству

Если вы не можете найти нужный предмет или файл за 30 секунд, ваше рабочее пространство организовано плохо. Так считает Валерий Казарин, герой нашего интервью.

Валерий Казарин

Эксперт по бережливому производству, частный консультант. Известен по личному сайту и серии видеороликов «Азбука бережливого производства». Автор книги «Развитие персонала своими силами: что директор по персоналу никогда не сделает за вас».

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Помогаю различным компаниям совершенствовать свою деятельность. Называется эта работа «консультант по бережливому производству». Вопреки названию, это не только про экономию и не только про производство.

Бережливое производство — это подход к управлению предприятием, нацеленный на повышение его эффективности за счёт устранения потерь. Под потерями понимается любая деятельность, бесполезная с точки зрения клиента или потребителя.

Образец бережливого производства для практически любого предприятия — производственная система компании Toyota. В 2014 году она получила прибыль 24,5 миллиарда долларов. Это больше чем General Motors, Ford и Fiat Chrysler вместе взятые, притом что Toyota и General Motors выпустили почти одинаковое количество автомобилей. Но Toyota получила в среднем с каждого проданного автомобиля 2 726 долларов прибыли, Ford — 994 доллара, Fiat Chrysler — 850, General Motors — 654.

У нас в стране тоже есть компании, которые добились выдающихся результатов благодаря бережливому производству — «РУСАЛ», ГАЗ, КамАЗ, «Сбербанк», «Северсталь» и другие.

В общей сложности работаю консультантом уже 11 лет, шесть из них как независимый эксперт.

Работа у меня очень разнообразная. Вот главные составляющие.

  • Тренинги и семинары по бережливому производству и близлежащим темам (например, как методы бережливого производства применять в офисной деятельности и в проектировании продукции).
  • Проекты по применению бережливого производства.
  • Разработка тестов и информационных продуктов для клиентов.
  • Изучение литературы и интернет-источников по бережливому производству.
  • Развитие сайта о бережливом производстве WKazarin.ru.

Кто вы по профессии?

Инженер-программист. Окончил Чувашский государственный университет по специальности «Программное обеспечение электронных вычислительных машин и систем» в 1997 году.

Специальность отражала мои интересы того времени: я любил математику и интересовался компьютерами. Но поскольку не понимал, зачем в реальном мире нужны математики, пошёл в смежную сферу.

После окончания университета семь лет работал на приборостроительном предприятии (не программистом, но всегда с компьютерами). Там я понял, какую колоссальную пользу приносит программирование бизнес-процессов.

Я влюбился в производство как сферу деятельности человека и начал направлять карьеру в другое русло: сначала занимался IT-консультированием, потом консультированием в сфере бережливого производства.

Но программистское образование было крайне полезно.

Что бы ни говорили про академическое образование, оно учит системному подходу к решению сложных задач.

Мне очень помогает умение говорить на языке разработчиков и понимание их видения мира, когда речь идёт о реализации IT-решений.

Кроме того, пять лет обучения свели меня с множеством интересных людей. С некоторыми из них до сих пор поддерживаю дружеские или деловые отношения.

Валерий Казарин: «Производство зачастую не очень быстрый „организм“»

Что должен знать и уметь человек, работающий в вашей сфере?

Если говорить о работе с производственными предприятиями, нужен опыт и знания работы в производственных предприятиях.

Чем больше знаний, почему всё работает так, а не иначе, тем лучше. Сказать, как правильно, могут многие, а разобраться, что мешает работать правильно, — существенно сложнее.

Производство зачастую не очень быстрый «организм». Если в продажах или сфере услуг можно относительно легко добиться изменений, то осуществить изменения в физических процессах, в которых задействованы сотни и тысячи людей, намного труднее.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

К сильным сторонам можно отнести:

  • занудство и умение встать на место другого человека, когда нужно разобраться в чём-то непонятном;
  • упёртость, когда приходится делать кучу скучной работы;
  • любознательность, когда дело касается новых проблем и задач;
  • креативность, когда приходит время предлагать идеи и решения;
  • чувство юмора, которое всегда приходит на помощь в тяжёлых ситуациях.

