РЕЦЕНЗИЯ: «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений», Адам Грант

Современный мир требует от нас проявления жесткости в ежедневной борьбе за место под солнцем. Мы смотрим на лидеров и проникаемся уверенностью, что только умение забрать свое позволяет им добиться успеха. Но это верно только при одном условии: все игры, в которые мы играем, это игры с нулевой суммой. Иными словами, когда кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает. Тогда нам действительно важно научиться брать как можно больше.

Но исследования говорят совершенно о другом: именно своим поведением мы определяем условия игры. Если вы хотите не только заработать как можно больше очков, но и увеличить их общее количество, вам необходимо стремиться не брать, а давать.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Адам Грант
Адам Грант — самый молодой и самый популярный среди студентов профессор Уортонской школы бизнеса. Посвятил более десяти лет профессиональной жизни изучению психологии взаимоотношений в самых разных структурах — от Google до ВВС США.
Авторитетный журнал BusinessWeek включил Адама Гранта в мировой Топ-40 профессоров моложе 40 лет.

По результатам исследований, на низших ступеньках успеха стоят те, кто отдает. Берущие же стоят намного выше. Но вот ведь парадокс, на самой вершине лестницы успеха тоже стоят дающие. Таким образом, берущие находятся лишь посередине.

Книга «Брать или отдавать» основана на многочисленных исследованиях. Изучая природу дающих, берущих и обменивающихся, Адам Грант установил совершенно четкие взаимосвязи между успехом и типом вашего поведения. Помимо этого он сделал колоссальную работу и ответил на важный вопрос — почему дающие или добиваются грандиозного успеха, или скатываются вниз по лестнице. Эта причина весьма проста и не зависит от положения в обществе или способностей. Она зависит от того, какой тип восприятия мы выбираем и как ведем себя с окружающими.
Фактически, данная книга не только отвечает на столь спорный вопрос — брать или отдавать? Здесь находится одна из важнейших составляющих успеха в жизни.  Об этой составляющей уже много раз упоминали Кейт Ферацци, Джим Коллинз, Энди Макгонигал, Том Питерс и многие другие. Но сейчас все окончательно встанет на свои места.

Ниже  представлены основные мысли и интересные факты из книги:

  • Есть одна вещь, отличающая успех дающих от успеха берущих: он распространяется на всех. Когда же выигрывают берущие, как правило, по соседству оказываются проигравшие.
  • Подобное кажется противоречащим здравому смыслу, но это так: чем большим альтруистом вы являетесь в своих отношениях, тем большую пользу извлекаете из своих связей и отношений. Если ваша цель — помощь другим, то вскоре вы укрепите вашу репутацию настолько, что дальше она сама будет расширять вселенную ваших возможностей.
  • Истинная цена человека выявляется в его отношении к тем, от кого ему нет решительно никакой пользы.
  • Если приглядеться внимательнее, то можно увидеть пример того, что делает сети контактов дающих такими мощными — эхо от совершенного поступка можно услышать даже спустя очень долгое время.
  • Люди с которыми мы связаны, вращаются в тех же кругах и обладают той же информацией. Слабые связи позволяют получить доступ в иные социальные сети и облегчают нахождение оригинальных решений.
  • Высокоодаренные люди вызывают у окружающих ревнивую зависть и с высокой вероятностью подвергаются антипатии и отчуждению с их стороны. Но если эти талантливые люди — дающие, то у них на спине не будет мишени.
  • Считается, что чем выше уровень психологической безопасности, тем чаще происходят ошибки. Однако на самом деле ошибки не происходят чаще. Просто люди перестают скрывать их и открыто говорят об ошибках.
  • Становясь на точку зрения другого человека, мы склонны оставаться в собственной системе ценностей.
  • Накопительная теория интеллекта — вкладывать время и энергию в приобретение определенных навыков и фундаментальных знаний, людей заставляет интерес.
  • Интерес предшествует появлению таланта. Получается, что главной причиной развития таланта является мотивация.
  • «Ошибочная оценка безвозвратных потерь»: оценивая стоимость будущих вложений, мы, на свою беду, игнорируем то, что уже вложили в прошлом.
  • Хороший судебный адвокат должен быть одновременно специалистом и обычном парнем.
  • Парадоксальная закономерность — чем больше вы говорите, тем больше, как вам кажется, вы узнаете группу.
  • Если ваш собеседник поймет, что вы не будете давить, он перестает оказывать сопротивление.
  • Обращение за советом является удивительно эффективным способом влияния в тех случаях, когда мы не обладаем властью.

Исследования показывают, что есть два основных пути влияния: доминирование и престиж. Добиваясь доминирования, мы сказываем воздействие потому, что люди считают нас сильными, грозными и властными. Заработав престиж, мы влияем на окружающих, поскольку они испытывают к нам уважение и восхищаются нами.

  • Когда большинство сотрудников компании являются лишь послушными исполнителями, властность и напористость могут быть вполне уместны. Однако если сотрудники проявляют творческую активность, предлагают новые способы изготовления пиццы и ее доставки, то авторитарный стиль себя не оправдывает. Если сотрудники компаний подходили к своему труду творчески, то авторитарность руководства приводила к снижению доходности на 14 процентов по сравнению с теми компаниями, где стиль руководства был не таким жестким.
  • Разумное отношение к заботе о других означает умение давать больше, чем брать, но при этом все же иметь в виду и собственные интересы, используя их как указатель, помогающий выбрать когда, где, как и кому помогать.
  • Ощущение своего влияния защищает от стресса и предупреждает истощение.
  • Как дающему избежать морального истощения — в своих контактах с берущим нужно становится обменивающим.
  • В великодушной стратегии равноценного обмена правилом является — никогда не забывать добрых дел, но иногда прощать заблуждения и проступки.
  • Бухгалтерия отношений — такое объяснение просьбы, в котором видна озабоченность интересами других людей, а не только собственными.
  • Дающий мотивирован действовать в интересах получателя больше, чем в своих собственных, что говорит о заботе о нем, не связанной с ценностью самого предмета. В сравнении с экономической транзакцией, дарение уже само по себе обладает ценностью.
  • Жизнь в качестве частицы группы с возможностью делить с нею интересы, идентичность, цели, ценности, навыки, характер и опыт дает нам ощущение связи и принадлежности к коллективу. В то же время, жизнь в группе, резко отличающейся от других, позволяет нам ощутить собственную уникальность.
  • Наши социальные нормы запрещают нам быть милосердными, тех кто слишком милосерден, мы насмешливо называем благодетелями рода человеческого.
  • Люди, вынужденные публично включить свои намерения в манеру важного для идентификации с обществом поведения, соблюдают в дальнейшем правила этого поведения с меньшей вероятностью, чем те, чьи намерения остались их частным делом.

Сосредоточьте свои внимание и энергию на том, чтобы изменить жизнь других людей, и успех придет к вам — как побочный продукт ваших усилий.

Существует особой тип книг. Такие книги неизгладимо меняют человека. Эти книги отличаются тем, что после того, как ты перевернул последнюю страницу, тебе точно известно что нужно делать.

«Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений», Адам Грант

Купить на litres.ru Купить на amazon

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий