«Анну Болейн» с темнокожей актрисой разнесли зрители. Но сериал не так плох, как кажется

У проекта рейтинг 1,1 на IMDb, однако большинство недовольных за скандалами не заметили саму историю.

На британском канале Channel 5 (в России — на Amediateka) вышел мини‑сериал из трёх эпизодов «Анна Болейн». Проект, который поставила номинантка на шотландскую BAFTA Линси Миллер («Падение в мёртвые воды»), посвящён последним месяцам жизни знаменитой английской королевы с трагической судьбой.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

«Анна Болейн» оказалась в центре скандалов ещё до релиза. Всё дело в том, что на главную роль авторы пригласили темнокожую актрису Джоди Тёрнер‑Смит. Из‑за этого их обвинили в искажении истории.

После выхода проекта он получил крайне низкие оценки от многих зрителей. На момент написания статьи рейтинг сериала на IMDb — 1,1. Это ниже, чем у самых раскритикованных фильмов Уве Болла, которого часто называют худшим режиссёром современности. Как ни удивительно, на «КиноПоиске» оценки чуть выше — примерно 1,7.

Но при этом многие честно пишут, что ругают проект исключительно из‑за выбора актрисы. Показателен комментарий на IMDb, где пользователь критикует шоу, но признаётся, что посмотрел всего несколько минут первой серии. Другие и вовсе его даже не включали. А ведь помимо цвета кожи главной героини в «Анне Болейн» есть сюжет и визуальный ряд. Возможно, стоит обратить внимание и на них?

Драматические фантазии на тему истории

Каждый эпизод сериала начинается с фразы «Основано на правде… и лжи». Этим авторы отчасти снимают с себя ответственность за отступление от реальных фактов. Хотя здесь возникает ощущение, что приём скопировали из «Великой» с Эль Фаннинг. И комедии подобная оговорка шла больше.

Кадр из сериала «Анна Болейн»

Сюжет полностью завязан на личности самой Анны Болейн. Камера почти всегда следует за героиней, акцент делают не столько на событиях, сколько на её ощущениях и реакции. И в виде личной драмы сериал неплохо работает. На королеву буквально одна за другой сваливаются беды: она теряет ребёнка, не может разобраться в отношениях с супругом и тревожится за политическую ситуацию.

И, главное, во всём действии сквозит атмосфера обречённости. Уже во время титров говорят, что героине осталось жить несколько месяцев. А в финале первой серии она прямо произносит: «Теперь меня ничто не спасёт».

Можно сказать, что «Анна Болейн» 2021 года не об истории и английской королеве, а о потерях и ожидании смерти.

И нужно признать, что с проработкой второстепенных героев в сериале большая проблема. Если комедийной «Великой» шло превращение почти всех персонажей в гротескных идиотов, то в драме окружение королевы кажется максимально нелепым. Даже Томас Кромвель выглядит робким и вечно мямлящим рохлей. Хотя в реальности политик был довольно решительным и резким.

Театральность действия

Как и многие другие британские сериалы в историческом антураже, «Анна Болейн» напоминает сценическую постановку, разве что с более широкими визуальными возможностями.

Кадр из сериала «Анна Болейн»

Этим же отчасти объясняется слишком театральная игра Джоди Тёрнер‑Смит. Камера часто крупно показывает её лицо, героиня подолгу молчит. Да ещё и костюмерам явно дали большой простор в разработке нарядов королевы: буквально в каждой сцене мелькает новое необычное платье.

Увы, кроме главной героини запомнить в сериале больше и некого. Даже Марк Стэнли и Барри Уорд в ролях Генриха VIII Тюдора и Кромвеля соответственно чаще кажутся статистами. Хотя в опыте и таланте этих артистов сомневаться не приходится. Остальные же персонажи во многих драматических моментах замирают на месте, как в театре.

Кадр из сериала «Анна Болейн»

Несмотря на простоту постановки, есть удачные визуальные находки. В первом эпизоде покажут жуткое убийство лошади. Вторая серия начинается со сцены, в которой героиня просыпается со слезами на лице. Потом камера меняет ракурс, и зрителю без слов напоминают о причинах её трагедии. Но такие моменты всё-таки исключение. Большая часть сериала снята стандартными крупными и средними планами. А монтаж иногда слишком резко обрывает сцену, перекидывая в другое место действия.

Неоднозначный образ главной героини

Разумеется, тему выбора актрисы на роль королевы обойти невозможно. Сама Джоди Тёрнер‑Смит утверждает, что авторы сериала хотели рассказать историю, завязанную на личностях, исключив вопрос расы. Но вряд ли получится избавиться от мысли, что в подобном ходе есть немалый элемент провокации. Даже большинство промокадров к проекту — это просто статичные изображения Анны Болейн, как будто сюжет и антураж не имеют значения.

Кадр из сериала «Анна Болейн»

Возникает ощущение, что иначе на сериал вообще мало кто обратил бы внимание. Анну Болейн показывали на экранах больше десятка раз, и многие из прошлых образов выглядели интереснее.

С другой стороны, именно огромное количество экранных воплощений отчасти развязывает авторам руки. За более чем вековую историю кино Анну Болейн играли совершенно разные актрисы: американка Натали Портман, немка Хенни Портен, франкоканадка Женевьев Бюжо и всевозможные уроженки Великобритании от Хелены Бонэм Картер до Натали Дормер.

Кадр из сериала «Анна Болейн»

Даже те, кто не видел этих актрис в образе английской королевы, могут поискать видео в интернете и убедиться: они различаются ростом, фигурой, цветом глаз и волос, акцентом и движениями. То есть со внешностью Анны Болейн в кино всегда обходились очень вольно. И это не говоря о костюмах, причёсках и макияже. Так что перемена цвета кожи — лишь ещё одно из десятков несоответствий.

Конечно, глупо отрицать, что такой ход окончательно превращает проект в художественный вымысел. И тогда возникает вопрос: а стоило ли авторам брать реальные прообразы, если они не собирались следовать фактам? Но задать его стоит не только создателям «Анны Болейн», но и режиссёрам многих исторических драм, которые публика принимала гораздо более благосклонно. Новый сериал не слишком‑то от них отличается.

Кадр из сериала «Анна Болейн»

Часто можно услышать мысль, что вряд ли белому актёру позволили бы сыграть темнокожего исторического персонажа. В нашей стране это звучит особенно странно. Ведь все знают и любят великолепного Владимира Высоцкого в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».

Но всё же почти с уверенностью можно сказать, что Джоди Тёрнер‑Смит в образе английской королевы — главный и единственный способ привлечь внимание к сериалу. И он, похоже, сработал. Многие ругают «Анну Болейн», но шоу фигурирует во всех заголовках. А вот уже упомянутое «Падение в мёртвые воды» Линси Миллер почти не заметили.

Если же абстрагироваться от скандалов, то мини‑сериал выглядит средней прямолинейной драмой, уж точно не заслужившей настолько ярой ненависти. Он привлекает проработанной драмой главной героини и депрессивной атмосферой. Но расстраивает плоскими второстепенными персонажами и простыми съёмками. «Анна Болейн» подойдёт для разового просмотра, но наверняка быстро выветрится из головы. Пока о нём не напомнит очередной оскорбившийся.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Анна Болейн»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Dilya
07.10.21 21:41
После прочтения статьи захотелось посмотреть) добавлю в списокЗнаете даже забавно, что многие не посмотрев дольше 5 минут успевают и говном назвать и яйца ущемить из за цвета кожи.Почему нельзя просто плюнуть и адекватно оценить
Алексей Хромов
07.10.21 22:23
Пять минут эт вы загнули. Чаще просто по фото.
Andrew Fantôme
24.04.23 13:18
Очень странная статья. Автор как будто через силу ищет возможность сказать хоть что-то в защиту сериала, но в итоге всё равно сдаётся. Особенно пассаж про Высоцкого. Ведь Арапа Петра Великого тоже на современном Западе снимали, да?
Andrew Fantôme
24.04.23 13:19
Больше всего воротит, когда за "недостаточно негра" предъявляют те, кто ещё вчера оправдывал блеквошинг и слепой кастинг. Сразу видно моральную чистоплотность таких людей.
Читать все комментарии