Сериал «Основание» далёк от книг Айзека Азимова. Но снят он невероятно красиво

Фантастику о политике превратили в космическую оперу с драмой и яркими героями.

24 сентября на стриминговом сервисе Apple TV+ стартовал сериал «Основание» от знаменитого сценариста Дэвида С. Гойера (трилогия «Тёмный рыцарь»). Проект снимали по легендарному одноимённому циклу романов Айзека Азимова. Ещё в 1966‑м, когда писатель выпустил три первых тома, ему вручили премию «Хьюго» за лучшую фантастическую серию всех времён. Позже автор создал два продолжения и два приквела к основному сюжету.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Книги Азимова сильно повлияли на развитие литературной фантастики. Но вот на экраны их ни разу не переносили из‑за слишком масштабного сюжета. Проект Apple TV+ лишь подтверждает, что «Основание» в исходном виде попросту невозможно превратить ни в фильм, ни в сериал. Авторы адаптации изменили буквально все составляющие, оставив лишь общую тему. Поэтому, чтобы получить удовольствие от просмотра, лучше вовсе забыть о какой‑либо связи с романами. К счастью, сделать это не слишком трудно.

Знакомые мотивы в новом прочтении

Одарённая девушка Гааль Дорник (начинающая актриса Лу Льобелл) прибывает на планету Трантор — столицу Галактической Империи. Она должна присоединиться к знаменитому учёному Гэри Селдону (Джаред Харрис) в его работе над наукой психоисторией. Новый наставник рассказывает героине, что величайшее государство скоро падёт и цивилизацию ждут тысячелетия хаоса. Но они могут сократить период смутных времён, если создадут глобальный архив знаний — проект «Основание». Император Брат День (Ли Пейс) считает подобные рассуждения ересью, но определённые события меняют его мнение.

В дальнейшем действие перескакивает на годы вперёд и рассказывает о поселенцах на планете Терминус, в частности о Сальвор Хардин (Леа Фергюсон). Герои обнаруживают на новом месте гигантский артефакт, к которому никто не может подойти, и сталкиваются с нападением агрессивных анакреонцев.

Завязка действия, то есть первый из десяти эпизодов, во многом копирует начало книги «Основание». Но очень скоро от оригинала остаются только знакомые имена и локации. Да и то со множеством вольностей. Но авторов сериала трудно винить в том, что они не переносят на экран именно историю из романа. Причин здесь две.

Во‑первых, масштаб событий. Книги Айзека Азимова рассказывают о политических интригах на множестве планет. Это даже не уровень «Дюны», где действие всё-таки завязано на одних и тех же героях. Только первый том «Основания» охватывает пять временных периодов (в общей сложности 155 лет), в нём описаны совершенно разные миры, персонажи и события.

Кадр из сериала «Основание»

Если переносить эту структуру в сериал, то буквально каждые два эпизода придётся менять весь актёрский состав и антураж. В книге Гааль Дорник появлялся лишь ненадолго во вступлении. И даже яркая история Сальвора Хардина занимала всего около четверти первого романа. Кстати, да, в сериале обоих героев сделали женщинами.

Во‑вторых, как ни удивительно, при таком размахе действие показалось бы слишком скучным. Книжное «Основание» больше завязано на политике и философии, чем на фантастике. Герои плетут глобальные интриги, свергают правительства и предотвращают войны. Но чаще это происходит просто в виде диалогов. Вряд ли кто‑то стал бы снимать масштабный сериал про Галактическую Империю, в котором персонажи будут большую часть времени просто сидеть в креслах и беседовать.

Поначалу экранное «Основание» напоминает филлер к главной истории — сюжет о второстепенных персонажах, дополняющий основное действие. Создатели рассказывают о Гааль и Сальвор, но больше времени посвящают их становлению и переживаниям. Азимов о личной жизни героев говорил совсем мало, его интересовало само развитие цивилизации.

Кадр из сериала «Основание»

Из‑за такого подхода перемена пола героев кажется не слишком честным ходом. Если бы сохранился оригинальный сюжет, то это бы не имело никакого значения. А так кажется, что мужчины здесь выполняют исключительно деловые функции, а эмоции позволены только женщинам.

Но дальше буквально с каждой важной сценой становится ясно, что авторы сериала не планируют сохранять даже общее направление действия. Судьбы основных персонажей, их пересечения друг с другом и даже принципы борьбы с врагами отличаются от книжного первоисточника.

Кадр из сериала «Основание»

Поэтому примерно со второй‑третьей серии экранное «Основание» превращается в отдельное произведение, в которое каким‑то образом попали имена и некоторые идеи Азимова.

