Творческие секреты Стэнли Кубрика

Стэнли Кубрик - один из величайших режиссеров ХХ столетия. Из этой статьи вы узнаете некоторые особенности его творческого мировоззрения. Советы пригодятся не только начинающим кинематографистам, но и всем лайфхакерам.

Вы можете стать такими же великими кинорежиссерами, как и я, если только будете изо всех сил противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и останетесь самими собой.
Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик — один из лучших режиссеров ХХ века. Он умер 7 марта 1999 года. Но после смерти его имя появлялось в титрах по крайней мере 17 фильмов. Как такое возможно? Просто кинематографический талант Кубрика пользовался таким пиететом, что многие захотели выразить свое уважение в документальном кино.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

За свою творческую жизнь Кубрик снял такие шедевры, как «Тропы славы», «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (этот фильм получил «Оскар»), «Барри Линдон», «Цельнометаллическая оболочка», «2001 год: Космическая одиссея» (тоже «Оскар»), «С широко закрытыми глазами» и другие.

По словам современников, он умел, не жертвуя смыслом и художественной формой, создавать успешные коммерческие продукты. Ниже — некоторые творческие секреты великого Стэнли Кубрика.

Смотреть как можно больше кино

Я стараюсь смотреть все выходящие фильмы. У меня есть кинопроектор: картины, копии которых удается раздобыть, смотрю дома, если нет — иду в кино. Но в любом случае я стараюсь смотреть все.
Многие режиссеры сетуют: у них настолько плотный график, что смотреть чужое кино просто нет времени. В итоге складывается парадоксальная ситуация: они отстраняются от искусства, которым одержимы.

Нужно не отставать от того, что делают другие. Анализировать работу конкурентов, быть частью сообщества и стремиться к совершенству. Хотя, безусловно, не стоит забывать, что главная задача режиссера все-таки снимать, а не смотреть кино.

Взглянуть в глаза своему страху

Принимая премию D.W.Griffith, Кубрик в благодарственной речи процитировал Стивена Спилберга, заявив, что самое сложное в его профессии — «выйти из машины». Это значит, что, чтобы снять фильм, нужно сначала решиться на это. Это трудно. Нужно покинуть зону комфорта — «выйти из машины».

После Кубрик говорил:

Тот, кто хоть раз имел честь ставить фильм, знает, что иногда это сравнимо с попытками написать «Войну и мир», сидя на крутящейся карусели, однако с удовольствием от получившегося результата могут сравниться немногие вещи в этой жизни.

Снять можно все

Если это может быть написано, это может быть снято.

Между различными видами искусства не существует границ. В основе большинства фильмов Стэнли Кубрика  литературные произведения. При этом режиссер отмечал, что все великие книги объединяет одна особенность  их трудно, а порой невозможно, переложить на пленку.

Это очевидно, но может забываться в процессе работы: в кино нет никаких ограничений. Хотите снять летающего человека или медведя, с любопытством вставшего на колени перед человеком? Возможно все.

Всего три вещи

Когда я снимал свой первый фильм, мне больше всего помогло то, что в начале 1950-х годов люди считали это чем-то невероятным. Они думали, что невозможно просто пойти и снять фильм. Но все ужасно просто. Все, что нужно, чтобы снимать кино, — камера, пленка и немного фантазии.

Когда Стэнли было 13, отец купил ему фотокамеру Graflex  юноша страстно увлекся фотографией. Он стал официальным школьным фотографом, а в 1946 году начал подрабатывать в журнале Look, продавая им свои снимки.

Может быть, это звучит смешно, но лучшее, что молодые кинематографисты должны сделать, это схватить камеру, пленку и сделать фильм, какой бы то ни было вообще.

Итак, чтобы творить, вам нужны всего три вещи  камера, пленка (в XXI веке, разумеется, речь идет скорее о цифровой камере) и фантазия.

Создавать смысл

Бессмысленность жизни заставляет человека создавать собственные смыслы. Дети начинают жизнь с незапятнанным чувством удивления, со способностью переживать радости; но по мере взросления осознание смерти и распада начинают посягать на их сознание и ослабляют их жизнерадостность, идеализм и понятие о бессмертии.

Когда ребенок взрослеет, он видит смерть и боль в мире, начинает терять веру в добро. Но если он разумен, силен и удачлив, то может выйти из этих сумерек души. Несмотря на свою осведомленность о бессмысленности жизни, он сможет найти свежий смысл, а с ним — целеустремленность и уверенность. Он не сможет вернуть то чистое чувство удивления, с которым родился, но сможет сформировать нечто гораздо более сильное.

Самый ужасающий факт о Вселенной не в том, что она враждебна, а в том, что она безразлична.

Если мы сможем прийти к согласию со Вселенной, принять вызовы жизни в границах смерти, то существование человека как вида может иметь подлинный смысл. Однако всепоглощающей тьме необходимо противопоставить собственный свет.

Резюме

Стэнли Кубрик  сложный художник с достаточно простой философией. Он снял 13 полнометражных фильмов, в каждом из которых есть идея. Он ставил в тупик и одновременно вдохновлял режиссеров, актеров и других работников киноиндустрии.

Описанные советы касаются кинематографа, но их также можно применить и к жизни. Поглощайте как можно больше информации, бороздите просторы творчества и говорите «Мотор!», даже если вам страшно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Dmitry Sychev
09.06.14 18:15
хорошие цитаты, спасибо
Oleg Bondarenko
09.06.14 20:12
Цитаты не читал;) Кажется, забыли упомянуть Механический апельсин. Интересно, какая идея в Раскрытых глазах? По мне так пустое нагнетание сексуальной тревожности.
Александр Осьминкин
10.06.14 12:46
Ладно, Сэра Кубрика уважаю. А Лайфхак-то в чём? Те же мотивационные советы, как и везде.
Алексей Пономарь
10.06.14 12:55
Ну не знаю, попробуйте перечитать тот пост во время изготовления аналога WD-40 в домашних условиях. Возможно, поможет.