Сильные стороны в определённых ситуациях превращаются в слабости: занудство и упёртость мешают, когда нужно бросить и пойти другим путём; любознательность уводит в дебри, когда нужно сфокусироваться на чём-то одном; креативность приводит к завалу из идей, на реализацию которых постоянно не хватает времени; а юмор мешает, когда всё настолько плохо, что окружающие утрачивают своё чувство юмора.

Как выглядит ваше рабочее место?

Лучший принцип бережливого производства, который стоит применять в обычной жизни, — 30 секунд для организации рабочего пространства.

Если вы можете найти любой нужный вам предмет (документ или файл) в своём рабочем пространстве за 30 секунд, это хорошо организованное рабочее пространство.

При этом важно сделать так, чтобы любой посторонний мог сделать то же самое за 30 секунд.

Лично я пока ещё не достиг идеального состояния всего своего рабочего пространства. Но большинство предметов и постоянно используемых файлов соответствуют правилу 30 секунд.

Моё рабочее место дома после переезда в новую квартиру — это кусок стола на кухне.

В командировках — любая плоскость, куда можно водрузить ноутбук.

Когда работаю в офисе клиента, у меня тоже есть стол, ничем не примечательный, засыпанный тонким слоем бумаг.

Железо

Основа рабочего процесса — ноутбук. Это все ресурсы, которые есть в моём распоряжении. Дома, в гостинице, в офисе клиента — у меня всегда всё под рукой, в моём ноутбуке.

Нельзя допускать ситуации, когда не хватает какой-то мелочи, а до цивилизации или Большой земли несколько десятков или сотен километров. Например, когда работаешь в Белом море или в 200 километрах от ближайшего сибирского города, куда интернет и скоростная сотовая связь не доберутся ещё десятки лет. По этой же причине облачные сервисы использую только в несрочных задачах, которые могут подождать день-два, а то и неделю.

Мой ноутбук сейчас — это Lenovo Y50-70. Игровой? Ну, так его позиционируют. Для меня в ноутбуке важны несколько факторов:

  • мощность процессора, чтобы можно было быстро монтировать и конвертировать видео;
  • ёмкий жёсткий диск (иногда в проектах приходится работать с большим объёмом информации);
  • удобство клавиатуры.

Ради производительности я готов жертвовать временем автономной работы (без электричества редко приходится работать), лёгкостью рюкзака (вес Lenovo — ерунда по сравнению с весом предыдущего 16-дюймового ноутбука Sony VAIO с дополнительной батареей) и насыщенностью красок экрана.

Телефон — Sony Xperia XA с двумя SIM-картами, но пользуюсь только одной. Это уже мой третий смартфон от Sony.

Xperia XA — хороший компромисс между функциональностью и ценой. Я не вижу ценности в мегапикселях и мегагерцах, в крутые игрушки на телефоне не играю. Единственное, для чего мне нужен экран размером 1 280 × 720, – посмотреть какое-нибудь видео по работе.

Также использую в работе:

  • видеокамеру Sony с зарядкой (обычная бытовая модель, но с запасным аккумулятором и флешкой на 64 ГБ, чтобы хватало на полный рабочий день записи);
  • фотоаппарат Canon PowerShot S5 IS с зарядником для аккумуляторов (ультразум, зато работает на четырёх пальчиковых аккумуляторах, которые можно легко заменить на обычные батарейки);
  • блогерскую видеокамеру JVC;
  • диктофон Olympus;
  • внешний жёсткий диск Seagate на 250 ГБ;
  • презентатор Logitech.

В некоторых командировках к фото- и видеотехнике присоединяется штатив.

Домашняя сеть строится на роутере Zyxel Keenetic Giga. Модель уже устарела, но надёжно и легко тащит всю внутреннюю инфраструктуру. На прежней квартире было два роутера и две внешних сети, что позволяло справляться с редкими, но всегда неприятными проблемами с интернетом. В новой квартире пока доступен только один провайдер, хотя на крайний случай есть резервный канал через свисток Yota.

