1. Пиво с комочками
У египтян была своеобразная кухня. Большую часть их рациона составляли хлеб и пиво. А последнее, как известно, тоже хлеб, только жидкий. Впрочем, египетский вариант этого S. LaBorde. Following the Sun: A Practical Guide to Egyptian Religion, Revised Edition можно было назвать жидкостью только с натяжкой.
Его делали из крошёного пшеничного или ячменного недопечённого хлеба и финикового сока, и эту смесь оставляли бродить в запечатанных гипсом кувшинах. Получившееся в итоге «пиво» не только высасывали через трубочку, но и доедали, вычерпывая кашицу со дна. Пили его каждый день — дома, во время работы в поле, да и просто за едой.
Строители пирамид для фараонов официально получали часть гонорара пивом. А в некоторые исторические периоды оно вообще считалось валютой.
Детям, кстати, тоже не запрещали его пробовать. Кушай кашку и расти большим.
2. Ежи на завтрак
Мяса египтяне ели не в пример меньше, чем S. LaBorde. Following the Sun: A Practical Guide to Egyptian Religion, Revised Edition, так как разводить скот без больших пастбищных угодий было нетривиальной задачей. Исследования останков подданных фараона Эхнатона, проведённые антропологами Университета Арканзаса, Study shows life was tough for ancient Egyptians / Reuters, что большинство жителей Древнего Египта страдали клинической нехваткой белка.
Говядинкой могли побаловаться только зажиточные ребята, а свиней и вовсе есть было нельзя.
Это потому что они были священными животными, принадлежащими богу Сету. Так что никакого бекона, Сет накажет.
А вот крокодила, хотя он тоже священный, есть было можно. И бегемотов. А также страусов. Всё это очень вкусно и питательно.
Но главным деликатесом у египтян M. Van De Mieroop. The Eastern Mediterranean in the Age of Ramesses II ежи. Их закатывали в глину, а затем запекали в печке. Потом снимали верхний слой вместе с колючками и ели с финиками и пивом.
3. Чистка зубов перцем и солью
У жителей Древнего Египта всегда были J. F. Nunn. Ancient Egyptian Medicine с зубами, потому что они жили на земле, окружённой пустынями. В их пище было много абразивов: песок с жерновов смешивался с мукой при помоле, частицы камня с посуды попадали в тесто. Поэтому хлеб поскрипывал на зубах.
Естественно, жевание песка не очень хорошо сказывалось на здоровье полости рта.
Ситуация у богатых египтян была ещё хуже, потому что они питались очень сладкой пищей. Всё, что можно, смешивалось с мёдом, заедалось финиками и запивалось гранатовым соком. Считалось, что пища, которая вяжет рот, — деликатес для обеспеченных граждан. Поэтому гнилые зубы были нормой жизни.
Мириться с этим, конечно, египтяне не хотели, поэтому чистили их, как умели. Они даже изобрели зубную пасту, а точнее порошок. Он состоял из измельчённой каменной соли, перца, сушёного цветка ириса и мяты. Всё это размачивалось слюной и втиралось прямо в родимый кариес. Чистить зубы надлежало пальцами или разжёванной веткой.
Один австрийский дантист, доктор Хайнц Нойман, как‑то раз The Oldest Known Recipe For A Toothpaste Comes From Ancient Egypt / Realm of History из академического интереса порошок по египетскому рецепту. И после применения заявил, что «дёсны очень болели и рот кровоточил, но дыхание явно стало свежее и чище».
Если сочетание перца и соли вам не нравится, ничего страшного. Попробуйте другой дошедший до нас вариант — смесь из стёртых в порошок бычьих копыт, пепла, сожжённой яичной скорлупы и пемзы. А потом закиньте в рот леденец из ладана, мирры и корицы, сваренный в меду, — это освежает дыхание.
4. Слабительное три раза в месяц
Вообще в Древнем Египте была очень странная медицина. Много своеобразных рецептов от различных болезней сохранилось в H. Selin. Medicine Across Cultures, найденном египтологом Эдвином Смитом.
Так, по мнению докторов того времени, первопричина большинства проблем со здоровьем была связана с кишечником. Египтян постоянно беспокоили два заболевания этого наиважнейшего органа в человеческом теле.
Запор и диарея. Оба этих недуга надлежало лечить слабительным.
Средство H. Selin. Medicine Across Cultures из касторового масла. Лекари рекомендовали пациентам принимать его трижды в месяц. Зачем так часто? Профилактика. Чтобы организм очищался.
Если с запорами всё понятно, то почему слабительное применяли и при поносе? Видимо, египтяне придерживались принципа подобное лечить подобным. Чем скорее из кишечника всё выйдет, тем скорее диарея закончится — очевидно же!
5. Клизмы из тыквы
Кроме касторового масла, применяли и клизмы. По словам Плиния Старшего, египтяне H. Selin. Medicine Across Cultures их, наблюдая, как священная птица ибис набирала в клюв воды, а затем вставляла себе в задний проход, чтобы промыть кишечник.
Неясно, правда ли ибисы так делают, но египтяне решили, что регулярно впрыскивать воду во внутренности — отличная идея. Согласно их мифологии, клизмы — любимый инструмент бога Тота.
Это была не только медицинская, но и просто гигиеническая процедура. Всё равно что зубы почистить.
Применение клизмы описано в медицинском папирусе Эберса. Клистиры L. N. Magner. A History of Medicine из мочевого пузыря вола, к которому подсоединяли деревянную трубку, или из тыквы. Также использовался особый вид растения, который пускался именно на эти цели, — бутылочная тыква, или лагенария обыкновенная. Взгляните на форму и сами всё поймёте.
Естественно, злоупотребление слабительным, увлечение клизмами и распитие пива на каждодневной основе приводили ко множественным проблемам с кишечником, но египтяне считали, что это норма.
6. Избиения свидетелей на допросах
В Древнем Египте была довольно развитая правоохранительная система. Об этом можно судить по сохранившимся протоколам судебных заседаний тех времён. Но следователи тогда не очень утруждали себя соблюдением всяких там прав человека.
В папирусах R. Steeg. Law in Ancient Egypt, что допросы подозреваемых велись следующим образом: субъекта привязывали к столбу и били по рукам и ногам палками, пока тот не сообщит всё, что следует знать честным исполнителям фараоновой воли. Присутствующий при этом писец делал пометку в протоколе: «был бит двойной палкой» или «был бит розгами». Всё строго фиксировалось, не прикопаешься.
Но самое странное, что законы допускали так наказывать не только преступника, но и свидетелей — просто на всякий случай.
Есть записи о том, как сыновей, рабов и жён подозреваемых, да и тех, кто просто мимо проходил, могли побить, чтобы убедиться, что они не врут.
7. Странные законы
Египтяне не любили тянуть со следствием и допрашивали свидетелей прямо на суде, а не перед ним. Перед выступлением давалась J. A. Wilson. The Oath in Ancient Egypt / Journal of Near Eastern Studies, которая могла различаться в зависимости от времени или пожелания судьи.
Например, одна женщина‑свидетель клялась так: «Если против меня будут улики, я буду наказана сотней ударов». Другой мужчина заявлял: «Если я солгу, все мои слуги и имущество будут отобраны у меня». Бедные батраки же, у которых нечего было конфисковывать, принуждались говорить правду «под страхом увечья».
Если же подозреваемый заявлял, что невиновен, даже после ударов палкой, его освобождали. В одном судебном протоколе R. Steeg. Law in Ancient Egypt мужчина по имени Аменхау, который был допрошен на суде.
Несмотря на розги, он продолжал настаивать: «Я ничего не видел! Всё, что я видел, вы уже услышали из моих уст!»
Аменхау отпустили, но, несмотря на это, рядом с его именем в папирусе оставили пометку «великий преступник». Презумпция невиновности? Не, не слышали.
8. Кошачьи туалеты для людей
Всем известно, что в Древнем Египте любили кошек. Мохнатым покровительствовала богиня Баст, а она шуток не выносила. Перестанет защищать от злых духов и, главное, от мышей, те урожай съедят — и что ты будешь делать? Поэтому о котиках заботились настолько, что даже траур после их смерти устраивали. И сбривали в знак скорби брови.
Однако до туалетов для любимых питомцев египтяне всё-таки, видимо, не додумались. По крайней мере, ничего такого археологи пока не обнаружили.
А вот сами египтяне пользовались гигиеническими устройствами, которые мы бы сейчас сочли кошачьим лотком.
Ящики с W. H. Peck. The Material World of Ancient Egypt и другим, менее приятным содержимым ежедневно опорожнялись, и наполнитель в них менялся на чистый. У богатых людей над ёмкостью устанавливались деревянные или даже каменные A. Lucas, J. Harris. Ancient Egyptian Materials and Industries, бедным приходилось обходиться без них.
А вот до канализации с водой, которая уносила бы отходы, египтяне так и не додумались. Первенство в этом изобретении принадлежит римлянам.
9. Странные парики и шляпы из воска
Многие египтяне, в том числе и женщины, W. H. Peck. The Material World of Ancient Egypt наголо. Причина проста: чтобы не было вшей. Для жрецов и жриц процедура была вообще обязательной, потому что боги требуют не только нравственной, но и физической чистоты.
Но ходить с лысой головой по жаре было не особо приятно — так и до солнечного удара недалеко. Поэтому египтяне носили самые разнообразные H. Kandil. Role of the Hair in Ancient Egypt / lnternational Journal of Tourism and Hospitality Management. Кто победнее — из овчины и растительных волокон, а богатые позволяли себе роскошные накладные шевелюры из натуральных волос.
Изготовление париков было довольно прибыльной профессией, и традиционно ею занимались женщины.
Тем не менее мода на них периодически пропадала, и тогда люди отращивали свои волосы и создавали замысловатые причёски. Например, наматывали локоны на палку, обмазывали илом и ждали, пока засохнет. Потом снимали, стряхивали ил и получали шикарную (возможно) завивку.
Облысение и седые волосы считались трагедией. Но против потери волос в папирусе Эберса W. H. Peck. The Material World of Ancient Egypt верное средство: нужно было растереть гнилую ослиную печень, втереть в голову — и всё должно пройти. От седины отлично помогала краска из крови чёрного телёнка с маслом. Попахивает, правда, но духи из лотоса должны были спасти.
Но самым странным Ancient Egyptian head cone mystery solved by archaeologists / National Geographic египтян были ароматические конусы. Это своеобразные головные уборы из смеси масла, смолы, жира или воска с душистой миррой. Они подтаивали на жаре и источали сильный аромат. Видимо, египтяне надевали их, чтобы продемонстрировать свой статус: их носили приближённые фараона и жрецы.
Особенно такими штуками увлекались женщины, но и мужчины могли по случаю восковой конус нацепить. Ведь это так приятно и красиво, когда по голове течёт воск с маслом.
10. Бои с бегемотами
Эти животные были серьёзной проблемой для жителей Древнего Египта: они разоряли посевы на берегах Нила, I. Stünkel. Hippopotami in Ancient Egypt / Heilbrunn Timeline of Art History рыбацкие лодки и убивали людей, пытавшихся их прогнать.
Разбушевавшийся бегемот — это монстр, рядом с которым всякие крокодилы просто мелочь. И такая зверушка в любой момент могла забрести к вам на участок, потому что они плавали где хотели и никаких заборов против них не построишь.
Неудивительно, что египтяне считали бегемотов символом хаоса и одним из худших воплощений бога зла Сета.
Поэтому W. Decker. Sports and Games of Ancient Egypt на этих животных и их истребление почитались делами сугубо полезными, и этим нередко занимались богатые египтяне. Особенно фараоны, ведь богоподобный царь, собственноручно уничтоживший символ зла, заслуживал обожание своего народа.
У египтян не было оружия, которое могло бы убить бегемота на расстоянии: шкура толстая, лук пробьёт вряд ли, а в глаз попасть не всякому меткости хватит. Поэтому они применяли W. Decker. Sports and Games of Ancient Egypt.
Гиппопотама надлежало развести на агрессию, выкрикивая ему в морду всякие древнеегипетские проклятия и пожелания неприятностей в загробном царстве. А когда он разинет пасть и заревёт в ответ — кинуть оружие прямо туда.
Как вы понимаете, задача была не из лёгких, потому что укус бегемота нёс поистине катастрофические последствия для человеческого организма. И охота заканчивалась благополучно не всегда. Так, G. Verbrugghe, J. Wickersham. Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt Менес умер от ран, нанесённых этим зверем.
Зато если великана всё-таки удавалось завалить, пир получался знатный: мяса и сала у этих созданий много. Фараоны, которые не хотели охотиться на гиппопотамов, ходили на страуса. Но это было далеко не так почётно.