Почему вам стоит посмотреть фильм «Спутник»

9 фактов о первом российском фильме, премьеру которого перенесли в онлайн.

«Спутник» — российский научно‑фантастический триллер. Главный герой фильма — советский космонавт Константин Вешняков — улетает на орбиту с напарником. Они выполняют в космосе свою миссию, но спокойно вернуться на Землю не могут, потому что в их корабль что‑то врезается. Звездолёт совершает аварийную посадку в степях Казахстана. Выживает во время падения только Вешняков. Его изолируют в лаборатории и во время множественных проверок обнаруживают, что всё же он вернулся из космоса не один.

1. «Спутник» вошёл в программу международного кинофестиваля «Трайбека»

У «Спутника» есть сюжет с интересной загадкой, крутые спецэффекты и не менее примечательная актёрская работа. Он задумывался как фильм для большого экрана с прокатом не только в России. Мировая премьера «Спутника» должна была состояться 15 апреля на кинофестивале «Трайбека» в Нью‑Йорке. Но планы нарушила пандемия. Массовые показы отменили, фестиваль перенесли в онлайн. Члены жюри «Трайбека» посмотрели фильмы, заявленные в программе, и раздали награды. «Спутник» в число призёров фестиваля, увы, не попал.

2. Из‑за пандемии российскую премьеру «Спутника» перенесли всего на неделю

Кадр из фильма «Спутник»

Показать «Спутник» в России должны были всего на день позже — 16 апреля. А если брать в расчёт разницу часовых поясов, то и вовсе в тот же день. Но этого не случилось, всё по той же причине.

Создатели решили не откладывать премьеру триллера до осени‑зимы или следующего года, а просто перенесли её в онлайн. Дату сдвинули лишь на неделю: фильм выложили на ivi 23 апреля.

Посмотреть «Спутник» на ivi можно по стандартной подписке. Она стоит всего 399 рублей в месяц: как один, максимум два билета в кино.

3. Это первый полнометражный фильм Егора Абраменко

Режиссёр «Спутника» Егор Абраменко, хоть и впервые взялся за полнометражный фильм, в индустрии кино- и видеопроизводства уже не новичок. Он окончил режиссёрский факультет ВГИКа, 10 лет снимал рекламу для многих известных брендов, в том числе МТС, «Яндекса» и «МегаФона». Делал клипы для известных музыкантов: Тимати, групп «Мумий Тролль» и «Каста».

Художественное кино в творческой биографии Егора тоже есть. Дебютный короткометражный фильм Абраменко «Коллекционер», вышедший в 2007 году, попал в программу фестиваля Canadian Short Film Festival и получил призы на Международном фестивале ВГИКа.

Ещё один короткий метр — «Полароид лав», представленный на год позже, — также стал лауреатом фестиваля ВГИКа, смотров Nevidannoe Kino и «Послание к человеку». Затем вышли документальный фильм «Полк идёт» и ещё один короткий метр «Капсула». Последняя на сегодняшний день короткометражка Абраменко — «Пассажир» — стала поворотным фильмом в его творческой биографии.

4. В основу сценария легла короткометражка «Пассажир»

Идея снять фильм об инопланетянине, тайно прилетевшем на Землю, и о людях, которые пытаются с ним бороться в замкнутом пространстве, появилась у Абраменко около пяти лет назад. С предложением сделать «русского „Чужого“» режиссёр пришёл к продюсеру Илье Стюарту. Тот идею одобрил.

Абраменко не хотел браться сразу за полный метр: ему было важно проверить на реальной аудитории, насколько интересны история и концепция. Так в 2017 году появился короткометражный фильм «Пассажир».

Главный герой картины — космонавт, который после аварийной посадки оказывается в тайге на целых 36 часов. После этого вокруг него начинают исчезать люди, и он решает изолировать себя в собственной квартире. «Пассажир» — камерный фильм: в нём один актёр — Артур Смольянинов и всего одна локация — квартира.

«Пассажир» вошёл в программу фестиваля «Кинотавр», где его отлично приняли зрители и критики. После этого Абраменко понял, что готов к полнометражной работе.

5. Действие фильма разворачивается в СССР

Время событий в «Спутнике» — 1983 год. К созданию атмосферы СССР команда фильма подошла серьёзно. Долго искали съёмочную площадку, рассматривали многие советские здания в Санкт‑Петербурге и Москве. В итоге остановились на Институте биоорганической химии РАН, основанном в 1959 году. Там сохранились советская отделка пола и стен, мебель, ковровое покрытие. Даже камеры видеонаблюдения родом из восьмидесятых.

С декорациями для лаборатории помог коллекционер советской электронной техники. Интерьеры тщательно продумывались художником‑постановщиком Марией Славиной и оператором‑постановщиком Максимом Жуковым. Они пересмотрели множество советских фильмов тех времён, чтобы максимально достоверно передать атмосферу восьмидесятых.

Так же трепетно создатели отнеслись к интерьеру и экстерьеру космического корабля, хоть он и находится в кадре всего минут 10.

Важный элемент в «Спутнике» — костюмы. Некоторые из них были исторически точными, например скафандры космонавтов — это копии аварийно‑спасательных скафандров «Сокол‑КВ2» из кораблей «Союз». Остальные костюмы вымышленные — например, военная форма была придумана с нуля по задаче художника по костюмам Ульяны Полянской.

Нереальные элементы добавили в фильм специально, чтобы показать: хоть действие картины и происходит в прошлом, она не историческая.

6. Фильм вдохновлён «Чужим», но не копирует его

То, что кинолента Абраменко вдохновлена культовым «Чужим» Ридли Скотта, видно невооружённым глазом. Создатели этого и не скрывают.

Важно то, что «Спутник» не калька с «Чужого». Фильмы похожи лишь двумя вещами: в них есть инопланетянин, поселившийся внутри человека, а главный персонаж — сильная, волевая женщина. В остальном картины разные. Главное отличие между ними — основной конфликт. Абраменко не хотел создавать историю «человек против космоса» или «человек против другого вида». Режиссёр задумал показать конфликт внутренний: «человек против самого себя». Создатели фильма говорят, что в этом смысле «Спутник» логичнее сравнивать с «Островом проклятых» Мартина Скорсезе.

7. Образ инопланетянина создавался крутыми аниматорами

Инопланетянин в «Спутнике» похож на большую ящерицу с длинными конечностями и хвостом, маленькой мордочкой с чёрными круглыми глазами и капюшоном, как у кобры. Внешне выглядит вполне безобидным и даже милым. Но пусть образ не сбивает вас с толку: инопланетян способен убить человека за считаные минуты.

Образ «русского ксеноморфа» создавала компания Main Road Post. Она попала в топ‑100 самых влиятельных анимационных студий всех времён. В прошлом её специалисты работали над спецэффектами к «Притяжению», «Вторжению», «Сталинграду».

8. Главные роли в фильме исполнили Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров и Фёдор Бондарчук

Именитых актёров продюсеры искали целенаправленно: такой масштабный фильм нуждался в звёздах, чтобы максимально раскрыть историю и привлечь зрителей.

В «Спутнике» три ключевых персонажа. Первый — космонавт Константин Вешняков. Герой Советского Союза, который в жизни не всегда поступает героически. Он вернулся из полёта в космос и сразу попал в лабораторию. Почему его там держат, космонавт не знает.

Пригласить на эту роль Петра Фёдорова продюсеры решили практически сразу. Актёр сначала сомневался, но всё же согласился.

Пётр Фёдоров

исполнитель роли Константина Вешнякова

Было интересно в этой сложной конструкции, где Вешняков заперт в замкнутом пространстве и в самом себе, двигаться к его человеческой сути: понять его проблемы, его душевный и ментальный дискомфорт, услышать его внутренний диалог с самим собой.

Второй ключевой персонаж — нейрофизиолог Татьяна Климова. Сильная духом женщина с непростой судьбой и любовью к своему делу. Она не боится идти на риск и применять экспериментальные методы. Её вызывают в лабораторию, чтобы помочь выяснить, что происходит с космонавтом Вешняковым.