Важный домашний девайс — NAS Synology DS414. Поскольку всё необходимое для работы хранится на ноутбуке, существует угроза потерять все данные вместе с ним. Этим и было продиктовано приобретение. NAS-сервер нужен для резервного копирования и создания архива рабочих материалов. Доступ к нему у меня есть везде, где есть интернет, а там, где интернет достаточно стабилен и быстр, осуществляю ещё и удалённое резервирование информации.

Второй важный домашний сетевой девайс — цветной лазерный принтер HP LaserJet 100 color MFP M175nw. Надёжный, поддерживает Wi-Fi и печатает независимо от того, в каком месте квартиры находишься.

Кроме этого, активно использую сканер для оцифровки различных бумажных документов. Книги не посканируешь, но с сотней листов справляется легко.

ПО

Давно перешёл на Google Chrome, в основном им одним и пользуюсь.

Почта — Mail.ru, через браузер. После долгого опыта работы с Outlook и Lotus Notes она может и не такая навороченная, но для меня достаточно.

Из мессенджеров на ноутбуке использую только Skype.

Облачные хранилища информации не использую, так как есть NAS. Но некоторые большие файлы для читателей сайта хранятся в сервисе S3 Amazon Web, которым пользуюсь много лет.

Фотографии не редактирую, обрезку и мелкие корректировки делаю в Paint.

В качестве офисного пакета использую Microsoft Office 2010. Основная задача, которую выполняют Word, Excel и PowerPoint, — открывать файлы клиентов. Редко у кого из них стоят другие офисные пакеты, поэтому мой выбор очевиден.

В качестве планировщика использую «Google. Календарь». Он уже несколько лет открыт на сайте, и я всем рекомендую заглядывать туда перед тем, как резервировать моё время.

Для сайта использую WordPress со следующими плагинами:

  • BackupBuddy — резервное копирование и перенос блогов.
  • Contact Form by vCita — контактные формы для сайта и простенькая CRM в придачу.
  • Contextual Related Posts — плагин, который добавляет раздел «Что ещё почитать на эту тему».
  • Enhanced Media Library — расширитель для библиотеки фотографий.
  • Reveal ID — для открытия ID-поля разных сущностей сайта.

Последнее удачное приобретение — Pre-Publish Post Checklist. Это плагин, который напоминает, что нужно сделать с постом перед его публикацией. Сильно помогает не прозевать что-то важное, чтобы потом не надо было исправлять уже опубликованное.

Главные приложения в телефоне:

  • «Яндекс. Карты» и «Яндекс. Такси», в Москве ещё «Метро» и «Электрички» — то, что помогает быстро перемещаться в пространстве.
  • «Почта», «Календарь» и банковское приложение — то, что помогает быть в курсе дел.
  • WhatsApp и Viber — для личного общения. Мои клиенты чаще всего старше меня, поэтому большинство коммуникаций происходит старыми добрыми способами — почта, звонки по телефону, СМС.

Есть ли место бумаге в вашей работе?

Есть и много.

Во-первых, большинство производственных предприятий в России ещё не научились жить только на электронном документообороте. Много документов попадает ко мне в бумажном виде.

Во-вторых, работать в группе удобно рядом с флипчартом или маркерной доской, а это тоже означает бумагу и только потом оцифровку.

Несколько лет назад начал активнее использовать бумажные блокноты. Раньше нравились отрывные блоки формата А4, сейчас перешёл на ежедневники формата А5. Обычно сам не выбираю какой-то конкретный органайзер — они попадают ко мне в виде подарков. Главное в блокноте — возможность записать или сделать набросок, остальное — финтифлюшки.

Сам я файлы обычно не печатаю, за исключением случаев, когда нужно отредактировать или подготовить к вёрстке большой макет. Редактуру делаю обычно на бумаге — так удобнее и переносить потом в файл получается быстрее.

Что лежит в вашей сумке?

Всегда хожу с рюкзаком Samsonite из серии Pro DLX. Выбрал его за презентабельный вид (всё-таки не каждый рюкзак сочетается с костюмом), качество и функциональность (есть органайзер для мелочей, потайной карман для бутылки с водой).

В рюкзак помещается в качестве базового набора:

  • ноутбук, зарядка и внешний жёсткий диск;
  • фото- и видеотехника;
  • диктофон и наушники;
  • презентатор;
  • блокнот, документы и книга (если беру что-то в дорогу почитать).

Также в рюкзаке можно найти всякую мелочь на случай не очень хорошей гостиницы, например влажные салфетки, пакетики чая и тому подобное.

Чтобы не потерять и не забыть что-то, перед командировками я сверяюсь по чек-листу, который позволяет собрать даже полностью разобранный рюкзак и чемодан за 5–10 минут.

Для коротких командировок использую чемодан Samsonite серии X’Blade габаритов ручной клади. В нём ездят костюм, рубашки, фото-, видеотехника (если не сдаю в багаж), штатив.

Чтобы быстрее проскочить контроль в аэропорту, я заранее перекладываю всё, в чём есть металл (кроме телефона), в рюкзак или чемодан. Обувь обычно без толстой подошвы и всяких железок, так что снимать при досмотре не нужно, а проблему ремня я решил, попросив в подарок ремень с пластиковой пряжкой. Теперь досмотр занимает две минуты.

Рюкзак имеет отделение для ноутбука. В московских аэропортах его уже давно не просят вынуть и включить. С остальными предметами в сумке бывают иногда вопросы.

Забавно, но оказалось, что хотя жидкости провозить нельзя, но вот термос вполне допустим к провозу. Главное, чтобы на момент прохода через досмотр он был пустым.

Как вы организуете своё время?

Попробовал несколько методик тайм-менеджмента. В итоге решил, что буду использовать то, что нужно в конкретный момент времени. Ритм моей работы меняется: бывает затишье, а бывают периоды непрерывных поездок. В зависимости от этого я и использую тот или иной подход.

Когда задач много, ощущается завал и нехватка времени, визуализирую таски на стикерах и чётко слежу за их количеством. В мирные времена обхожусь обдумыванием плана в голове.

Кстати, кому интересна система тайм-менеджмента на основе стикеров, рекомендую книгу «Персональный канбан» Джима Бенсона и Тонианн ДеМария Барри.

Долгосрочные планы не составляю. В основном планирую на 1–2 месяца. В разряд долгосрочных планов попадают только отпуска, чтобы точно не занять это время клиентскими запросами.

Поскольку в основном работаю один, мне нечего и некому делегировать. Но на площадке клиента, когда я на короткие периоды времени надеваю на себя маску менеджера, обсуждаю план с командой и раздаю задачи.

Какой у вас режим дня?

По натуре я был жаворонком. Но работа с разными клиентами и партнёрами вынуждает делать график гибким. Например, вчера встал в 7:20 утра и лёг около 23:00 по Москве, а завтра у меня «подъём» в самолёте в 5:30 и отбой в 21:00 по омскому времени.

Считаю важным высыпаться всегда, когда это возможно.

Недосыпание негативно влияет на производительность.

Периоды продуктивности у меня зависят от того, когда и сколько спал прошлой ночью. Если сплю меньше шести часов, то примерно в 16:00 организм будет предпринимать всё, чтобы наверстать упущенное.

Как коротаете время в пробках?

Самый лучший способ провести время в пробке — спать. Готов отказаться от свободы, которую даёт управление автомобилем, в пользу сна и размышлений.

В самолёте тоже предпочитаю спать. Поэтому чаще всего летаю вечерними и ночными рейсами, чтобы не терять рабочее время. Если сон не идёт, читаю. Предпочитаю бумажные книги.

Какое у вас хобби?

Хорошее кино разных жанров и гонки «Формулы-1».

Но основное хобби — это, конечно, работа. Считаю, что мне во многом удалось организовать свою жизнь так, чтобы заниматься любимым делом, да ещё и получать за это деньги.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

В школе и университете играл в баскетбол и бегал трусцой, но рваный график работы не очень-то способствует регулярным занятиям спортом.

