РЕЦЕНЗИЯ: «Рисовый штурм» — десятки приёмов развития креативности

«Рисовый штурм» — книга Майкла Микалко, одного из ведущих специалистов по креативности в мире. В ней содержатся десятки способов развития креативности. Но самое главное, она даст вам понять, что креативность нужна всем, а развить её может каждый.

Мы ошибочно считаем, что креативность — это навык, который необходим лишь людям творческих профессий. Слово «креативность» происходит от английского create — «создавать» и обозначает любое действие, направленное на создание чего-то нового. Вы работаете на сталелитейном заводе и стараетесь придумать новый способ выплавки стали? Вы креативный человек.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Поэтому «Рисовый штурм» Майкла Микалко — один из редких примеров той книги, которая нужна всем. Чем больше нового будет создавать каждый из нас, тем быстрее мы войдём в светлое будущее.

Майкл Микалко
Один из ведущих специалистов по креативности в мире. Организатор группы учёных и специалистов НАТО, совместно работавших над классификацией и исследованием методов креативного мышления. Его разработки успешно применялись многими компаниями по всему миру. Автор нескольких бестселлеров по креативному мышлению и поиску идей.

Послужной список Микалко даёт понять, что в книге точно будет полезная информация и мало воды. Так оно и есть. «Рисовый штурм» — это собрание научно обоснованных приёмов, головоломок и игр, которые помогают научиться придумывать новые идеи в бизнесе и жизни. Микалко также объясняет, как работает креативность и что мы можем сделать для того, чтобы мыслить нестандартно.

Книга для «обезьян»

По мнению Микалко, существует два подхода ко всему происходящему в нашей жизни. Он условно называет их подходом котёнка и обезьянки. Во время опасности котёнок начинает мяукать, подзывая маму, которая относит его в безопасное место. Детёныш обезьяны же, наоборот, сам стремительно бросается на спину мамы, где чувствует себя в безопасности.

Книга подходит лишь для «обезьян». Для тех, кто во время сложной ситуации не жалобно просит о помощи, а сам прикладывает все усилия, чтобы добиться результата.

Секрет творчества Леонардо да Винчи

Кто будет читать книгу целиком, сразу найдя в содержании секрет креативности Леонардо да Винчи? Точно не я. Увидев номер страницы (285) я сразу же направился к ней, чтобы узнать, в чём секрет этого гения, если честно, не особо на что-то надеясь.

Оказывается, способ создания новых идей у Леонардо да Винчи действительно был довольно необычным. Он садился за стол, клал перед собой листок бумаги, расслаблялся и закрывал глаза. Затем он испещрял бумагу произвольными линиями, не открывая глаз.

По окончании «процедуры» Леонардо да Винчи открывал глаза и старался найти в этих каракулях что-то стоящее. Иногда таким образом рождались новые идеи. Микалко подкрепляет важность подобных образов в мышлении словами Эйнштейна:

Слова, так, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют существенной роли в механизме моего мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее отчётливые образы.

Альберт Эйнштейн

Довольно необычный способ находить новые идеи, но я не вижу причины, по которой он может не сработать. Часто я сам придумываю что-то новое, уже лёжа в кровати или находясь в другом, казалось бы, вовсе не рабочем состоянии. Метод Леонардо да Винчи далёк от идеального способа стать креативным, но ведь и мы ещё не закончили с этой книгой.

Сюрреализм Сальвадора Дали

Метод Сальвадора Дали

Что вы видите на изображении на левой странице книги? Я специально сфотографировал её довольно далеко, так как в этом и состоит разгадка.

Из-за растянутой и искажённой формы не сразу понятно, что это буква «Е». Если вам так и не удаётся здесь её увидеть, попробуйте отодвинуться от экрана. Однако, как только вы её заметите, вам будет очень тяжело отвлечься от этого образа — вы больше не сможете видеть абстрактную фигуру. Этот фокус — хороший пример гипнагогических образов. Это визуальные или слуховые образы, не поддающиеся контролю или попыткам действовать сознательно.

Пожалуй, самым известным человеком, который использовал гипнагогические образы в своём творчестве, был Сальвадор Дали. Его методика была довольно необычной:

Дали садился в кресло и ставил на пол жестяную тарелку. Затем он брал в руку железную ложку и держал её над тарелкой. Полностью расслабившись, он начинал дремать. В это время ложка выпадала из руки и издавала громкий звук от удара о тарелку. Дали просыпался как раз в тот момент, когда сознание начинало подсовывать необычные и странные образы.

Возможно, метод Дали не самый лучший. Но это хорошее объяснение тому, почему необычные идеи часто приходят к нам, когда мы начинаем дремать или засыпать. Гипнагогические образы — это ответ подсознания на всё, что мы когда-то видели или слышали.

«Книга мёртвых»

Фрагменты из «Книги мёртвых»

Наконец, третий способ развития креативности, запомнившийся мне больше остальных. Его активно применяет Майкл Рэй, профессор Стэнфордского университета. Рэй старался доказать то, что образы, а не слова позволяют нам придумать нечто новое.

«Книга мёртвых» — это техника, основанная на иероглифах, взятых из книги, которую древние египтяне клали в гробницу умершим. Учёные до сих пор не смогли расшифровать большинство иероглифов. И нам это лишь на руку. Вот что предлагает Рэй:

  1. Сформулируйте свою задачу.
  2. Выберите один из трёх фрагментов с иероглифами.
  3. Расслабьтесь и отбросьте лишние мысли. Можете помедитировать.
  4. Представьте, что выбранный фрагмент был создан для того, чтобы решать вашу задачу.
  5. Ищите ответ на неё в каждом иероглифе, их последовательности или целых строках.

Микалко вспоминает преподавателя, который хотел исправить своё финансовое положение. Раздумывая над идеей для собственного бизнеса, он обратился к «Книге мёртвых». Просматривая выбранный фрагмент, он увидел иероглиф воды, трёх кругов между двумя линиями и человека, который держит что-то в руках.

Круги и вода напомнили ему об устрицах, линии — об устрицах в упаковке, а человек — о подарках и отпуске. Так у него родилась идея создать сервис доставки устриц возлюбленным в День святого Валентина.

Дайте возможность своему воображению делать то, что оно умеет лучше всего — связывать разные, на первый взгляд, вещи. Эти ассоциации помогут вам прийти к той идее, о которой вы изначально даже не думали.

Креативности можно научиться

В «Рисовом штурме» собраны десятки логических игр и способов мыслить не так, как все. Прочитав их, вы увидите закономерности, которые объединяют все методы. Это поможет вам понять одну важную вещь:

Вы уже креативны. Осталось лишь убедить в этом самого себя.

Для этого и нужна книга. Стоит отдать Микалко должное: в «Рисовом штурме» практически нет ненужной информации, а та, которую с натяжкой можно назвать таковой, создана для развлечения и позволяет мозгу расслабиться после сложных логических головоломок.

«Рисовый штурм», Майкл Микалко

Купить на litres.ru Купить на amazon

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: «Рисовый штурм»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
tannuffka
09.05.15 18:55
"«Книга мёртвых» — это техника, основанная на иероглифах, взятых из книги, которую древние египтяне клали в гробницу умершим." - заблуждение автора. На самом деле, "Книга мертвых" это собрание текстов на стенах гробниц и свитках папируса. Книгой в прямом смысле этого слова эти тексты никогда не были!
Александр Мураховский
10.05.15 21:05
Думаю, собрание свитков всё же можно назвать книгой.
Slava Kovtun
10.05.15 23:09
Папирига )
id54311778
13.05.15 01:23
Когда ты ещё ребёнок, всё это появляется перед твоими глазами, стучится тебе в уши и производит потрясающее впечатление. Всегда как в первый раз. Теперь же ты знаешь все имена, названия и категории. Это хорошо, а это плохо. Вот стол, там стул, машина, дом, цветок ну и так далее... Постепенно тебе становится скучно, потому что окружающие предметы существуют для тебя лишь как названия. Сухие и узкие понятия разума набрасывают на тебя пелену, затрудняя восприятие. Теперь ты смотришь на всё через завесу ассоциаций. Относительно вещей тебе кажется что всё это ты уже видел. Это всё равно что в двадцатый раз смотреть один и тот же фильм. Тебе становится скучно, потому что ты видишь лишь воспоминания о предметах. Понимаешь, скука это фундаментальная неспособность осознавать жизнь, поэтому прежде чем ты сможешь вернуть себе свои чувства, ты должен полностью потерять свой ум... Дэн Миллмэн. «Путь Мирного Воина» То самое чувство, когда понимаешь: как же легко раньше было "не думать о белой обезьяне"