Как помочь ребёнку стать учёным: 6 советов для родителей
1. Объясните, как найти подходящее направление
Выдвигать гипотезы, устраивать опыты в лабораториях, изучать научные труды и писать свои — задачи у учёных бывают разными. Конкретный перечень зависит от профиля работы. Например, морской геолог периодически живёт на корабле, изучая дно моря, а специалист по компьютерным наукам буквально не отходит от монитора. А ещё в каждой профессии есть специализации. Допустим, биологи в зависимости от выбранной научной области могут исследовать как человека, так и животных или растения.
Чтобы найти себя в науке, стоит изучить особенности разных направлений и выбрать, к чему лежит душа. В этом поможет оценка интересов и просмотр интервью с практикующими экспертами — профессорами и докторами наук. Если есть возможность, ребёнку также стоит пообщаться с учёными напрямую, чтобы узнать, с какими задачами они сталкиваются и как проходит типичный рабочий день. Встретить практикующих специалистов можно на фестивалях науки и днях открытых дверей в научно‑исследовательских институтах.
2. Подскажите, где получить профильные знания
Выбирайте класс или школу с упором на конкретную науку — допустим, с физико‑математическим или химико‑биологическим уклоном. Так учёба станет интереснее и полезнее: по предметам, которые нужны на ЕГЭ, дадут больше информации, а значит, будет выше шанс успешно сдать экзамены и поступить в вуз. Задуматься о переводе в профильный класс лучше заранее, чтобы узнать, что для этого потребуется, и успеть подготовиться к ОГЭ — набранные баллы тоже учитываются при поступлении.
Если тематических классов в школе нет или попасть в них не получилось, узнайте о других способах сильнее погрузиться в предмет — например, поищите кружки или факультативы. Не стоит ограничиваться собственной школой — посмотрите, что предлагают все образовательные учреждения города. Онлайн‑курсы — тоже неплохой вариант. Такие занятия позволяют учиться не выходя из дома, но требуют большой мотивации и концентрации.
Максимально приблизиться к науке уже в старших классах помогают специализированные учебные научные центры (СУНЦ). Это как профильные школы, только ещё круче. Такие учебные заведения создаются на базе крупных вузов при поддержке национального проекта «Наука и университеты». Центры есть при МГУ, СПбГУ, УрФУ и других вузах. Обучение там бесплатное, занятия ведут профессора университетов, а школьники могут участвовать в научных исследованиях и проводить эксперименты и опыты. В СУНЦ принимают школьников, проявивших себя в одном или нескольких научных направлениях, в том числе призёров федеральных олимпиад и других соревнований.
Например, можно принять участие в конкурсе «Наука. Территория героев» от национального проекта «Наука и университеты». Его победители проходят стажировки в ведущих вузах и научно‑образовательных центрах мирового уровня (НОЦ). Прямо сейчас призёры третьего сезона погружаются в науку в НОЦ Перми, Самары и Кузбасса, а новый конкурс стартует уже осенью. Кроме того, школьники по всей стране могут заниматься наукой на практике и бесплатно осваивать самые перспективные направления в центрах дополнительного образования. Это «Кванториумы», «IT‑Кубы», «Дома научной коллаборации» при вузах, «Точки роста» в школах малых городов и сёл. Найти ближайший к вам центр можно на интерактивной карте.
3. Поощряйте участие в олимпиадах, форумах и конкурсах
Главный плюс таких мероприятий — возможность ещё во время учёбы в школе глубже познакомиться с любимым направлением в науке, а также прокачать творческое мышление и навыки решения нестандартных задач. Кстати, побеждать в олимпиадах не обязательно. Грамоты и дипломы, конечно, лишними не будут: они могут принести дополнительные баллы при поступлении в вуз или другие льготы. Но не стоит сводить смысл участия в конкурсах к тому, чтобы набрать максимум очков и решить абсолютно все задачи без единой ошибки.
Олимпиада — это прежде всего опыт. Если ребёнок научится быстро концентрироваться на задачах и спокойно отвечать на вопросы в незнакомой обстановке, то и на ЕГЭ не растеряется. Кроме того, участие в конкурсах тренирует волевые навыки, ведь без упорной подготовки здесь не обойтись. А ещё на мероприятиях можно встретить единомышленников и почувствовать себя частью сообщества, которое объединяет один интерес.
