6 советов о том, как подготовить велосипед к рекордному веломарафону

Самые отчаянные велогонщики едут вовсе не по парижской брусчатке во время «Тур де Франс», а по бескрайним просторам Сибири. Мы решили собрать для вас советы основателя компании Dautov Bros и механика команды техподдержки Сергея Даутова о том, как подготовиться к самой изнуряющей велогонке и одному из главных приключений всей жизни.

15 июля в Москве стартовала первая в истории ультрамарафонская веломногодневка Red Bull Trans-Siberian Extreme, повторяющая маршрут легендарной Транссибирской магистрали. Больше недели участники гонки крутили педали и уже доехали до Красноярска. Всего им предстоит преодолеть 9 195 километров за 23 дня и финишировать на берегу Тихого океана во Владивостоке.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Подготовка велосипеда к гонке

К вопросу подготовки велосипеда стоит подойти не менее ответственно, чем к подготовке собственного тела. 9 195 километров — это изнурительный труд для гонщика, нередко на грани человеческих возможностей. Состояние российских дорог вызывает повышенный износ компонентов велосипеда.

Вот такая вот незамысловатая программа для копирования DVD в AVI, WMV, MPEG, FLV, Jpeg, и прочие популярные форматы. А если проапгрейдить программу до версии PRO, то она будет сжимать DVD сразу для использования в iPod, iPhone, PSP, Zune , XBOX360, телефонах Nokia, Sony Ericsson, Motorola, а так же сжимать фильмы с DVD в AVI, MPEG, MPEG2 TS, MP4, WMV, 3GP, GIF, FLV, SWF, H.264/MPEG-4 AVC, H.264/PSP AVC Video, MOV, Youtube FLV.

Помимо этого, при копировании или сжатии можно удалить ненужные субтитры и аудио дорожки, убыстрить титры, достигнув тем самым уменьшения материала на 20% без потери качества. Работает этот сжиматель-копировальщик в Windows XP и Vista, имеет бесплатный статус и английский интерфейс. Если вы обнаружили среди поддерживаемых устройств что-то похожее на ваш мобильник или плеер, то есть смысл воспользоваться этой утилитой, но не забывайте, что существует еще множество не менее достойных программ.

В таких режимах эксплуатации он должен стать максимально надёжным, точно и тонко настроенным инструментом.

  • Самое первое, о чём стоит позаботиться, — это надёжность узлов и деталей велосипеда. В частности, трансмиссия (всё, что приводит велосипед в движение) должна быть сверхкрепкой и точно настроенной. Высококачественные материалы и гармонично подобранный групсет сделают движение гонщика лёгким, безопасным и надёжным.
  • Колёса — ещё один элемент велосипеда, к которому предъявляются особые требования. Колёса должны быть крепкими и прочными, чтобы спокойно «проглатывать» многие неровности. Они должны быть сверхкрепкими, чтобы не появлялось биений обода колеса («восьмёрки») на протяжении всего пути. Покрышки и камеры должны быть устойчивы к износу и ударам о неровности дорожного покрытия. При этом помните о весе: колёса должны быть очень лёгкими.
  • Тормоза и передачи должны работать безукоризненно, потому что от их работы напрямую зависит безопасность передвижения. Не стоит забывать, что гонка — это не поездка по лесопарку, а профессиональные гонщики — это биороботы, которые дают колоссальную нагрузку на велосипед.
  • Фюзеляж велосипеда — рама и вилка. Главные характеристики — минимальный вес и прекрасная амортизация материала. Сейчас на выбор велосипедистов имеется три основных типа материалов: карбон, титан и хромомолибденовая сталь. Легчайшие рамы из карбонового волокна используют лучшие велогонщики мира. Великолепно амортизируют на неровностях и имеют взрывной характер при ускорении.

Титановый сплав — очень комфортный при езде материал, но несколько тяжелее карбона.

Хромомолибденовый сплав — это также очень комфортный в езде, но самый тяжёлый из всех трёх типов. Сейчас этот материал крайне редко применяется в серьёзных соревнованиях, но при езде на длинные и сверхдлинные дистанции он может стать вашим выбором по причине высочайшего комфорта, хорошего наката и высочайшей надёжности на излом.

Участники гонки используют разные рамы, но все они оснащены сверхнадёжными компонентами, а их вес минимален. И, конечно же, стоят как пара автомобилей отечественного производства.

2. Доработка и настройка велосипедов

До доработок дело доходит крайне редко, но вот с настройкой велосипедов перед стартом приходится повозиться.

Особо стоит отметить настройку посадки гонщика. Это подбор размера рамы, ширины руля, длины и угла выноса руля и прочие геометрические нюансы. Если всё сделано правильно, то велосипед и гонщик становятся единым целым.

Это как удобная обувь: если она верно подобрана по ноге, то и пройти в ней можно с комфортом многие километры. Если же ботинки жмут или болтаются, то даже сотня метров станет мукой. То же самое и с велосипедом.

3. Самое сложное в обслуживании велосипедов

В первую очередь, это дорожная грязь. После каждого этапа велосипеды приходится хорошенько мыть, смазывать цепь. А это минимум по полчаса на каждый велосипед. Всё это приходится делать практически в полевых условиях, а иногда даже в номере гостиницы.

Для мытья мы приобрели садовый пульверизатор с насосом и баком на 5 литров, который позволяет достаточно эффективно справляться с чисткой велосипедов.

Эту мощную программу для воспроизведения практически любых видео файлов я назвал винампом для видео из за своего интерфейса, смахивающего на упомянутый.

Список поддерживаемых форматов очень обширен. Судите сами, он понимает без внешних кодеков видео

  • MPEG4 (.mp4)
  • H264/AVC mpeg4(.mp4)
  • 3gp(.3gp, 3g2)
  • WMV (.wmv)
  • Zune (.wmv)
  • ASF (.asf)
  • SAMSUNG L55W DC (.mp4)
  • CASIO (.avi)
  • KODAK DC V550 (.mov)
  • iPod mpeg4 mov (.mov)
  • iPod mpeg4 (.mp4)
  • iPod H264 (.mp4)
  • iPhone mpeg4 (.mp4)
  • iPhone H264 (.mp4)
  • Apple TV mpeg4 (.mp4)
  • Apple TV H264 (.mp4)
  • Game Psp (.mp4)
  • Nokia cellphone (.mp4, .3gp)
  • Sony cellphone (.mp4, .3gp)
  • Ms Mpeg4 AVI (.avi)
  • Divx AVI (.avi)
  • Xvid AVI (.avi)
  • H264 AVI (.avi)
  • Mjpeg AVI (.avi)
  • HuffYUV AVI (.avi)
  • Swf Video (.swf)
  • FLV video(.flv)
  • Gif Animation (.gif)
  • NTSC, PAL DVD
  • NTSC, PAL SVCD
  • NTSC, PAL VCD
  • Mpeg4 Mov (.mov)
  • Apple Quicktime (.mov)
  • HD Mpeg TS (.ts)
  • MPEG1 (.mpg, mpeg)

и аудио

  • WAV
  • CD disc
  • MPEG audio(.mp3, mp2)
  • Ms WAV (.wav)
  • Ms WMA (.wma)
  • OGG (.ogg)
  • Amr audio (.amr)
  • Awb audio (.awb)
  • AC3 (.ac3)
  • SUN AU format (.au)
  • m4a (mp4 audio)
  • aac (aac audio)
  • mmf (mmf audio)
  • Flac (flac audio)

Бесплатность и, благодаря весьма узнаваемому и привычному интерфейсу, легкость и привычность в управлении делают Total Video Player практически универсальным плеером, который работает даже с флешки. Функционально он мало чем отличается от того же Zoom Player или же ALShow, так что постоянным читателям блога не составит труда создать о ней представление, а огромное количество поддерживаемых форматов выгодно выделяют плеер на фоне остальных, хотя все же моего фаворита я бы на эту программу не променял. Программа нетребовательная, работает в Windows 95/98/ME/NT/2000/XP, интерфейс английский.

Даже обычная протирка десяти велосипедов может занять более четырёх часов. И тут возникает ещё один сложный момент: обычно после того, как велосипеды обслужены, все команды уже давно спят, и нам приходится большинство велосипедов хранить до утра в своём гостиничном номере.

Настройку велосипедов иногда приходится делать там же. Тесно, неудобно, но спасает накопленный за многие годы профессионализм — большинство операций делается практически с закрытыми глазами.

4. Форс-мажоры

Всё предусмотреть невозможно, но в результате хорошей подготовки и грамотного обслуживания велосипедов за первые 4 000 километров форс-мажоров не случалось. Всего один прокол и одно небольшое биение колеса.

Даже износ цепей, ресурс которых 2 000−3 000 километров, ещё не подошёл к критическому уровню.

Стоит позаботиться и о запасных частях. Как бы ни хотелось, но некоторые компоненты просто не способны выдерживать такой километраж. Имеет смысл взять с собой цепь, набор звёзд, 1−2 комплекта тормозных колодок, ролики заднего переключателя, оплетки тросов, тросы.

Кто-нибудь еще пользуется FAR? А хоть помните Volkov Commander? А DOS Navigator? Вы не поверите, но подобные файловые менеджеры еще живы, и даже развиваются (хотя казалось бы куда там развиваться?). Представляю один из таких файловых менеджеров – ZTreeWin.

В отличии от вышеперечисленных, он не двухпанельный, а однопанельный, как проводник Windows. Все признаки продвинутого файлового менеджера налицо: поддержка длинных имен файлов, не смотря на свою ДОСовость, поддержка внешних архиваторов, создание ярлыков, копирование, переименование и перенос, удаление, сравнение файлов и директорий, навороченный встроенный просмотрщик с Hex-редактором, присутствует специальная утилита для отчистки диска от мусора. И что самое интересное – разработчики не стесняются брать за него деньги. По умолчанию предлагается 30-ти дневный триал, и лишь за 30 долларов пользоваться этим менеджером можно будет без ограничений. Программа в силу своей текстовой основы работает в 32-битных версиях Windows, начиная с 95 и заканчивая Вистой, а так же в OS/2 (кто нибудь ее вообще видел вживую? я видел последний раз в 1996 году). Сферу применения этой программы я описать не могу, так как в современном мире ее не вижу. Может быть вы разглядите?

Профессионального инструмента и расходных материалов мы с собой взяли в количестве и ассортименте, которого было бы достаточно для открытия небольшой профессиональной мастерской. Все готовы и вооружены до зубов.

5. Подготовка к гонке

Предполагая, что на личные дела времени не будет хватать, я заранее перестал бриться. Только на этом я сэкономил место в багаже и время для более важных дел. И теперь у меня крутая борода.

Заранее предположить режим питания и отдыха было сложно. На практике у нас гибкий режим круглосуточной работы. Гонка оказалась совсем не прогулкой в гости к бабушке. После работы по обслуживанию велосипедов почти не остаётся времени на нормальное восстановление сил и сон. Но в любом случае это всё очень интересно и я рад быть частью этого приключения.

6. Что помогает справляться с нагрузками

Искреннее желание помогать гонщикам в поддержании их «железных коней» в форме. И, конечно, безумно интересно, что же будет дальше.

Хорошо помогают профессиональные знания, позитивный настрой и закалка, накопленные за годы велопутешествий.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Пономарь
28.07.15 22:39
Спасибо.
Zed
29.07.15 12:57
Статья ни о чем. Название и содержание не имеют ничего общего.