Как нас обманывают с помощью статистики

5 июля «Левада-Центр» опубликовал исследование о том, что 91% россиян негативно относится к людям, прогуливающимся в купальниках. Среди противников бикини и плавок преобладают респонденты в возрасте от 40 до 54 лет. Несмотря на это, некоторые СМИ подали информацию под другим углом, рассказав о том, что все россияне относятся к прогулкам в неглиже отрицательно. Мы решили разобраться, к каким уловкам в статистике можно прибегнуть, чтобы информация казалась более привлекательной.

Зачем опрашивать о загорании топлесс исключительно людей в возрасте от 40 до 54 лет? Возможно, стоит пойти дальше и опросить возрастную категорию старше 80 о том, нужен ли нам интернет? Подав одну и ту же информацию разными способами, можно кардинально изменить то, как её видят остальные. Вот несколько примеров того, как обманывают с помощью статистики.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Использование метрик, которые хороши только на первый взгляд

Пример: 90% всех проданных за последние 20 лет автомобилей всё ещё находятся на дорогах.

Кажется, что это очень хорошая марка, раз машины настолько долговечны. Но подумайте получше. Возможно, эта марка автомобиля была выпущена всего 10 лет назад? Тогда она уже не кажется такой привлекательной.

Более правильный и менее жёлтый заголовок должен был звучать таким образом: «90% всех автомобилей старше 20 лет всё ещё находятся на дорогах».

Заявление об эффективности без сравнения с альтернативами

Пример: это обезболивающее максимально эффективно избавит от головной боли.

Нет смысла говорить об эффективности продукта, не сравнивая его с другими. «Максимально эффективно», «лучше других», «самый качественный» — эти слова должны заставить вас задуматься о том, стоит ли покупать данный продукт. Если вы хотите доказать, что ваше обезболивающее лучшее, нужно сравнить его с другими марками. Иначе это бесполезные слова.

Игра с графиками и диаграммами

Пример:

Конференция Apple

Презентация Apple

На этой конференции Стив Джобс рассказывал о доле iPhone среди всех смартфонов в США. Несмотря на то что iPhone пользуются 19,5% жителей, его доля на диаграмме выглядит больше, чем доля «Другие» (21,2%). Визуально этого можно добиться, придав диаграмме 3D-эффект.

Подача информации без подтверждений

Пример: после легализации марихуаны количество курящих жителей Нидерландов выросло.

Подобные «факты» ничего не стоят без подтверждений. Возможно, сайт, на котором вы это прочитали, просто забыл поставить ссылку на исследование, но в любом случае верить этой информации уже нет смысла.

Точка отсчёта на графике не нулевая

Пример:

Диаграмма поддержки программы Obamacare

График поддержки программы Obamacare

На фото видно, что количество участников программы Obamacare увеличилось на 1 066 000 человек. То есть разница составляет примерно 17%. На диаграмме же разница между колонками практически трёхкратная. Это происходит из-за того, что в качестве точки отсчёта взят не ноль.

Статистика предоставлена заинтересованной стороной

Пример: мы протестировали наш новый шампунь и пришли к выводу, что он эффективнее всех аналогов на рынке.

И напоследок довольно очевидный факт. Если исследование проведено заинтересованной стороной, то верить его результатам нужно с особой осторожностью.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Tsyhun / Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
hrynenkos
22.07.15 07:57
Сюда можно добавить статистику без отсечения граничных значений. Например: в компании работают 5 сотрудников, у директора зп =1 000 000, у 4х оставшихся зп= 250 000 ; в итоге средняя зп на предприятии = 400 000 . .. Представьте какие манипуляции можно делать подобным образом считая данные по стране...... Хотя это ещё ничто по сравнению с тем как считают ВВП стран....
justaz
22.07.15 10:35
800 человек из 134 населенных пунктов - это нерепрезентативный опрос. В России 146 267 288 постоянных жителей, выборка не может быть 800 человек. Для банального исследования по ПФО выборка должна быть не меньше 1200 человек. Помимо этого, информация скорее криво предоставлена в статье Интерфакс, так как при чтении "Среди нетерпимо настроенных к людям в бикини и плавках преобладают респонденты в возрасте 40-54 лет (94%)" подразумевается "94% от числа опрошенных". Опять же, если автор неправильно интерпретировал информацию, то: 1) это не вина автора, а вина людей, которые писали статью по этим данным; 2) получается, что автор верно выделил проблему неоднозначности в предоставлении результатов исследования. Я хочу сказать, что делать вывод о всей статье, основываясь исключительно на одной ошибке, неправильно. Автор вложил смысл в статью, который я увидел, и согласен, что данная проблема имеет место быть. По сути, Вы раскритиковали только первый абзац, при этом другие не затронули. То есть, из всей статьи 10% с ошибкой, а значит ошибочна и вся статья? Это пример неправильной презентации информации.
Андрей Волков
22.07.15 14:52
ну попробуйте сравнить свой товар с аналогами других марок)) если точно укажите эти марки - ФАС, суд, штраф, если размыто - "бесполезные слова". Не зря же торгаши, когда приводят сравнения, мелким шрифтом указывают свои же дешёвые продукты/устаревшие товары.
justaz
22.07.15 17:35
Андрей, то, о чем Вы сейчас говорите касается рекламы, а не исследований. Исследования носят объективный характер и могут быть обнародованы независимой стороной, что часто и делается. Но вот использование в рекламе превосходной степени сравнения нарушит ФЗ "О рекламе".
Читать все комментарии