РЕЦЕНЗИЯ: «Великие по собственному выбору», Джим Коллинз и Мортен Хансен

Если бы некоторое время назад у меня спросили, какую одну книгу по бизнесу я могу порекомендовать, я бы не задумываясь ответил – «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Но недавно все изменилось. Джим Коллинз, со своей командой исследователей, в очередной раз переплюнул сам себя. Хотите узнать рецепт успеха лидеров и сильных мира сего? Так вот же он. Скрывается под синей обложкой и надписью «Великие по собственному выбору» от издательства Манн, Иванов и Фербер.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В отличие от многих бизнес «мыслителей» Джим Коллинз имеет сугубо научный подход к свои работам. За каждой его книгой скрываются годы исследований и огромные массивы данных. Он со своей командой препарирует деятельность компаний и поведение их руководителей со одной единственной целью – найти составляющие успеха, которые бы можно было применить в других компаниях. Я не буду описывать систему и критерии исследований, они достаточно подробно описаны в книгах Коллинза, скажу лишь что это действительно серьезная работа, с выполнением всех требований научного подхода.

Всю рецензию можно было бы свести к простым словам – если хотите знать как добиться успеха, следуйте принципам книги. Но я раскрою основные тезисы.

В своих исследования команда Коллинза нашла и сформулировала 4 основных критерия Великой компании:

  1. Фанатичная дисциплина
  2. Эмпирическая креативность
  3. Продуктивная паранойя
  4. Амбиции пятого уровня

Фанатичная дисциплина

Правило 20 милевого марша

Двадцатимилевый марш означает достижение определенных ориентиров за определенный срок — с величайшим упорством и постоянством, на протяжении долгого периода. Соблюдение этих принципов дается не легко по двум причинам: трудно выполнять добровольные обязательства в тяжелые времена, еще труднее сдерживать свой темп , когда все обстоятельства благоприятствуют ускоренному продвижению.

Каждая компания должна установить нижнюю и верхнюю границы развития и строго соблюдать их. Нельзя опуститься ниже минимальной границы, но и не стоит переходить верхний предел. Это дает стабильность и экономит ресурсы для сохранения стабильности. Границы и принципы двадцатимилевого марша компания устанавливает индивидуально для себя, исходя из своих особенностей и особенностей среды в которой она действует.

20 милевый марш это самоконтроль в неконтролируемых обстоятельствах.

7 признаков правильного 20 милевого марша

  1. Четкие ориентиры.
  2. Добровольные самоограничения.
  3. План соответствует конкретной компании.
  4. Компания в силах контролировать выполнение этого плана.
  5. Установлены подходящие сроки — достаточно продолжительные чтобы успеть все сделать, но достаточно короткие чтобы не сбиться с курса.
  6. Компания сама для себя разрабатывает этот план.
  7. План выполняется неукоснительно.

Эмпирическая креативность

Сначала пули, потом ядра

Пуля — это недорогостоящий, нерискованный и не отвлекающий компанию от основного дела тест или эксперимент. Существует два вида ядер: пристрелянные и нет. Пристрелять ядро — значит получить подкрепление из реального опыта, эмпирическое подтверждение того, что большая ставка принесет успех. Стрельба не пристрелянными ядрами приводит к катастрофе. Если после пристрелки пулями не перейти к канонаде, отдача будет лишь средней. Для каждой среды имеется свой порог инноваций, то есть минимальный уровень инновации, не достигнув которого компания не сможет даже принять участие в конкурентной борьбе.

Продуктивная паранойя

  • Хороший лидер видит тьму угроз и занимает такую позицию чтобы противостоять им. Особенно во времена успеха.
  • Ключевым вопросом риска времени является не «Быстро действовать или медленно?», а «Сколько у нас времени до того, как характер угрозы и риска изменится?»
  • Необходимо создавать финансовые резервы и амортизаторы, чтобы заранее подготовиться к неожиданностям и неприятностям.
  • Ограничивать риски — риск пересечь линию смерти, асимметричный риск и неконтролируемый риск и управлять риском, связанным со временем
  • Сначала общий план. Потом ближний план, всегда сохраняя сверхбдительность, чтобы вовремя почувствовать изменение ситуации и эффективно отреагировать на перемены.
  • Мы не в их силах постоянно и точно предсказывать будущее, поэтому необходимо маниакально готовятся на всякий случай — готовятся заранее, готовятся всегда к тому, что не в их силах предсказать
  • При создании запасов необходимо многократно превышать среднюю норму.

Амбиции пятого уровня

Рецепт СМАК

СМАК — Специфика, методичность, константа.

Это набор долговечных работающих правил которые в совокупности составляют последовательную и воспроизводимую формулу успеха.

Этот рецепт ясен и конкретен, он объединяет всю организацию  и направляет ее усилия, дает четкие указания, что делать, а чего не делать.

СМАК опирается на эмпирический опыт и понимание — что работает для этой компании и почему. Поправки к СМАК затрагивают один элемент или ингредиент, оставляя рецепт в целом не тронутым. Такой принцип позволяет и поддерживать исключительное постоянство и осуществлять радикальные перемены.

2 разумных подхода к переписыванию рецепта СМАК

  • Применить эмпирическую креативность, которая направлена в основном на саму компанию. (сначала пули потом ядра)
  • Применить продуктивную паранойю (общий план, затем ближний план), которая направлена главным образом вовне.

Отдача от удачи

Ключевой вопрос не в том удачлив ты или нет, а в том, умеешь ли ты получить отдачу от удачи.

  • Отдача может быть как от удачи так и от не удачи.
  • Однократное событие удачи, даже самое выдающееся, не сделает компанию великой, но однократная большая неудача или чересчур затянувшаяся полоса неудач может привести к катастрофе.
  • Необходимо думать заранее что неудачи подстерегают везде и готовится к ним.

Вот пожалуй все основные тезисы. Приблизительно так выглядят мои записи к этой книге. Не могу сказать, что указанные автором критерии великой компании, явились откровением для меня. Нет. Но пожалуй впервые я увидел их собранными вместе. В книге есть детальные описания и примеры, почему команда Коллинза пришла именно к таким выводам. Они не вызывают сомнений.

Поэтому еще раз хочу обратить ваше внимание.

Если вам нужен рецепт успеха, как добиться успеха в бизнесе (а если честно то и во всех остальных сферах) прочитайте эту книгу.

Проверено лично.

«Великие по собственному выбору», Джим Коллинз и Мортен Хансен

Купить на litres.ru Купить на amazon

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Олег Сидор
22.08.13 13:29
В самой великой книге "От большого к великому" Коллинз описал 11 компаний, одна из которых стала одной из предтеч мирового кризиса 2008 года (Fannie Mae) а вторая (Circuit City) успешно обанкротилась сразу после его начала. так что назвать их великими - большая натяжка. Кроме того - не случилось ли так, что остальные компании, не вошедшие в те 11, делали то же самое, но не достигли никакого успеха.
Roman Zaytsev
23.08.13 02:06
Не натяжка. Коллинз дает совершенно конкретные критерии "великости". Книга была написана задолго до указанных вами событий. И Fannie Mae и Circuit city, на момент написания книги, следовали совершенно другим курсом и не стремились за легкими и не обеспеченными деньгами. Изменив курс они не только приняли участив в провокации кризиса но и сами пострадали. Касательно второго вопроса - а вы проверьте. Согласно исследований Коллинза они делали не то же самое. Да, иногда очень близкое. Но не то же самое. Причинно следственная связь далеко не всегда очевидна и требует тщательной проработки. Чем Коллинз со своей командой и занимался.