Найти актрису на эту роль, по словам продюсеров, было непросто, но не потому, что претендентов не было. Напротив, кандидаток было множество. В итоге создатели остановились на Оксане Акиньшиной. Актриса уже на кастинге смогла прочувствовать и показать сложный и неоднозначный характер Климовой.

Оксана Акиньшина

исполнительница роли Татьяны Климовой

Татьяна очень закрытая, всегда сама по себе. Она прежде всего учёный, врач, и поэтому достаточно суха с точки зрения выражения эмоций. Но по ходу развития сюжета она меняется.

Чтобы сыграть в фильме, Акиньшина выучила несколько фраз на латыни и научилась водить УАЗ, хотя в жизни водит машину‑автомат.

Третий важный персонаж «Спутника» — полковник Семирадов, он же глава лаборатории, в которой содержат Вешнякова. Безэмоциональный, строгий, с принципами. Играет этого персонажа Фёдор Бондарчук, он также продюсер «Спутника». Сам исполнитель говорит, что его роль — подарок для актёра, потому что там есть что играть.

Фёдор Бондарчук — полковник Семирадов

Семирадов не плакатный злодей, у него есть оправдание его достаточно жестоким, негуманным поступкам.

9. «Спутник» показал лучший старт на ivi за год

Кадр из фильма «Спутник»

В ivi проанализировали все фильмы в подписке, вышедшие с апреля 2019 по апрель 2020 года, и проверили, сколько зрителей посмотрели каждый из них за первые пять дней после релиза.

«Спутник» в пять раз обошёл по просмотрам «Короля Льва» и «Аладдина», в три раза — «Марафон желаний», в 10 раз — «Джона Уика — 3». Также российский sci‑fi оставил позади киноленты «Мстители: Финал», «Аквамен» и «Звёздные войны: Последние джедаи».

Посмотреть «Спутник», «Мстителей», «Звёздные войны» и другие хиты можно по подписке ivi. В каталог онлайн‑кинотеатра входят новинки проката, классика мирового кино и сериалы — коллекция пополняется ежедневно. А ещё на ivi можно смотреть телеканалы онлайн.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Andrei Tsarev
26.06.20 04:50
А я вот только посмотрел Федин " Вторжение 2 ". И... мне понравился фильм. И не просто понравился, а очень. Реально отличный фильм.А смотреть Федины фильмы, заранее минусуя, не надо. Смотрите Голливуд и плачьте от умиления.
Voll DEmARR
28.06.20 11:52
Редкая хрень. Абсолютно не возможная в условиях СССР. Какая-то чушь в смысле организации процесса и секретности исследований. Понятно, чтот это сказка, но все таки хоть толика достоверности должна присутствовать.
Сергей Сергеев
30.06.20 14:50
Фильм не стоящий внимания. Такое впечатление, что его снимали по шаблонам западных, а точнее американских фильмов, где все русские это Иваны и они любят водку и у всех есть свой медведь с балалайкой.
Olga Birzgale
01.07.20 13:42
... почитав все комментарии, ну не смогла не оставить свой отзыв. Фильм весьма порадовал,понравился и советую к просмотру!!! Да, не Голливуд. Ну и что??? Нет взрывов, бахов, больших рисованных эффектов и супер мачо на весь экран??? А никто не устал от этих клише??? Русские снимают не для экшена, а для понимания, вдумчивости, для "просто подумать". В фильме много аллегорий, много раздумий самих персонажей, мотивация поведения и поступков прослеживается не сразу, но они там есть и их полно. Причем, именно потому, что не Голливуд, и чтобы не "Чужой"- всё сделано в советское время. И это уже другая трактовка, другой взгляд, "не клише". Да, есть некоторые моменты, которые немного странные, недоработанные (побег под камерами-их не могли не заметить!!!", Но! Их могли специально отпустить и наблюдать). Концовка: да, ожидалась супер битва, но, опять-таки, зачем?! Финал и так был понятным в тех условиях и обстоятельствах. И на такое ещё надо решиться самому герою! В общем, если все фильмы смотреть как боевик из-за бугра- тогда вообще не стоит что-либо "местное" смотреть, тем более комментарии писать. Надо смотреть глубже, а это в наше время не всем дано....
Читать все комментарии