Как развить креативность с помощью скампера

Эта методика пригодится для поиска идей, доработки существующих и разработки новых продуктов.

Ветас Разносторонний

Основатель творческого инкубатора Creative Happens. Преподаёт креативность в НИУ ВШЭ, ведёт блог «101 метод развития креативности» и Telegram-канал «Креативность 101».

Зачем нужен скампер?

Мы уже рассмотрели два инструмента, которые помогают творчески решать проблемы и находить классные идеи. Это ассоциации и карты эмпатии.

Но есть ещё и такой креативный инструмент, как скампер. Его суть заключается в том, что при рассмотрении задачи вы должны находить идеи, отвечая на вопросы об определённых действиях.

Скампер способен стать вашим помощником, потому что умение задавать вопросы и искать на них ответы — базовый навык любого человека. А вопросы, выстроенные в стройную цепь и использующие набор действий для решения проблемы, дают отличный результат.

Что такое скампер?

Substitute, Combine, Adapt, Modify, Put, Eliminate, Reverse (SCAMPER) — это перечень действий, которые вы должны применить по очереди или в комбинации к своей проблеме, ответить на контрольные вопросы и получить идеи для решения проблемы.

Боб Эберле в 1997 году собрал эти действия в одну группу и придумал скампер, но сделал это на основе более обширного проверочного списка Алекса Осборна.

Эта методика используется для поиска идей, доработки существующих и разработки новых продуктов.

Как работает этот прибор?

Набор действий (модификаций) помогает изучить различные аспекты проблемы, в том числе и малоиспользуемые и имеющие потенциал для развития. Последовательно отвечая на вопросы о применяемом действии, вы получаете неожиданные ответы.

Стандартный набор действий (модификации) такой:

Сокращение Действие Описание
S Substitute Заменить что-то: компоненты, элементы, материалы, людей
C Combine Комбинировать: объединить с другими функциями, элементами
A Adapt Добавить что-то: новые элементы, компоненты, функции
M Modify Модифицировать: изменить размер, форму, цвет, время ответа
P Put Применить для чего-то другого: для другой отрасли или задачи
E Eliminate Удалить: упростить, оставив самую суть
R Reverse Перевернуть: поменять местами, начать с конца

Как использовать скампер для решения творческой задачи?

Всё просто:

  1. Определить проблему и её составные части.
  2. Подготовить таблицу для работы, вписав в колонки элементы вашей проблемы (элементы системы).
  3. Заполнить каждый столбец по очереди, отвечая на контрольные вопросы для выбранного действия.
  4. После заполнения всей таблицы выбрать наиболее интересные идеи.
  5. Реализовать выбранные идеи.

А какие есть альтернативы?

У вас может быть свой собственный скампер. Вы можете определить для себя контрольный список вопросов и прогонять через него все задачи, которые вызывают затруднения.

В скампере иногда вместо Modify («модифицировать») используется Magnify («увеличить»), вместо Eliminate («исключить») — Minify («минимизировать») или Simplify («упростить»), вместо Reverse («перевернуть») — Reorder («поменять местами») или Rearrange («перегруппировать»).

Скампер — гибкий и открытый инструмент, главный принцип которого — отвечать на ключевые вопросы, заставляя себя думать иначе.

Есть очень хороший список вопросов, который я подсмотрел на тренинге Школы игры Вадима Демчог. Я его назвал КВО — контрольные вопросы осознанности:

  • Кто я?
  • Что я делаю?
  • Что важно для меня?

Каждый день я прогоняю себя по этому списку.

Как использовать скампер на практике?

Попробуйте прогнать Лайфхакер через скампер. У вас уйдёт на это 10 минут.

Берём Лайфхакер как систему, которую мы хотим улучшить. Выделяем четыре части. Например, идея, сайт, люди, знания, контент, клуб, лайфхаки, реклама, работа, приложения, соцсети, AliExpress. Можете взять одну часть и разбить на мелкие. Например, контент — тексты, видео, подкасты, игры.

Заполняем таблицу скампера. В каждой клетке записываем 2–3 ответа, больше не надо. Наслаждаемся идеями и выбираем лучшие.

Элемент 1 Элемент 2 Элемент 3 Элемент 4
Комбинировать: какие части можно объединить, что можно добавить, как сделать единым целым, что можно смешать, что должно срастись, как это упаковать
Адаптировать: на что ещё это похоже, есть ли похожее, но с другим контекстом, есть ли в прошлом схожие идеи, что можно скопировать или занять, кому можно подражать, как подстроить или трансформировать
Заменить: что я могу заменить и на что, можно ли заменить другие элементы или правила, можно ли использовать другие ресурсы, какие есть альтернативы
Изменить: что можно изменить, усилить, дополнить, расширить, можно ли играть с размером, формой, цветом, текстурой, звуком или запахом, что будет, если изменить название, могу ли я изменить своё отношение
Применить иначе: для чего это можно применить ещё, как это использовать иначе, как это может использовать ребёнок, старик или человек с ограниченными возможностями, можно ли догадаться, для чего это, если не знать ничего в начале
Удалить: как я могу это упростить, какие части можно удалить, что не нужно, что можно игнорировать, что я недооцениваю, можно ли разделить на несколько частей, как быстро устранить помехи, как докопаться до сути
Поменять местами, развернуть: что будет, если начать с конца или поменять порядок действий, как поменять части местами, чтобы стало лучше, может ли выполнять функцию другой элемент системы, что будет, если поменять позитивное на негативное или случайно перетасовать

Есть ли какие-то полезные ресурсы или книги, которые мне пригодятся?

Конечно:

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter