Какими получились «Игры» — сериал про Олимпиаду-80 с Юрием Стояновым в роли Брежнева

Олимпийского мишку тоже покажут.

3 августа, в разгар Олимпийских игр в Париже, на «Кинопоиске» стартовал масштабный сериал про московскую Олимпиаду-80. Делимся впечатлениями, которые остались после просмотра двух первых эпизодов.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

О чём сериал 

1979 год. В СССР идёт подготовка к XXII Летним Олимпийским играм. Правда, за пять лет успели построить только 44 объекта из 97. Планы не выполняются, бюджет трещит по швам, а расчёты не соответствуют реальности. 

Главе олимпийского оргкомитета Виктору Ходакову (Игорь Костолевский) и его помощнице Ирине Светловой (Мария Карпова) предстоит столкнуться с жёсткой критикой от партийных функционеров. Под вопросом окажется сам факт проведения Олимпиады. 

В это неспокойное время на службу в оргкомитет выходит Игорь Зорин (Григорий Верник) — сын важного номенклатурного работника (Алексей Серебряков). Юноша недавно окончил МГИМО и считает себя диссидентом, а на деле просто не знает, где раскрыть свой потенциал. Тогда отец отправляет его работать под присмотром Ирины. 

Кадр из сериала «Игры»

Сотрудничество не задаётся с первого дня. Ирина горит идеей, а у Игоря запала хватает только на критику. Из-за разногласий парень остаётся не у дел — бегает по кабинетам и разносит папки. От скуки он сближается с ответственным секретарём комитета Виталием Тимошкиным (Вячеслав Чепурченко) — у того на оргкомитет свои планы. 

Параллельно спортсмены тренируются перед соревнованиями, советские власти готовят войска к вводу в Афганистан, а «коллективный Запад» замышляет бойкот Игр.  

Кто делал сериал «Игры» и какова была задумка 

Перед создателями «Игр» стояла масштабная задача — воссоздать портрет эпохи. За реализацию взялась команда «Нулевого пациента»: режиссёр и актёр Евгений Стычкин и продюсер Александра Ремизова. 

Оператор сериала, Михаил Дементьев, успел поработать в разных российских проектах — от «Беспринципных» до «Конца света». На этот раз ему предстояло стилизовать цифровое изображение под плёнку, максимально приблизив его к цветам советской хроники. А ещё — добавить динамики с помощью нарочито подвижной камеры. 

Кадр из сериала «Игры»

Бешеный ритм сериала задаёт и монтаж. Документальные кадры перемежаются с новостными вставками и художественными эпизодами. Камера проникает всюду: не остаются без внимания ни кухни советских обывателей, ни залы партийных заседаний. Так получается иллюзия объёмного повествования, охватывающего жизнь огромной страны. 

Художники-постановщики мастерски создают образ несуществующей эпохи

Многочисленные декораторы, художники по костюмам и постановщики отлично потрудились над своей частью работы — «Стиляги» отдыхают. Остаётся только гадать, откуда герой Верника в те времена брал рубашки и пиджаки, ничуть не уступающие костюму британского репортёра.

Да и шикарным разноцветным костюмам Ирины Светловой, которые она меняет ежедневно, Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» могла бы только позавидовать. 

Кадр из сериала «Игры»

Достоверность вряд ли сильно волновала авторов сериала. Создаётся впечатление, что они скорее хотели нарисовать максимально привлекательный ретрообраз конца застойного периода. Такой страна в брежневский период хотела казаться, но никогда не была. Так и получилась советская вариация американского сериала «Безумцы». 

Кадр из сериала «Игры»

Обилие сюжетных линий мешает связному повествованию

Создатели действительно сделали многое, чтобы показать те времена с разных сторон. С их помощью зрители заглянули за закрытые двери бессмысленных и беспощадных заседаний ЦК, попали в производственный ад насквозь бюрократизированного советского комитета и даже оказались в безымянном афганском ауле на периферии военного конфликта. 

Существенная часть сериала отведена тяжёлым будням будущих чемпионов, где за каждой победой кроется личная трагедия и всегда находится место подвигу. Проблема в том, что все эти линии существуют совершенно автономно друг от друга. 

Кадр из сериала «Игры»

Слишком сильно доминирует основная часть про оргкомитет, а все остальные жёстко задвинуты на задний план и малоинтересны. За исключением линии работы ЦК, за что надо сказать спасибо Юрию Стоянову. 

Стоянов в роли Брежнева — безупречное попадание в образ

Юрий Стоянов — современник Генсека. Однажды он лично виделся с Леонидом Ильичом, причём в неформальной обстановке — на дне рождения его внучки, с которой будущий актёр учился в ГИТИСе. 

Такого домашнего, почти уютного Брежнева и играет Стоянов. Он задаёт подчинённым странные вопросы, отпускает неуместные шутки, основывает политические решения на почти дворовых понятиях. В общем, ведёт себя как растерявший остатки разума самодур. И делает это крайне органично, в стиле реальной исторической фигуры

Кадр из сериала «Игры»

Он играет предводителя и живое воплощение абсурда, который творится в стране. Чтобы сделать одну копию документа, нужно собрать примерно 50 подписей в 30 разных кабинетах. Тунеядцы ловят таких же тунеядцев в кинотеатрах средь бела дня, а чиновники всерьёз планируют отменить Олимпиаду за год до её проведения.

Кадр из сериала «Игры»

Неприкрытая сатира — единственная адекватная интонация, которой требует эта история. Но, кажется, понимает это только Юрий Стоянов.

Другие герои сериала не такие органичные

Остальные актёры «Игр» усердно отыгрывают идеологические разногласия, поддельное диссидентство и политическое горение. Правда, их персонажи получаются картонными и малопривлекательными.

Помощница главы оргкомитета Ирина — очередная женщина-неврастеничка. Видимо, только такой может быть карьеристка на российском экране. При этом важность её деятельности в комитете не для всех очевидна.

Кадр из сериала «Игры»

Верник играет малолетнего надменного мажора, которому всё сходит с рук, — и это скорее современный герой, такого сложно представить в 70-х. Если его задачей было изобразить максимально отталкивающего персонажа с низкой долей харизмы — то он с ней справился. Вероятно, в следующих сериях он изменится в лучшую сторону, но пока его мотивировки непонятны. 

Кадр из сериала «Игры»

Евгений Стычкин в роли иностранного журналиста выглядит пародией на самого себя. Алексей Серебряков выстраивает собственную трагедийную реальность и напускает мрака в любую комнату, где появляется. Игорь Костолевский неплох в образе мрачного и фанатичного руководителя, но его персонажу приходится довольствоваться вторым планом. 

Кадр из сериала «Игры»

Сюжет склоняется в сторону конфликта поколений: на смену застойным и закостенелым старикам-чиновникам приходит молодая гвардия. А вот какой она будет — должен решить сериал. Мелочной и жадной до наживы, как герой Вячеслава Чепурченко, не приспособленной к жизни, как Ирина, или какой-то иной — узнаем в следующих сериях.

Выводы

Сериал вызывает стойкое ощущение, что смотришь несколько не связанных друг с другом произведений. Авторам не удалось сбалансировать многочисленные точки зрения на события и создать стройную летопись Олимпиады-80.

Персонажи вышли плоскими — после двух серий не появилось желания следить за их судьбой. Шедевральные появления Юрия Стоянова слишком редки и вскоре набьют оскомину.

«Игры» стоит смотреть ради колоссальной работы декораторов и художников по костюмам. Им удалось создать открыточный образ СССР конца 70-х — завораживающий ретроэстетикой, но оторванный от реальности.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Игры»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter