Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Жизнь
5 июля 2023

5 крутых идей российских инженеров из прошлого, которыми пользуются сейчас

Изобретатели постоянно находятся в поиске решений, которые сделают жизнь проще и комфортнее. И находят их! Вместе с национальным проектом «Наука и университеты» вспоминаем идеи, которые предлагали отечественные инженеры. Спойлер: не все они сразу стали реальностью.
Фото автора Лиля Леднёва
Лиля Леднёва

5 крутых идей российских инженеров из прошлого, которыми пользуются сейчас

1. Монорельс

Сейчас прокатиться на монорельсе, железной дороге без двух несущих рельсов, можно в Москве. Достаточно сесть на одну из станций 13‑й линии метро. Подобие такого транспорта появилось в подмосковном селе Мячково ещё в 1820 году — даже раньше, чем в Российской империи запустили первый паровоз.

Идея проекта принадлежит изобретателю Ивану Эльманову. Его конструкция состояла из чугунных прутьев, установленных на каменных столбах, вагонетки и лошадей. Последние как раз и тянули повозку. А чтобы движению животных не мешали лужи и грязь, по бокам от сооружения были предусмотрены сточные канавы.

Изобретение получило название «Дорога на столбах». Инженер предполагал, что его транспорт поможет везти тяжёлые грузы быстрее и менее трудозатратно, потому что «уничтожало тяжесть», то есть выгодно перераспределяло вес. По его расчётам, одна лошадь, тянущая монорельс, способна увезти за раз столько же, сколько 16 животных, запряжённых в стандартные повозки.

Идея Эльманова, однако, поддержки не нашла, поэтому всё остановилось лишь на этапе небольшого прототипа. Спустя год похожую конструкцию предложил англичанин Генри Палмер. А в 1825‑м в Великобритании запустили первый полноценный монорельс для перевозки грузов.

2. Маглев

Он же — поезд на магнитной подушке. Первые образцы такого транспорта появились в 1979 году, причём одновременно в двух странах — ФРГ и СССР. Немецкие изобретатели продемонстрировали маглев на международной выставке, советские — тестировали свой вариант на специальном полигоне в Раменском. Разработкой нового скоростного общественного транспорта инженеры в Союзе начали заниматься в 1975 году. Первый образец вагона назвали ТП‑01, а всего было создано пять версий.

Главные плюсы маглева — высокая скорость и износостойкость. Поезд держится на плаву за счёт электромагнитного поля и не касается рельсов. Поэтому трения нет, а единственная ограничивающая сила — аэродинамическое сопротивление.

Максимальные возможности маглева зависят от силы используемых магнитов. Советские модели разрабатывались для езды на скорости около 100 км/ч. Первыми опробовать транспорт должны были жители Армянской ССР. Там планировали проложить маршрут от Еревана до Абовяна, по которому ездили бы вагоны ТП‑05. Кстати, их скорость планировали развить до 180 км/ч. Но запустить маглев не удалось — помешало Спитакское землетрясение. А в конце 80‑х проект советских инженеров заморозили.

Сейчас маглевы в качестве общественного транспорта используют в Японии, Южной Корее и Китае. В России такие поезда планируют запустить к 2025 году.

Начать экспериментировать с идеями и разрабатывать технологии молодым учёным сейчас помогает национальный проект «Наука и университеты», а также федеральный проект «Передовые инженерные школы», благодаря которому в 15 регионах России открылись 30 центров по подготовке исследователей и изобретателей. Обучение там проводится по разным направлениям: от транспорта и приборостроения до архитектуры и искусственного интеллекта.

Проект поддерживают более 40 индустриальных партнёров — крупных высокотехнологичных компаний. По окончании обучения студенты смогут прийти туда на работу: по предварительным прогнозам, к концу 2024 года будут трудоустроены 500 выпускников. Также федеральный проект поддерживает разработку новых образовательных программ, а для преподавателей и руководителей передовых инженерных школ и других вузов проводят повышение квалификации — в том числе и в форме стажировок в высокотехнологичных компаниях.

Хочу стать инженером

3. Электродвигатель

Электродвигатель
Изображение: Bigbubblebee99 / Shutterstock

Электродвигатель сегодня обеспечивает работу многих конструкций — от промышленных машин до пассажирских лифтов. А у истоков его создания стоял немец Мориц Герман Якоби: первую модель такого устройства он создал в 1834 году в Кёнигсберге. Над разработкой двигателя, преобразующего электрическую энергию в механическую, в то же время корпели и другие инженеры, но их решения сложно было применить на практике.

Изобретение Якоби быстро стало известным и привлекло внимание научного сообщества. В итоге учёного пригласили работать в Санкт‑Петербург. Со временем он получил российское подданство и принял имя Бориса Семёновича Якоби.

После переезда изобретатель не остановил работу над своим устройством и даже предложил опробовать его на практике. Идея получила одобрение Николая I: император создал «Комиссию для приложения электромагнетизма к движению машин по способу профессора Якоби» и выделил на задачу 50 тысяч рублей — внушительную по тем временам сумму. В итоге в 1838 году по Неве проплыла лодка, управляемая электродвигателем. На борту находилось 12 человек, транспорт двигался со скоростью 2 км/ч и сумел проплыть как по течению, так и против него.