4. Прокачивайте аналитическое и критическое мышление
Учёный постоянно находится в поиске ответов. Поэтому без любопытства и желания докопаться до сути в этой профессии не обойтись. А чтобы эти качества приводили к успешному результату, нужно хорошо уметь анализировать информацию и критически относиться к любым данным — даже к тем, которые приводят в статьях и учебниках.
Начинать тренировать навыки можно уже в школе. Например, объясните ребёнку, что не нужно ограничиваться одним источником, если он ищет информацию для реферата. Вместе проверьте, что пишут на других сайтах, и сопоставьте информацию. Решайте головоломки и логические задачи. Устраивайте семейные дискуссии — обсуждайте книги, фильмы, новости науки и технологий. Старайтесь внимательно слушать друг друга, а потом аргументированно высказывать своё мнение. Помните, что выражения вроде «это и так понятно» или «такое даже младенцы знают» не могут быть доказательством вашей позиции.
5. Учите признавать ошибки
Ещё одно качество, которое необходимо учёному, — любовь к истине. И она должна быть важнее, чем стремление к славе. Выдвинутые гипотезы не всегда подтверждаются опытами и исследованиями, а доказанные прежде закономерности со временем могут опровергаться, — и к этому нужно быть готовым. Важно научить ребёнка спокойно принимать критику и признавать, что он был неправ. Да, промахи могут бить по самооценке, но без неудач не бывает больших успехов — особенно в науке. Благодаря ошибкам даже рождаются некоторые важные открытия. Например, Александр Флеминг однажды забыл ёмкость с образцом стафилококка у открытого окна. Ветром в пробу надуло споры плесени, грибок убил бактерии — так учёный случайно открыл пенициллин.
Ошибки совершают все, но они не должны отбивать желание пробовать что‑то новое. Подумайте вместе с ребёнком, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию. Предположим, он плохо написал контрольную. Но благодаря упорству и трудолюбию в следующий раз сможет улучшить результат. Научите ребёнка анализировать свой опыт и вспоминать, какие промахи он допустил и что помогло их исправить. Объясните, что неудачи — это всего лишь возможность понять, какие знания и навыки стоит прокачать.
6. Выбирайте вуз с возможностями для исследований
Квалификация педагогического состава, процент трудоустройства выпускников, общий рейтинг вуза — важные критерии, которые нужно проверить перед поступлением. Но если ребёнок хочет заниматься наукой, стоит изучить и оснащение университета или института: посмотрите, есть ли в нём лаборатории, на каком оборудовании занимаются студенты, где они проходят практику и с какого курса можно приступать к работе в качестве стажёра. В вузе с крутой исследовательской базой и возможностью проверить теоретические знания в реальных условиях погружаться в профессию будет интереснее и легче.
Кстати, учиться нужно долго. Сперва надо окончить бакалавриат и магистратуру или специалитет, затем пойти в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию, а после можно отправиться ещё и за степенью доктора наук. Но проводить все эти годы, зарывшись в бумагах или сидя в лекториях, не придётся. Параллельно с учёбой можно работать, проводить опыты, вносить свой вклад в науку и делать мир лучше. Например, вовлечённые в прикладные исследования учёные разрабатывают различные механизмы и технологии, лекарства и химические средства, которые упрощают жизнь людей.
Повышение качества высшего образования в стране — это одна из задач национального проекта «Наука и университеты». Так, при его поддержке реализуется программа Минобрнауки России «Приоритет 2030», в которой участвуют 119 вузов в 54 субъектах страны. В университетах применяются современные программы высшего образования, появляются цифровые кафедры и новые лаборатории. Кроме того, к 2030 году будет создано 25 современных кампусов — 17 из них уже отобраны для реализации проекта в регионах. Эта уникальная и комплексная среда для индивидуального и командного развития позволит создать более 61 тысячи мест для подготовки кадров, а также увеличит долю обучающихся, систематически занимающихся наукой.
Ещё одна мера национального проекта «Наука и университеты» — молодёжные лаборатории. Сейчас в России их 740. Там проводят исследования в области медицины, математики, физики, химии, робототехники, экологии и других направлений. Такие лаборатории базируются как в вузах, так и в других научных организациях, а руководить ими могут специалисты в возрасте до 39 лет.