Решил, что спорт должен быть встроен в жизнь, чтобы не заниматься им отдельно. В итоге я не занимаюсь спортом в привычном понимании слова, но при любом удобном случае хожу пешком на приличные расстояния. Для меня пройти пять километров — это нормально. В Москве никогда не стою на эскалаторах — иду по ступеням везде, где это возможно. Подняться на 10–15 этаж пешком для меня не будет большим затруднением.

Недавно попробовал себя на беговой дорожке в режиме ходьбы. Пока могу похвастаться тем, что за две недели скинул три килограмма. Максимально за один заход сжёг 1 500 килокалорий (по данным дорожки).

Лайфхакерство от Валерия Казарина

Любимые художественные книги:

  • Рассказы Рэя Брэдбери. Иногда настолько пугающие, что страшно читать, но всегда пронзительно честные.
  • «День триффидов» Джона Уиндема. На мой взгляд, это лучшая нефантастическая научная фантастика.

Избранные профессиональные книги:

При чтении книг делаю закладки, потом из них собираю цитатник.

Фильмы: «Правдивая ложь» с Арнольдом Шварценеггером и Джейми Ли Кёртисом и трилогия «Назад в будущее». Лучшим сборником лайфхаков для тех, кто часто летает, на мой взгляд, является фильм «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни.

Сериалы: «Касл», «Карточный домик», «Миллиарды».

Блоги и сайты

Лучшая профессиональная социальная сеть — LinkedIn. Сейчас заблокирована в России, что вызывает сложности с доступом. Но там можно найти ссылки на интересные и полезные материалы по бережливому производству.

Валерий Казарин: «Я готов потерять деньги, заказчика и заказ, если они мне не нравятся»

Каково ваше жизненное кредо?

Самое лучшее, что может быть в жизни, — делать то, что тебе хочется. Но этого очень непросто добиться.

Первое необходимое условие — найти смысл своей жизни. Для себя на данном этапе я формулирую его так: «Помогаю производственным предприятиям России повышать свою эффективность». Как бы это ни звучало, это честная формулировка. Именно это я хочу делать; это заставляет меня вскакивать утром с кровати.

Второе необходимое условие — не работать с теми, кто тебе досаждает. Если в частной жизни оградить себя от таких людей достаточно просто, то в работе это кажется сложнее. Но я готов потерять деньги, заказчика и заказ, если они мне не нравятся. При этом, как показывает практика, в результате я не теряю деньги, а, наоборот, зарабатываю больше. Ведь чем меньше мне досаждают, тем с большим удовольствием я делаю свою работу, а значит, делаю её более качественно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Natalia Rogova
30.01.17 14:13
Валерий! Есть подозрение, что реальное рабочее место не "часть стола" и не "тонкий слой бумаги", а хитрая система архивов в ноуте. Как Вы оперируете огромными архивами по всем клиентам? Какая логика? так достать в ходе тренинга "нужный материальчик"?
Сергей Фролов
07.02.17 21:51
Сергей, Валерий действительно гуру и очень известная и уважаемая личность в профессиональной среде. В примере с туалетной бумагой он, вероятно, хотел сказать, что не нужно усложнять простые вещи. КанБан, изначально, бумажная карточка, сопровождающая предмет труда с указанием места отправления и назначения и еще некоторую информацию, помогающую предмету оказаться в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве, никаким ПО и не пахнет. Валере большой привет и пожелание успехов.
Sergey Bystrov
08.02.17 11:03
Сергей, да, известная, уважаемая, наверное. Но первый же тест содержит ошибку в ответе (или в вопросе). Причём автор же ещё и не согласен с этим. Что-то дальше делать уже желания нет. Туалетную бумагу же можно было заменить на коробок спичек. Но тут именно "чувство юмора" и превосходства "инженера-программиста" :) p.s. Просто не люблю снобов.
Валерий Казарин
11.03.17 23:13
Сергей, если вы обнаружили ошибку - напишите мне лично через сайт, а то я не совсем понял, где именно вы ее нашли. Очень мило с вашей стороны было назвать меня снобом. ;)
Читать все комментарии