Кто такие равные консультанты
Часто человеку, которому недавно поставили онкодиагноз, эмоциональная поддержка и информационная помощь важны не меньше самого лечения.
Например, женщина, которая только что узнала про рак груди, очень нуждается в поддержке мужа, детей, друзей. Но иногда она по разным причинам не может в подробностях обсудить ситуацию с кем-то из них. В том числе и потому, что считает: её не смогут понять те, у кого не было такого опыта.
Другой пример — мужчина, у которого раком заболела жена. Ему очень страшно за неё. Их жизнь изменилась, и неизвестно, какой она будет дальше. Он не может найти нужные слова, не знает, как может помочь. А ещё нужно как-то поговорить про всё это с детьми.
В обоих случаях — и самому человеку с онкологией, и его близкому — могут помочь люди, которые сами прошли через это. Их принято называть равными консультантами. Это волонтёры, которые в звонках или в переписке подсказывают, как ориентироваться в лечении, что значат все эти непонятные термины, как быть с побочками.
А также как находить слова поддержки и самому справляться со страхом и горем.
Впервые равное консультирование появилось в 1970-е годы в США: бывшие пациенты психиатрических клиник стали объединяться в группы поддержки по принципу «равные — равным». Сейчас такая практика есть в разных сферах: диабет, зависимости, ментальные расстройства и онкология. В России равное консультирование началось в конце 90-х в ВИЧ-сообществе.
Зачем нужны равные консультанты, если есть врачи и психологи
Равный консультант — это тот, кому можно задать самый стыдный вопрос и не бояться непонимания и осуждения. Сами они не только проживают собственные диагнозы или диагнозы своих близких, но и внутренне принимают такой опыт. Это особый процесс, и именно благодаря ему они могут поддерживать человека, который сейчас проходит лечение.
Они никогда не вмешиваются в него, не дают назначений, не принимают решения за человека, который к ним обратился. Их задача — рассказывать о том, какие могут быть варианты действий, делиться надёжными источниками информации и поддерживать, опираясь на свой опыт.
У равного консультанта обычно больше времени для отдельного человека, чем у врача.
Он может, например, более подробно обсуждать побочные эффекты от лечения и то, как их легче пережить. Ещё помощь равных консультантов очень востребована при составлении плана действий и продумывании, как его реализовывать с теми ресурсами, которые есть.
Кроме поддержки в лечении, есть ещё и эмоциональная, человеческая сторона вопроса. Может показаться, что эта часть очень похожа на работу психолога, но это два разных формата. Равный консультант делится своим опытом, своим ресурсом. В начале или середине лечения людям бывает очень важно увидеть того, кто несколько лет назад был в таком же положении, а теперь вот он, сидит напротив тебя, хорошо выглядит, чувствует радость и живёт свою жизнь.
Почему такой помощи можно доверять
Не любого человека в ремиссии и с желанием помогать другим можно считать равным консультантом. Для получения такого статуса люди проходят специальный образовательный курс — набор на него проходит дважды в год. Будущие консультанты изучают сотни ситуаций, узнают, как добиться доверия, как не навредить, в каких вопросах можно помочь человеку, а с какими лучше отправить его к психологу или врачу.
Для эффективной помощи важно, чтобы равные консультанты сами были в хорошем состоянии и не выгорали: для этого во время работы они общаются с более опытными коллегами и повышают свою квалификацию.
Как связаться с равными консультантами
Помощь равных консультантов всегда бесплатна и доступна для каждого человека. Для того чтобы её получить, достаточно заполнить форму на сайте или позвонить по бесплатному федеральному номеру 8 800 444 13 50. И в вашей команде поддержки появится ещё один человек, который знает, через что вы проходите прямо сейчас, и готов быть рядом.