Почему стоит использовать смайлы не только в личной, но и в деловой переписке

Смайлики помогают передать свои эмоции, смягчить критику и выглядеть в переписке дружелюбным и открытым человеком. Более того, современные исследования доказывают, что смайлики обеспечивают популярность в социальных сетях, помогают запоминать информацию и даже способны сделать человека более счастливым.

Сейчас смайлики стали уже настолько привычным способом выражения эмоций, что без них не обходится практически ни один диалог с друзьями и коллегами.

Что касается деловой переписки, люди стараются избегать смайлов, поскольку это выглядит «несерьёзно». И, может быть, зря. Смайлики помогают человеку казаться более дружелюбным и открытым в онлайн-переписке и даже улучшают реальное настроение.

Однако хорошее настроение — это не всё, на что способны смайлики, и вот семь исследований, которые это доказывают.

1. Смайлы связаны с популярностью в социальных сетях

Анализ более чем 31 миллиона твитов и полумиллиона постов в Facebook* показал, что позитивные смайлики увеличивают популярность людей в социальных сетях.

Руководитель эксперимента Симо Чокнай из компьютерной лаборатории Кембриджа и её коллеги сравнивали пользователей по количеству фолловеров и показателю Klout Score (инструмент, учитывающий целый комплекс параметров для оценки авторитетности в социалках).

Оказалось, что люди, использующие позитивные смайлики, чаще всего имеют высокий показатель Klout Score и достаточно популярны в Twitter.

Позитивные смайлы стали показателем высокого влияния в социальных сетях — как в Twitter, так и в Facebook*.

2. Человек реагирует на смайл как на реальное улыбающееся лицо

Австралийские учёные из Университета Флиндерса в Аделаиде (Flinders Univercity) исследовали восприятие смайликов и выяснили, что, когда человек смотрит на смайлик, активируются те же самые участки мозга, что и когда он видит реальное улыбающееся лицо.

Однако это работает, только если читать смайлик слева направо. То есть, если смайлик напечатан вот так :-), участки мозга активизируются, а если так (-: , то нет.

Доктор Оуэн Чёрчез
Учёный из школы психологии Университета Флиндерса в Аделаиде.

Смайлики стали новой формой языка, которую создало человечество, и, чтобы распознавать этот язык, в мозгу созданы определённые паттерны поведения.

Улыбающееся лицо вовсю используется в маркетинге и СМИ, поскольку это очень эффективный способ воздействия. А раз наш мозг не видит никакой разницы между реальным лицом и смайлами, почему бы не использовать это в своих целях?

Оуэн Чёрчез

Большинство из нас уделяет лицу больше внимания, чем всему остальному. Экспериментально доказано, что люди склонны более ярко и разнообразно реагировать именно на лица, а не на другие категории объектов.

3. Смайлы хорошо подходят даже для бизнес-переписки

Да, до сих пор есть много областей, в которых смайлики неприменимы, однако постепенно они проникают в деловую сферу. Всё больше рабочих email дополняются смайлами, и одно исследование доказывает, что люди совсем не против этого.

Учёные из Сент-Луисского университета, штат Миссури, исследовали, как люди воспринимают смайлы в деловых и личных письмах. Группе участников эксперимента показали два типа писем: личное письмо в кокетливом тоне и запрос на собеседование насчёт работы. В некоторые из этих писем учёные добавили смайлики.

Участникам эксперимента больше нравились отправители, использующие смайлы, вне зависимости от того, деловое это письмо или личное.

Они чувствовали, что отправитель письма более дружелюбен, и, соответственно, он нравился им больше, чем тот, что писал свои письма без смайликов.

То есть смайлики в деловых письмах не смущали участников эксперимента и не снижали уровень доверия к соискателю, отправившему такой позитивный запрос на собеседование. Даже когда в деловом письме появлялось до четырёх смайликов, люди всё ещё хорошо относились к соискателю.

Как правило, в деловых письмах принято использовать сухой безличный тон, чтобы показать свой профессионализм и вызвать доверие у работодателей или клиентов.

Однако после эксперимента учёные сделали вывод, что смайлики делают деловые письма дружественными, эмоциональными и личными, что очень даже нравится людям и не вызывает у них негодования или недоверия к автору письма.

4. Смайлы смягчают критику

Если вы собираетесь ответить человеку критическим замечанием о его работе, смайлы помогут смягчить впечатление от вашего отзыва и не вызвать враждебной ответной реакции.

Исследование китайских учёных доказало, что, получая от начальства критические замечания и отзывы, смягчённые смайликами, сотрудники воспринимают их куда лучше и с большим воодушевлением принимаются за работу, исправляя то, о чём говорилось в письме.

Смайлики снижают уровень негатива в письме и заверяют сотрудника в добрых намерениях отправителя. Так что он с большим энтузиазмом принимается за работу.

5. Смайлы помогают казаться более дружелюбным и компетентным

Если в интернет-переписке вы хотите создать образ умного и открытого для общения человека, помогут те же смайлики.

Доказательством этому могут стать результаты исследования, участники которого чатились с «экспертами в сфере здоровья» и «экспертами в сфере киноиндустрии».

Одни «эксперты» использовали в своём общении смайлики, другие — нет. В результате самыми компетентными и дружелюбными были признаны те, что добавляли позитивные смайлы.

Кроме того, это исследование выявило ещё одну замечательную особенность общения с помощью смайликов: они помогают лучше запоминать прочитанную информацию. Вот что пишет автор исследования: «Похоже, что смайлики увеличивают способности к познанию, поскольку в диалогах с использованием смайлов участники запоминали содержимое чата гораздо лучше».

6. Смайлики делают работу более комфортной

Уже давно известно такое явление, как негативный эффект email. Он заключается в том, что получателю электронного письма оно кажется более негативным, чем это есть на самом деле. То есть отправитель не закладывал в письмо того негативного оттенка, который видит получатель.

Это происходит потому, что, общаясь через email, мы не слышим тон голоса, отражающий реальные эмоции собеседника, а также не можем оценить невербальные признаки.

Чтобы ваши письма не воспринимались негативно, можно устранить этот эффект с помощью смайликов.

В 2013 году учёные Флоридского университета провели следующее исследование: 152 работника читали разные электронные письма, со смайликами или без них, в ходе рабочего процесса.

Пример сообщения:

Я не могу прийти на встречу, которую вы запланировали, потому что в это время встречаюсь с другими сотрудниками. Напишите мне и дайте знать, что я пропущу. 

Или так:

Я не могу прийти на встречу, которую вы запланировали, потому что в это время встречаюсь с другими сотрудниками. Напишите мне и дайте знать, что я пропущу. :-)

Когда участников спросили, что они думают об этих сообщениях, оказалось, что смайлы снижают негативный эффект в деловых письмах: отказ от встречи воспринимался куда менее негативно, когда он был дополнен смайликом.

Смайлы помогают передать тон отправителя, сделать его более дружелюбным и тёплым. Учёные считают, что внедрение смайликов в рабочую переписку поможет удалённым сотрудникам более точно понимать тон писем и снизит количество агрессии и напряжения в рабочей обстановке.

7. Смайлики связаны с удовольствием

Фото: Kenny Louie / Flickr

И последняя причина почаще включать смайлы в свою переписку — удовольствие и ощущение счастья.

Исследование, проведённое ещё в 2008 году, показало, что люди, использующие смайлики, испытывают больше удовольствия, воспринимают информацию более насыщенно и получают от неё больше пользы.

А вы используете смайлики только в личной или в деловой переписке тоже?

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Анастасия Усенко
29.01.15 11:29
Очень жаль, что вы не стали уточнять точку зрения, которая, по вашим словам, мне непонятна. Я, по крайней мере, постаралась объяснить подробно свою позицию, вы не посчитали нужным это сделать, просто обидевшись на мою интерпретацию и уйдя. Удачи и вам. Если вы руководитель, то надеюсь, что ваши подчиненные не слишком расстроены вашим к ним отношением.
Liubov Kosinskaya
29.01.15 11:52
Я не обижалась, просто это мелочь, на рбъяснение которой может уйти час, и не факт, что результат будет достигнут. Ок, раз вы так хотите... Первое - из моего комментария никаким образом не следовало, что вежливость не нужна. Я писала о том, что вежливость заключается не в извинениях. Второе - в приведённой в статье фразе никакой грубости я не нахожу. Расшаркивиния и заискивания в ней нет, да. Унижений и оскорблений так же. Добавить дополнительных слов для смягчения можно, но не обязательно - смайлик эту же работу выполняет достаточно хорошо. Что касается этого: "Руководитель - это должность и специалист - тоже должность. В некоторых отраслях специалист важнее, где-то важнее руководитель. Один человек лучше справляется с управлением, другой талантливый в своей отрасли, и нельзя сказать, что...." И да и нет. Попробуйте "руководитель и подчиненный" заменить на "мальчик и девочка". Возможно тогда вы лучше увидите несоответствие . Я искренне считаю, что это объяснить невозможно. Есть вещи, которые человек способен понять только сам. Или не способен. Надеюсь аналогия поможет. Ключ в том, что не надо во всём видеть унижение или самовозвышение, мир многообразен, кошка не хуже и не лучше собаки, это просто другое животное. Социальная лестница есть и отрицать её глупо. Её признание и наличие никаким образом не делает руководителя хорошим, а подчинённого плохим. Я пишу о том, что они РАЗНЫЕ. И условия у них разные. И дело не в названиях должностей, а в реалиях деятельности, степени ответственности, и многом другом. Социально они так же не равны. Когда один человек передвигается на личном самолёте, а другой на метро, и иного позволить себе не может, какое тут равенство? И ещё миллион аспектов. И вновь подчёркиваю - "разница" не равно "лучше-хуже". Что касается меня, мне доводилось быть и руководителем, и подчинённым, и стоять вне социальной активности. Могу точно сказать, что в лице руководителя общение со смайликами и чуть более неформатно, чем предполагает субординация, всегда воспринималось подчинёнными с существенно большим энтузиазмом к работе и симпатией ко мне. В качестве подчинённого же смайлики не раз помогали смягчить сложную ситуацию или прийти к компромиссу быстро и просто. "Последнее, кстати, по стилю уже не будет считаться деловой перепиской, так как деловая переписка не предполагает эмоциональную окраску текста. " Это иллюзия. Человек существо эмоциональное и в конечном счёте любое общение отталкивается от взаимной симпатии или антипатии. Поинтересуйтесь у любого крупного бизнесмена, станет ли он начинать новый проект, который может быть потенциально весьма выгоден, с человеком, который ему лично не очень приятен. 98% дадут ответ нет. Посему любая переписка основывается в том числе и на эмоциях, и как раз там, где текстом эмоцию показывать не положено, показать её смайликом может быть более, чем уместно.
Анастасия Усенко
29.01.15 13:07
Спасибо за развернутый ответ. Мне действительно стало немного лучше понятно. Теперь постараюсь обосновать свою позицию. Согласна с тем, что вежливость не в извинениях. Я предложила вариант со словами вежливости как альтернативу. Не везде смайлики уместны, а смягчить свою фразу лишним словом не так уж и сложно, посыл был в чем-то такой. Это не обязательно извинение, может просто формулировка отличаться. Мне показалась грубой фраза, вам - нет. Это означает, что разные люди могут воспринять сухой текст по-разному, соответственно, такие формулировки нужно использовать с осторожностью, т.е. только там, где автор знает, что его поймут правильно. Смайлики смягчают, но они тоже не всем нравятся. Это видно по комментарию девушки, находящемуся выше моего первого. Нейтральная вежливость - это проверенная классика, если речь идет об общении с незнакомыми людьми. Если со знакомыми - то общение просто не нуждается в рекомендациях лайфхакера. Если говорить про "руководитель-подчиненный", то я согласна, что это в корне два разных понятия. Мы только оцениваем это по-разному. В моем понимании есть вертикальный рост и есть горизонтальный. Вертикальный - это иерархия, горизонтальный - уровень компетентности. Мера ответственности - показатель качества для вертикали, уровень профессионализма - для горизонтали. Разговаривая о разных векторах, мы с вами пытаемся сравнить круглое с зеленым, и поэтому не находим взаимопонимания. Ведь реальная ситуация где-то на графике, построенном между этих векторов. Если брать примеры про разное материальное положение, то, когда я была фрилансером, некоторые мои заказчики-ИП имели меньший месячный доход, чем у меня. То есть по денежным меркам они не были выше, хотя в конкретном взаимодействии выступали в роли руководителя. И я как раз неправильно поняла на тему "лучше-хуже", Мне показалось, что сказав, что руководитель не нуждается в извинениях, вы подчеркиваете именно то, что он лучше подчиненного, и спорила я именно с этим. Теперь я вижу, что это не так. И последнее, по поводу стиля переписки. Я не спорю, что два человека,обсуждающих бизнес, могут использовать в своей переписке эмоциональную окраску. Просто стиль их письма будет не деловой перепиской, а уже гибридом делового стиля с, допустим, эпистолярным жанром. Эмоции могут помогать, и чаще всего помогают, но они же могут стать причиной конфликта. Они же, при неправильной оценке эмоции, могут вызывать неправильное понимание сказанного. Поэтому "чистый" деловой стиль все-таки их исключает. Например, вы не увидите в ТК РФ фразы: "Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка ;-)". Думаю, что можно сравнить это с деловым стилем одежды. Где-то он обязателен, где-то можно (а порой и нужно) прийти на работу в джинсах. Смайлики - это те же джинсы. Где-то крайне полезны, а где-то мешают. Все должно зависеть от обстоятельств. ps Простите за занудство, затыкаюсь
Liubov Kosinskaya
29.01.15 13:48
Ну хорошо, пришли к согласию :)
Читать все комментарии