Как быстрее запоминать информацию и успевать больше с помощью скетчноутинга

У вас получится, даже если в последний раз вы рисовали в детском саду.

Что такое скетчноутинг

Это способ вести заметки, используя не слова, а небольшие картинки‑символы, а также стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, рамки и схематично нарисованные эмодзи. Такие зарисовки можно назвать пиктограммами, скетчами, эскизами — как угодно. Конечно, к ним можно, а порой и нужно добавлять слова, чтобы превратить скетчи в полноценный конспект. Главное, чтобы вы даже спустя время смогли понять, о чём хотели себе напомнить с их помощью или какую мысль пытались зафиксировать.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Основные преимущества скетчноутинга — скорость, наглядность и эмоциональность. Графические заметки часто быстрее вести и проще расшифровать, чем простые записи, сделанные впопыхах и не всегда понятным почерком. Учёные доказали: те, кто не только фиксирует данные, но и рисует при этом, запоминают . А эмоциональные скетчи помогут вам усвоить информацию лучше, чем сухие определения и формулировки.

Такой эффект возможен, если вы хорошо освоите навык быстрого рисования. Талант художника не обязателен: чем проще будут картинки, тем легче вы в них разберётесь.

Как работает скетчноутинг

Представьте, что вы на лекции. Или на совещании, и вам хочется записать главные тезисы, которые обсуждают сотрудники вашего отдела. А может, вы участвуете в мозговом штурме, во время которого нужно фиксировать все идеи, чтобы ни одной не потерять.

Вы слушаете, что говорит лектор или ваш коллега, выделяете основную мысль, а затем — изображаете её схематически, используя простую картинку и пару предложений.

Так вы включаете визуальное и вербальное восприятие, а также зрительную, слуховую и моторную память.

Бывает, что во время лекции студенты часто механически записывают услышанное, а потом с трудом вспоминают, что имел в виду преподаватель. Скетчноутинг же требует осмысленного восприятия информации: вы сначала представляете образ, потом изображаете его в виде картинки. Затем — добавляете слова, цифры, стрелки и знаки.

Ваш скетч помогает зафиксировать образ и на бумаге (или экране планшета), и в памяти. Такой эскиз может напомнить вам не только слова, которые звучали в аудитории, — в вашем воображении всплывёт весь эпизод. Вы можете вспомнить и голос говорившего, и свои эмоции, и даже погоду за окном.

Как освоить скетчноутинг

Вот ещё одно преимущество метода: для зарисовок вам не придётся ничего покупать. У вас наверняка есть чистые листы бумаги, тетрадь или блокнот. Найдётся и ручка — лучше гелевая или линер, но подойдёт и шариковая. Можно взять и простой карандаш, но пообещайте не пользоваться ластиком: это отнимет время, а создавать шедевры вам не нужно.

Если захотите, со временем можете добавить и цветные материалы — карандаши, маркеры, краски. А если вы привыкли делать заметки с помощью планшета и стилуса, пользуйтесь ими.

Составьте свою библиотеку картинок

В ней должны быть схематичные изображения различных предметов, ситуаций и действий. Например, если вы хотите составить расписание на день, может оказаться полезной пиктограмма со смартфоном — это запланированные созвоны. Или изображение гантели — это поход в фитнес‑центр. Шопер с высовывающимся из него багетом — символ того, что нужно заехать за продуктами, а открытая книга — напоминание об онлайн- или офлайн‑курсе.

Помните, что любые картинки можно составить из базовых фигур: линии, точки, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.

Подумайте, как с их помощью изобразить свои пиктограммы. Например, шопер — это прямоугольник и дуга сверху, которая изображает ручки. Если вы хотите заехать в конкретный магазин, можно написать на пакете его название. Смартфон — прямоугольник с иконками в виде кружков или квадратиков. Можно на экране сверху крупно написать время — так вы напомните себе, во сколько у вас созвон или встреча в Zoom.

Необходимость сделать уборку может показать перевёрнутая трапеция с ручкой — ведро. Или швабра — вертикальная толстая линия и прямоугольник. Студент может нарисовать колбу как напоминание о завтрашней лабораторной работе. А учитель — много человечков с усами, бородами и в очках, чтобы не забыть подготовиться к родительскому собранию.

Придумывайте свои простые символы. Это может стать интересным и весёлым занятием. Можно рисовать людей: голова‑круг, короткий отрезок вместо корпуса, руки и ноги в виде чёрточек. Или изобразить лицо с глазами‑точками и ртом‑дугой.

Это учитель у доски. Кадр: Наталия Волосаева / YouTube

Тренируйтесь рисовать и абстрактные понятия. Подумайте, как вы изобразите, например, любовь. Может, для вас это не привычное сердечко, а восходящее солнце. Со временем вы сможете быстро изобразить символ любого явления. Ну а пока пытаетесь представить, с чем у вас ассоциируется та или иная абстракция, узнаете о себе много нового.

Можно рисовать пиктограммы по разделам. Например, придумать свои символы для тем «Электроника», «Покупки на месяц», «Основные понятия термодинамики», «Самые частые возражения клиентов» и не только. Когда составите библиотеку с нужными вам пиктограммами, можно переходить к следующему этапу.

Начните с самых простых конспектов

Для начала можно нарисовать план на день. Попробуйте расположить все пиктограммы на листе вертикально, а рядом в нескольких словах написать пояснения к ним. Например, имя клиента, с которым у вас намечен созвон. Или список покупок в магазине. Срочные дела можно пометить восклицательным знаком. Или даже тремя, если о них никак нельзя забыть.

Если вы собираетесь ввести несколько новых полезных привычек, попробуйте изобразить в виде пиктограмм свои ежедневные действия.

Например, яблоко может напомнить, что вам нужно съесть за день несколько овощей и фруктов, бегущий человечек — что стоит потренироваться, а первые буквы латинского алфавита — что нужно не забыть об английском. Нарисуйте все эти символы на странице ежедневника и тоже расположите вертикально.

Когда дело выполнено, можно обвести соответствующий символ. Или поставить рядом с ним галочку. Если необходимо, добавьте рядом 2–3 поясняющих слова. Например, длину дистанции, которую вы пробежали. Со временем такой дневник поможет вам отслеживать прогресс или увидеть, где нужно приложить больше усилий. Для этого стоит обратить внимание на пиктограммы, которые часто остаются без отметок о выполнении.

Перейдите к более сложным записям

Попробуйте законспектировать онлайн‑урок. Или сделать заметки о прочитанной книге.

Это задание сложнее предыдущего, ведь сначала вам нужно будет сформулировать основные тезисы из нового материала. Для этого нужен навык выделения главного в любом тексте — устном или письменном.

Посмотрите небольшую, но законченную часть урока. Сформулируйте и повторите основные выводы. А потом зарисуйте их с помощью простых пиктограмм, стрелок, облаков с прямой речью, как в комиксах, и эмоциональных рожиц. Добавьте необходимые словесные пояснения, а также формулы и определения. Остановитесь, когда поймёте, что скетч закончен.

Затем возьмите другой лист. Посмотрите следующую часть урока или перейдите ко второму тезису из книги, и так до конца. В финале зарисуйте главные выводы. У вас получится несколько листов — готовая запись урока или книжных тезисов.

Конспект урока по рисованию маркерами. Кадр: Strekoza_sketch / YouTube

Сначала у вас будет уходить много времени на каждый такой конспект. Но потом вы сможете делать заметки гораздо быстрее и постепенно доведёте навык рисования до автоматизма. К тому же вы отлично потренируетесь выделять главное и находить нужные эмоциональные образы. И, может быть, увидите: когда вы рисуете, вам проще запомнить новую информацию, а потом сложнее её забыть.

Попробуйте скетчноутинг в реальных рабочих или учебных задачах

Например, начните со скетчей подготовку к важной презентации. Вот что нужно для этого сделать:

  1. Составьте план сообщения. В предыдущем пункте вы имели дело с готовым уроком или лекцией. Их структуру определял автор, а вы лишь фиксировали. Но теперь автор — именно вы. Поэтому подумайте, в какой последовательности вы будете излагать свои аргументы.
  2. Изобразите каждый пункт плана в виде небольшого скетча. Разместите все рисунки на одном листе.
  3. Соедините скретчи стрелками, добавьте короткие пояснения. Подумайте, что стоит объяснить слушателям, чтобы было понятно, почему от одной картинки вы переходите к другой. Может быть, какие‑то пиктограммы придётся поменять местами. Тогда связь будет видна лучше, а общая картина станет выглядеть логичнее. Если вы рисуете на бумаге, можете вырезать все рисунки, переставлять их и комбинировать. Если на планшете — воспользоваться соответствующей функцией редактора.

В итоге вы получите лист с кратким конспектом вашей презентации. Глядя на него, вы легко сможете вспомнить любую часть сообщения и вряд ли забудете хотя бы один аргумент. А картинки сможете использовать и для слайдов, чтобы образно и эмоционально проиллюстрировать свои мысли.

Рассказ о скетчноутинге языком скетчей. Кадр: Наталия Волосаева / YouTube

Со временем скетчноутинг может стать отличным инструментом, который вы сможете использовать и для саморазвития, и для работы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Лазейка
06.11.23 14:02
👀
Lustful Glance
07.11.23 11:11
Попробуйте так технические конспекты по учить, ничего не получится
Mike
07.11.23 11:37
Почему?
Наталья Небогатова
08.11.23 17:31
В технических конспектах тоже используют разные значки. Но, конечно, легко поймёт такой конспект только его автор.
Читать все комментарии