Эмоциональная фантастическая драма

Если оригинальные книги можно смело относить к научной фантастике, то версию от Apple TV+ хочется назвать космооперой, а то и вовсе фэнтези. Здесь даже о самом проекте «Основание» вспоминают слишком редко. Гораздо больше времени уделено динамике, эмоциям и необычным мирам.

Кадр из сериала «Основание»

Например, немало рассказывают о жизни Императора. Если точнее — Императоров, поскольку у авторов и здесь своё, очень странное, видение истории, завязанное на клонировании и смене власти. Значительная часть этой сюжетной линии посвящена рефлексии и попытке понять своё предназначение. И здесь раскрывается талант Ли Пейса — отличного актёра, обычно мелькающего лишь в небольших сериалах и на вторых ролях в кино.

С частью, посвящённой Сальвор Хардин, дела обстоят хуже. Рассказ о первопоселенцах на новой неизведанной планете выглядит вроде бы интересно, да и сама судьба героини выворачивается очень неожиданным образом. Но вот противостояние с захватчиками с Анакреона получилось слишком стереотипным. Здесь проблема и в мотивации агрессоров, и в их поведении: значительную часть действия они просто стоят на месте.

Кадр из сериала «Основание»

Зато авторы добавляют необычный детективный поворот, связанный с самим Гэри Селдоном. Увы, у Харриса слишком мало экранного времени, а ведь он выглядит идеальным воплощением персонажа. Найдутся даже романтические линии для поклонников мелодрам. Эти части могут показаться надуманными, но прописаны они по всем законам сериальных сюжетов.

При должном успехе первого сезона у «Основания» от Apple TV+ есть шанс стать масштабной сагой. Хотя в будущем авторам наверняка придётся сменить переживания главных героев на более захватывающие события. Ведь пока это слишком медленная история о нескольких героях, ищущих своё место в жизни.

Просто красивый сериал

Отдельное достоинство проекта — впечатляющий видеоряд. Уже по трейлерам было понятно, что создатели вложились в проработку декораций и компьютерной графики. Дэвид С. Гойер , что только на первые два эпизода ушёл больший бюджет, чем закладывали в некоторые его полнометражные фильмы.

Кадр из сериала «Основание»

В первую очередь уделяют много времени красивым пейзажам фантастических планет. Отдельное удовольствие — съёмки воды. Причём авторы не делают обстановку лишь фоном: иногда действие почти замирает, чтобы зритель мог полюбоваться очередным спецэффектом под героический саундтрек. В противовес Азимову, который описывал различные технологии будущего очень скупо (что логично для романа 1940‑х годов), здесь герои используют самые необычные летательные аппараты и голографические панели.

Но больше всего масштаб чувствуется в части, посвящённой Императору. Здесь буквально каждую сцену пытаются показать максимально вычурно: хоть обед, хоть суд над еретиками. А уж на любых взрывах и разрушениях сосредотачиваются даже слишком долго.

Конечно, кому‑то это может показаться попыткой отвлечь внимание от посредственного сюжета или просто затягиванием времени: каждый эпизод длится почти час. Но если бы реализацией проекта занялся условный канал The CW или SyFy с меньшими бюджетами, то и эти достоинства бы потерялись. А так хотя бы можно понаблюдать за фантазией дизайнеров.

Кадр из сериала «Основание»

От телевизионного «Основания» не стоит ждать ни масштабов, ни философии Айзека Азимова. В сериал попали лишь основные идеи и персонажи книг, да и то с существенными изменениями. Но если абстрагироваться от оригинала, проект выглядит красивой, хоть и стандартной фантастикой с яркими героями и неплохой перспективой развития. Правда, пока проект трудно назвать выдающимся. Это просто неплохая история для просмотра за ужином.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Основание»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Pumbaa Warthog
25.09.21 04:55
С автором согласен. Первые две серии – затянутая пафосная отсебятина. Графонистая. Но в наше время и в играх графика – не на первом месте по важности, а в кино – тем более.Троечка с натяжкой.
Sergey Yuryev
17.12.21 03:54
Сериал полная отсебятина с новомодными повесточками. Все ГГ бабы, страшны как сам сериал. Одна красивая баба, и то это Ли Пейс.
juliart
08.07.22 20:06
| изменено
Сколько ни пыталась продраться хотя бы через первую серию - так и не вышло. Скучища полная, картинки кой-где красивые, но много кадров с негрофейсами, да и другими лицами, не соответствующими высокому духу математиков и произведения. В общем, покрашенная картонная коробка вместо реального дворца. Не надо себя насиловать, лучше книжку почитать - вот там не оторваться, так всё интересно переплетено, и сам дух размышлений о времени, математике, судьбах империй и людей очень поучителен.