17 июня на стриминговом сервисе Netflix вышел исландский сериал «Катла». Он продолжает череду ярких региональных проектов платформы. На Netflix уже есть «Бумажный дом» и «Элита» из Испании, корейское «Королевство», французский «Люпен» и множество других неанглоязычных шоу.
Но больше всего зрители обсуждали невероятно сложную «Тьму» из Германии. История о жителях маленького города, которые перемещаются во времени и пытаются бороться с судьбой, покорил зрителей по всему миру. С тех пор с ней сравнивают буквально каждый новый европейский проект от Netflix с запутанным фантастическим сюжетом и философскими темами.
Но в реальности подобные аналогии можно провести лишь с «Катлой». И это при том, что исландский сериал посвящён совсем другой теме. Он рассказывает не о предопределённости, а о попытках исправить прошлые ошибки. Но его отличает схожая с «Тьмой» меланхоличная атмосфера небольшого европейского города. А заодно почти постапокалиптичный антураж, который заставил Хидео Кодзиму сравнить проект со своей игрой Death Stranding.
Игры с судьбой и временем
Неподалеку от исландского городка Вик начинается извержение вулкана Катла. Большую часть жителей эвакуировали, в округе осталось лишь несколько семей и работают специалисты. Внезапно возле вулкана появляется обнажённая девушка, полностью покрытая пеплом. Как оказывается, она знакома с одним из обитателей Вика. Вот только они встречались 20 лет назад, а девушка совсем не изменилась. После этого в поселение начинают приходить умершие и пропавшие родственники горожан.
Завязка сериала действительно заставляет сравнивать его с «Тьмой»: авторы намекают на игры со временем, и причина аномалий ясна — извержение вулкана. Но очень скоро станет понятно, что «Катла» рассказывает совсем о другом.
Во‑первых, этот сериал намного проще. Здесь всего около десятка героев, которые запоминаются буквально с первого эпизода, и нет головоломной нелинейной структуры. А во‑вторых, исландский проект скорее эмоциональный, чем философский.
«Тьму» можно считать идеальным сериалом о предопределённости судьбы. «Катла» же берёт более очевидную идею: буквально каждый человек после утраты близкого хоть раз мечтал вернуть его. Или думал, как сложилась бы жизнь, если бы он мог поговорить с кем‑то из прошлого. А то и вовсе хотел бы увидеть рядом слегка другую версию жены или сестры. И если «Тьма» утверждала, что судьбу переписать невозможно, то исландский сериал заставляет задуматься: а стоит ли пытаться это делать?
Хотя не стоит думать, что «Катла» состоит только из драмы и размышлений. Здесь есть и фантастическая составляющая, и мистика. А история вулканолога и его жены напоминает традиционный хоррор: в этой линии даже съёмки немного иные. Как раз из сочетания разных стилей и рождается неспешный, но захватывающий сюжет.
Единственная проблема — это короткая попытка объяснить происходящее, которая выглядит слишком притянуто. Раз уж авторы не собирались посвящать этому достаточно времени, возможно, не стоило и браться.
Личные истории и яркие персонажи
Несмотря на непривычные российскому зрителю типажи и имена, все герои «Катлы» очень быстро начинают казаться знакомыми и понятными людьми. И в этом одно из главных достоинств сериала. Такому подходу не приходится удивляться. Ведь создатель шоу Бальтасар Кормакур — мастер проработки драматических персонажей.
Он успел поработать и в англоязычных проектах вроде сериала «Эверест» или фильма «Во власти стихии». Но в данном случае лучше вспомнить авторскую картину «Клятва», где режиссёр сам же сыграл главную роль. Это мрачная история врача, который столкнулся с миром наркоторговли. Тема, кстати, удивительная для Исландии, где невероятно Исландия признана самой мирной и безопасной страной на планете / National Geographic Россия уровень преступности. За полтора часа автор раскрыл не только мир главного героя, но и саму будничную жизнь страны.
В «Катле» порядки Вика могут показаться удивительными и даже фантастическими. Но это очень близко к реальной жизни подобных городков. Здесь свободной машиной может воспользоваться любой желающий, а о серьёзных преступлениях никто даже не слышал, поэтому и расследовать их толком не умеют.
Если снова сравнивать проект с «Тьмой», то он точно так же держится не столько на фантастических поворотах, сколько на человеческих характерах и переживаниях. Разве что здесь большая концентрация странных травмированных героев. Но всё равно в персонажах легко увидеть знакомые типажи. Так, полицейский Гисли ухаживает за смертельно больной женой. Молодая Грима живёт с супругом, но их чувства давно остыли. При этом девушка никак не может простить себе смерть сестры. Дарри тяжело переживает развод. У каждого из героев своя трагедия — очень понятная и человеческая.
Но к традиционному сюжету о принятии горя и утраты Кормакур добавляет вопрос выбора. И здесь уже каждый герой реагирует по‑своему: одни стремятся к новому, другие не решаются выйти из рамок старой жизни, а кто‑то оставляет всё в руках высших сил. И когда история раскроется в полной мере, её уже захочется сравнивать не с «Тьмой», а с «Солярисом». Причём не книжным, а экранным, от Андрея Тарковского.
Знакомство с Исландией и красивые съёмки
При всей необычности северной страны многие иностранные зрители знают о ней лишь пару отдельных фактов и мифов. Поэтому авторы сериала берут в качестве завязки самую популярную тему, связанную с Исландией, — извержение вулкана. Причём реальная Катла регулярно попадает в новости, поскольку её активность напрямую связана со знаменитым Эйяфьядлайёкюдлем. Уже с 2018 года говорят, что вулкан проснулся. То есть антураж сериала в любой момент может стать реальностью.
И даже если отбросить сюжет и фантастическую составляющую, «Катлу» стоит посмотреть ради постапокалиптической атмосферы, которая для жителей Исландии предстаёт суровыми буднями. Масками и респираторами в 2021 году никого не удивить, а вот чёрный пепел, который сыплется с неба вместо снега, ужасные бури и всеобщая эвакуация выглядят пугающе.
Всё это дополняют эстетичными съёмками. Их нельзя назвать вычурными, но буквально каждый кадр работает на атмосферу. Общие планы, а иногда и героев показывают прямо сверху (такой ракурс называют «взгляд бога»). Это позволяет передать необычную красоту природы и напоминает о словах одного из персонажей, что люди на планете выглядят очень маленькими. А на двойственную натуру действующих лиц намекают частые съёмки через стекло или зеркало.
«Катла» ожидаемо для мрачного сюжета об Исландии снята в бледных тонах. Но авторы очень тонко работают с цветовой гаммой. Достаточно понаблюдать, как в жизнь Гримы с определённого момента вплетаются тёплые жёлтые краски. Или насколько инородной выглядит розовая накидка приезжей Гунхильды.
И отличным дополнением к атмосфере служит струнная музыка Хогни Эгилссона. Тягучий звук виолончели сразу заставит вспомнить композиции другой уроженки Исландии — оскароносной Хильдур Гуднадоуттир, писавшей саундтреки к «Чернобылю» и «Джокеру». Хотя в отдельных сценах нарастающий гул снова напомнит всё ту же «Тьму».
Сериал «Катла» — отличный способ приобщиться к не слишком известному кинематографу Исландии, да и вообще взглянуть на жизнь этой страны. Весь сезон длится чуть больше шести часов. Но за это время персонажи начинают казаться старыми знакомыми, поэтому их переживания выглядят правдиво и трогательно.
От проекта не стоит ждать невероятных хитросплетений в стиле «Тьмы». Это просто медленная история о выборе, принятии и попытках исправить прошлое. Хотя наверняка эта тема покажется близкой и знакомой многим зрителям.
- Вместо трёх сюжетных линий — одна. Сериал «Почему женщины убивают» во 2-м сезоне превратился в стильный, но скучный детектив
- «Анну Болейн» с темнокожей актрисой разнесли зрители. Но сериал не так плох, как кажется
- Страшно, но медленно: каким получился сериал «История Лизи» по Стивену Кингу
- Первый эпизод «Локи» с Томом Хиддлстоном кажется скучным. Но всё же он интригует
- 15 главных сериалов лета: «Локи», возвращение «Теда Лассо» и финал «Ходячих мертвецов»