Затем Якоби решил доработать конструкцию, и через год судно вновь вышло на реку, причём его скорость выросла в четыре раза. Однако мощности двигателя всё ещё не подходили для задач больших, чем спокойные прогулки по воде. В 1842 году Комиссию закрыли, а испытания двигателя отложили до появления прорывных технологий — открытия произошли уже после смерти Якоби.

4. Мобильный телефон

Первым мобильником считается Motorola DynaTAC 8000X. Устройство весило чуть больше килограмма и выглядело как массивная трубка с объёмной клавиатурой и выдвижной антенной. Но у него был малоизвестный предшественник. В 1957 году переносной телефон ЛК‑1 создал советский радиоинженер Леонид Куприянович. Тогда же он получил патент на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи».

Одного заряда аккумулятора ЛК‑1 хватало примерно на сутки. Девайс принимал и передавал сигналы на расстоянии 25–30 километров. А работать ему помогала АТР — автоматическая телефонная радиостанция: она связывалась с городской станцией, и разговор с мобильника шёл по обычной сети.

Модель была оснащена привычной для стационарных телефонов трубкой, базой‑приёмником с дисковым циферблатом и двумя складными антеннами. Весил прибор три килограмма, так что носить ЛК‑1 с собой было не очень удобно. Это понимал и сам Куприянович, поэтому активно работал над усовершенствованием своего мобильника.

Уже через год инженер снизил его вес до 500 граммов и добавил опцию зарядки аккумулятора в автомобиле. А в 1961‑м показал гаджет весом всего 70 граммов — раза в два легче, чем большинство современных смартфонов. Радиус действия увеличился до 80 километров. Но в массовое производство мобильный в итоге так и не попал.

5. Умный дом

Умный дом
Изображение: RossHelen / Shutterstock

Идея управляемого дома, в котором вся электроника связана между собой, приходила к фантастам и учёным прошлого в разных странах. И советские исследователи не были исключением. Одно из их решений — проект СФИНКС 1987 года — очень похоже на технологии, которыми мы пользуемся сейчас. Разработали его во Всесоюзном научно‑исследовательском институте технической эстетики.

В проекте СФИНКС описывали разные устройства, часть из которых легко узнать. Например, браслет с видеоэффектором — это умные часы, а электронная карта с управлением голосом — умная колонка. По задумке учёных, всю информацию, например видеоконтент, хранил процессор с дисками, а с развитием технологий на смену портативным носителям пришло бы внутреннее хранилище с достаточным объёмом памяти. Устройства между собой связывались радиосигналом, а управлять «умным домом» предлагали через пульт, который реагировал как на нажатия кнопок, так и на голосовые команды.

Исследователи предполагали, что так дом будет выглядеть уже в 2000 году — ошиблись с расчётами всего на пару десятилетий. Сам СФИНКС так и не был воплощён в реальность: разработка остановилась только на текстах, рисунках и макетах.

Для тестирования и создания технологий будущего инженерам нужны современная приборная база и лаборатории. Сейчас доступ к таким есть в большинстве ведущих научных организаций России, в том числе в вузах и НИИ, благодаря национальному проекту «Наука и университеты».

В 2019 году стартовала программа по обновлению приборной базы. Сейчас на эти цели уже потрачено 52,9 миллиарда рублей: 272 организации приобрели более 6,6 тысячи приборов. Треть закупленного учёными оборудования — отечественного производства. Обновление приборной базы позволяет не только создавать конкурентоспособные технологии, но и снижать зависимость от иностранных комплектующих.

Узнать больше
Социальная реклама: АНО «Национальные приоритеты»
Обложка: nikolpetr / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Riley Usagi
15.06.23 16:17
Юра, мы всё проегорили
Vasil Gaifullin
04.12.23 19:05
Это старая национальная традиция русского народа
Александр Буров
16.06.23 06:31
Ключевое слово здесь "Социальная реклама: АНО «Национальные приоритеты»"
Mike
05.07.23 12:35|изменено
Нда... Про мобильник и умный дом особенно смешно получилось. Это антиреклама, да? Первое использование подвижной радиосвязи в США относится к 1921 г.: полиция Детройта использовала одностороннюю диспетчерскую связь в диапазоне 2 МГц для передачи информации от центрального передатчика к приёмникам, установленным на автомашинах. В 1933 г. полиция Нью-Йорка начала использовать систему двусторонней подвижной телефонной радиосвязи также в диапазоне 2 МГц. В 1934 г. Федеральная комиссия связи США выделила для телефонной радиосвязи 4 канала в диапазоне 30—40 МГц, и в 1940 г. телефонной радиосвязью пользовались уже около 10 тысяч полицейских автомашин. Во всех этих системах использовалась амплитудная модуляция. Частотная модуляция начала применяться с 1940 г. и к 1946 г. полностью вытеснила амплитудную. Первый общественный подвижный радиотелефон появился в 1946 г. (Сент-Луис, США; фирма Bell Telephone Laboratories), в нём использовался диапазон 150 МГц. В 1955 г. начала работать 11-канальная система в диапазоне 150 МГц, а в 1956 г. — 12-канальная система в диапазоне 450 МГц. Обе эти системы были симплексными, и в них использовалась ручная коммутация. Автоматические дуплексные системы начали работать соответственно в 1964 г. (150 МГц) и в 1969 г. (450 МГц). Но русские ученые везде первые, ура!!!! PS Про умный дом даже писать нечего. Это просто смешно. PPS Посмотрел на рекламодателя. Ну что ж. Все гармонично получилось. Какой рекламодатель, такая и реклама.
Nadejda Abramova
09.07.23 22:20
Еще забыли написать про первый разработанный процессор для настольных компьютеров, который после распада СССР был вывезен одним из коллектива института и назван "пентиум". Ну и много всего еще, что было разработано в конце советского периода и вывезенного на запад сразу после уничтожения Союза.
Mike
10.07.23 00:46
Очередное враньё. https://en.m.wikipedia.org/wiki/Vinod_Dham
Антон Киселёв
11.10.23 16:54
Да нет, это правда. Это был Владимир Пентковский - про него и в Википедии есть статья. https://www.theregister.com/1999/06/07/intel_uses_russia_military_technologies/
Mike
11.10.23 18:33|изменено
Он работает в интеле с 93. У меня на столе лежит pentium сделанный в 92. Так что все же враньё. Возможно он конечно вывез какие то технологии, но это далеко не "первый разработанный процессор для настольных компьютеров, который после распада СССР был вывезен одним из коллектива института и назван "пентиум"... Это все равно что утверждать, что ядерная бомба была вывезена из США шпионами, а советские учёные, так, рядом постояли.
Ilunga Masan
09.07.23 23:44
Для людей значим тот, кто сделал изобретение доступным для использования, кто вывел его в продакшн. Сам же изобретатель значим лишь настолько, насколько его изобретению открыта дорога в производство.
Иван Ильич Телегин
28.11.23 22:33
В 1766 году Иван Иванович Ползунов сконструировал свою паровую машину. А в 1781 году Джеймс Уатт только запатентовал паровую машину. Но изобретателем паровых машин считается Джеймс Уатт. Хотя сам он эту машину не построил. Только описал принцип действия. Выходит, что Изобретателем считается тот, кто громче кричит.
Mike
28.11.23 23:21
Нет, не считается ни Ползунов ни Уатт. ))) Паровая машина, возможно, была создана и использована Фердинандом Вербистом около 1672 года в его изобретении - игрушке на паровом двигателе, сделанной для китайского императора. Первая же достоверно известная паровая машина была построена в XVII веке французским физиком Дени Папеном и представляла собой цилиндр с поршнем, который поднимался под действием пара, а опускался давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе были построены в 1705 году вакуумные паровые машины Севери и Ньюкомена для выкачивания воды из копей. Значительные усовершенствования в вакуумной паровой машине были сделаны Джеймсом Уаттом в 1769 году. Дальнейшее значительное усовершенствование парового двигателя (применение на рабочем ходу пара высокого давления вместо вакуума) было сделано американцем Оливером Эвансом в 1786 году и англичанином Ричардом Тревитиком в 1800 году.
Alex Ponomar
28.11.23 23:21
Паровую машину кто только не изобретал за последние две тысячи лет: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Василий Z
29.11.23 15:36
"...поезд на магнитной подушке. Первые образцы такого транспорта появились в 1979 году, причём одновременно в двух странах — ФРГ и СССР..." - изобретение заведующего кафедрой физики Томского технологического института Бориса Петровича Вейнберга 1911 года. "Гиперлуп" Илона Маска изобрели в Томске. Когда-то...

Новые комментарии

Аватар автора комментария
BVGf21 минуту назад

0 / 0

с большей вероятностью новый iphone инновационно начнёт поставляться без кабеля USB. Только коробка и только телефон.
Юбилейный iPhone лишится механических кнопок — их заменят на тактильные
Аватар автора комментария
Артём Козориз24 минуты назад

0 / 0

О, мой главный фанат на месте! Приятно, что не забываете. :)
Какой обогреватель выбрать, чтобы точно было тепло
Аватар автора комментария
Melanya Serikova29 минут назад

0 / 0

Да, печеньки то что надо очень вкусные, но... тесто получается очень липким и приходится тесто ложкой брать. Ну это ничего страшного ставлю ⭐⭐⭐⭐ 😋😺
Мягкое мятное печенье
Аватар автора комментария
Виктор Медведев39 минут назад

0 / 0

Меня вот напрягает, что в некоторых местах чаевые делят в команде. Например, благодаришь хорошего официанта за действительно кайфовый вечер, а часть твоих денег достаётся хамскому сотруднику, который встречал на входе.
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях