В кино настала эпоха сильных женщин, и вот что с ними не так

Нам показывают супергероинь, но сделать их людьми пока не получается.

7 марта в российский прокат вышла картина «Капитан Марвел» — второй супергеройский фильм за два года с женщиной в главной роли. Лайфхакер разбирается, как сильные женские киноперсонажи вошли в моду и почему перед нами не просто кинокартина, а предвестник больших перемен.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Почему мы говорим о сильных женщинах

2019 год богат на фильмы про сильных женщин: «Две королевы», «Фаворитка», «Алита: боевой ангел» и, наконец, сверхожидаемая «Капитан Марвел». Кажется, создатели кино поняли то, что не так давно усвоили и режиссёры сериалов вроде «Игры престолов» или «Удивительной миссис Мейзел»: истории с женщинами в главных ролях — сильными, интересными, живыми, разными — умеют собирать кассу.

Сильные женщины точечно присутствовали в массовой культуре более или менее всегда. На ум приходят Жанна д’Арк, Джейн Эйр, Алиса в Зазеркалье, Йовин, убившая короля Назгулов, и Кэрри, несущая кровавое возмездие обидчикам.

Сильные женщины в кино, imdb.com

Проблема в том, что таких персонажей единицы. Они — исключения из правил, примеры уникальных женщин. Остальные же сильные героини зачастую выступали помощницами мужчин, даже если многократно превосходили их силой или опытом (Лея и Люк). Были злодейками вроде Снежной королевы и Малефисенты или являлись сексуализированной мужской фантазией о сильной женщине.

В наше, казалось бы, столь прогрессивное время показало, что венчурные инвесторы готовы вкладываться в проект, презентованный женщиной, в 32% случаев. И в 68%, если тот же самый проект «продаёт» мужчина.

Если даже сейчас многие подсознательно считают женщин «от природы» глуп… то есть, простите, неприспособленными к сложным задачам и ведущим ролям, чего ждать от наших прапрапрадедов? И сломать эти стереотипы оказалось сложнее, чем конституцию США.

Как формировались сильные женские типажи в кино

Чтобы фильмы про сильных женщин имели успех, нужен, в общем-то, один ключевой компонент — аудитория, которая захочет смотреть такие картины. И пока женщины жили в финансовой зависимости, считая своей первой (или даже единственной) миссией деторождение и обслуживание семьи, Чудо-женщине было попросту неоткуда взяться.

Чтобы мы с вами сегодня обсуждали феминизм в контексте киновселенной Marvel, понадобилось всего-навсего две мировые войны, когда мужчины уходили на фронт, а женщины вставали за станки. И ещё индустриализация, распространение контрацептивов и две волны феминизма.

До 70-х годов сильные киногероини были либо историческими персонажами («Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман), либо редкими аномалиями, вроде Виктории из немецкого фильма 1931 года «Виктор/Виктория». Она переоделась в мужчину, чтобы работать аналогом современной drag queen в кабаре. Даже сейчас такой сценарий сочли бы смелым.

Виктория в центре на обеих фото, imdb.com

А в самих 70-х у сильной женщины на большом экране была одна проторённая дорожка — стать злодейкой. В фильмах нуар эта тенденция подарила нам образ роковой женщины, которая обманывала или использовала мужчин для собственной выгоды. Её оружием были красота и женская хитрость.

Мэри Астор в «Мальтийском соколе» популяризовала образ опасной штучки, imdb.com

Однако рынок недолго довольствовался одной фам фаталь. И на смену ей приходили всё новые и новые типажи. Вот основные из них.

Красотка с пистолетом

В ответ на желание аудитории поглядеть на сильную женщину в агрессивном, мужском представлении, но всё ещё привлекательную, сценаристы создали красотку с пистолетом. Это шикарная женщина, мечта любого, с оружием в одной руке и тушью для ресниц — в другой. Знаковый ранний пример — Пэм Грир в образе «Фокси Браун» (1974). Она порвала шаблон консервативного мужского общества США 70-х, став первой афроамериканской актрисой, сыгравшей роль сексапильной бандитки.

«С Фокси Браун не шути, её опасней не найти!», imdb.com

Сегодня это образ покажется нам пошлым и низводящим героиню до сексуального объекта, но на тот момент Фокси и подобные героини стали смелым вызовом статус-кво. В 90-е другая, уже белая актриса по имени Пэм продолжила традицию в фильме «Не называй меня малышкой» (1996), а Шарлиз Терон убрала с неё налёт стиля девяностых во «Взрывной блондинке» (2017).

Одежда более стильная, героиня та же, imdb.com

Мать-медведица

Поначалу матери фигурировали в фильмах либо как фон, либо в качестве антагонистов. Хичкок особенно часто использовал фигуру давящей, даже тиранической матери как инструмент сюжета. Другой известной мамой-монстром стала мать Кэрри в одноимённой экранизации Кинга.

Но постепенно сильная мать трансформируется в самостоятельную позитивную фигуру. Она вдохновляет героя и выполняет функции, которые в сказках взяла бы на себя крёстная фея или карающая недругов героя богиня-защитница.

Первой знаковой матерью-медведицей массового кино можно считать Сару Коннор из первого (1984) и особенно второго «Терминатора» (1991). А Молли Уизли в экранизациях «Гарри Поттера» осовременивает этот образ. Правда, сильной её стали считать, только когда она выругалась матом и убила Беллатрису на дуэли. Была ли она такой до этого? Скорее всего, да: другая бы не выдержала Фреда и Джорджа. Но заметил ли это кто-нибудь?

Сару никто не считал матерью-медведицей в первом фильме. А чтобы обрести характер, ей пришлось накачать мышцы и взять дробовик во втором.

Слабая и сильная Сара Коннор. Найдите 10 отличий, imdb.com

Избранная

Дальше — лучше. Реальные королевы и мифологические богини дали толчок развитию типажа избранной — девушки, обладающей даром, особой силой или правом по рождению. Первыми вписанными в канон героинями такого типа стали Жанна д’Арк в исполнении Ингрид Бергман (1948) и Клеопатра (1963), которую сыграла Элизабет Тейлор. По их стопам последовали истребительница вампиров Баффи Саммерс (1992), Лилу из «Пятого элемента» (1997) и Рей из новой трилогии «Звёздных войн».

То, насколько сила этих женщин реальная, а не липовая, разнится от картины к картине: Лилу, например, оказалась просто живым артефактом. Она «создана совершенной», потому что только так (по мнению сценаристов) Корбен Даллас мог влюбиться в неё в финале.

Баффи же, напротив, написана и сыграна Сарой Мишель Геллар вполне живой и несовершенной девчонкой. Она страдает от обычных болей рядовых школьниц: что надеть на выпускной и как понравиться тому опасному, но симпатичному парню постарше.

Баффи, истребительница вампиров, imdb.com

Рей же разочаровала и критиков, и поклонников, став новым воплощением архетипа Мэри Сью — женского персонажа, нереалистичного в своих гипертрофированных достоинствах. Повинуясь современным социальным течениям, продюсеры Lucasfilm твёрдо решили сделать героиню новой трилогии «сильным женским персонажем».

И получилось то, что всегда получается, когда феминизм пихают людям в глотку, — героиня, которая может всё. А это — ненастоящая сила.

Самая умная

Интересный типаж, которому раньше не давали ведущих ролей. Ничего удивительного: в одном , где участников попросили оценить резюме соискателя на должность в научной лаборатории, сочли, что Джон гораздо компетентнее и заслуживает большей зарплаты, чем Дженифер. Хотя при этом разным в их резюме было только имя.

В другом детей , какому полу, по их мнению, принадлежит «очень-очень умный» герой истории. И дети обоих полов дружно склонялись к тому, что герой, скорее всего, мужчина.

Но времена меняются, и smart is the new sexy. А Скалли из «Секретных материалов», Гермиона и Лисбет Саландер хоть и работали бок о бок с героями мужского пола, громко заявили о себе как о самостоятельных личностях. И в итоге стали куда популярнее своих партнёров по фильмам.

Скалли, Гермиона, Лизбет. Знания — сила, imdb.com

Пацанка

Другой новый в массовом кино типаж — пацанка. Ещё 10 лет назад сложно было представить бешеную популярность такой диснеевской принцессы, как Мерида из «Храброй сердцем», рыцарши вроде Бриенны или Арьи Старк из «Игры престолов».

Пацанки мелькали в массовой культуре и раньше. Вспоминается Пеппи Длинныйчулок (1949 год и позднее), Скаут из «Убить пересмешника» (1962) и Джозефина из «Маленьких женщин» (1933 год и позднее). Но ещё никогда этот типаж не был таким популярным, стильным и кассовым.

Пацанки становятся многообразней и визуально: Мерида носит платье и длинные волосы, но это не мешает ей быть сильной и смелой. Эти героини участвуют в популярных романтических линиях, а если нет, то находят искреннее счастье и радость в других вещах, постепенно попирая стереотип «сильная — значит несчастная».

Особняком стоит Эллен Рипли, которая ворвалась на экраны благодаря фильму «Чужой» (1979 год), но окончательно созрела во второй киноленте 1986 года. До сих пор она считается эталоном сильной героини в кино, собрав по чуть-чуть от разных типажей.

Рипли сексапильная, почти как красотка с пистолетом, но не акцентирует на этом внимания и предпочитает удобную одежду, как пацанка. Её мать-медведица просыпается, чтобы спасти девочку Ньют от ксеноморфа, а самой умной она становится, когда отправляет монстра полетать в открытом космосе.

Несмотря на тривиальное происхождение, её можно причислить к кинотипажу относительно новому для мейнстримного кино, но уже обласканному критиками и аудиторией, — эпической героине. А это приводит нас к «Чудо-женщине» 2017 года.

В чём проблема суперженщин

У экранизаций комиксов сложные отношения с женскими персонажами. Так, первая появилась на бумаге в 1940 году, а год спустя во вселенной DC впервые засветилась Чудо-женщина. Но своего фильма ей пришлось ждать больше 70 лет. Для сравнения: первая короткометражка о Супермене вышла в 1944-м.

Предшественницей суперженщин в кино стала незабываемая для миллениалов «Зена — королева воинов» (1995). На пару с лучшей подругой Габриэль она стала феминистской иконой 90-х.

Это любовь, cbr.com

А спустя 22 года, в 2017-м, в прокат вышла «Чудо-женщина» с Галь Гадот, и все посходили с ума. Критики сбивались с ног, заваливая фильм комплиментами. Феминистский Twitter заговорил о новой эре голливудских героинь. Но оправданно ли это?

Население Темискиры выглядит как парад ангелов Victoria’s Secret, боевой шрам среди нации потомственных воинов есть только у Робин Райт, а главная антагонистка — единственная изуродованная женщина на весь фильм.

Пропаганда реалистичных стандартов красоты, Imdb.com

Сама Диана, конечно, подкупает своим характером. Она умиляется младенцу на улице, а через полчаса экранного времени в одиночку пересекает ничью землю. Нет никакого сомнения, что она — достойный образец для подражания.

Но есть одно но: Диана тоже избранная. Она напоминает скорее слепленный сценаристами идеал, чем живого человека. Сила дана ей, амазонке и дочери Ареса, по праву рождения. Помощница Стива Тревора напрямую называет её «самой красивой на свете женщиной». Наивность и вера в людей — результат детства, проведённого в утопии без грамма лишений. А её смелость и доброта — человеческий выбор или супергеройская судьба?

Зато Кэрол Денверс, она же Капитан Марвел, — человек и лётчик ВВС США. Вдруг мы получим новую, блестящую, мейнстримную Эллен Рипли в контексте современного эпоса?

Капитан Марвел, imdb.com

К сожалению, Бри Ларсон попала в распространённую ловушку: «сильная — значит с каменным лицом». Трудно сказать, почему так вышло. Может, дело в напутствиях сценаристов и режиссёров, которые старались отгородиться от эмоциональной Чудо-женщины. Или в собственной интерпретации актрисы. А может в том, что этот фильм пытается вместить сразу три картины — эпический боевик, феминистский манифест и кино о копах-напарниках, — и ни одну не раскрывает полностью.

В итоге Кэрол Денверс получилась деревянной. Даже когда она говорит вроде бы правильные вещи («Я не должна тебе ничего доказывать!»), они выглядят сфабрикованными в угоду социальной повестке, как и наивная доброта Чудо-женщины.

К тому же Капитан может помериться с Суперменом силами. А из персонажа, который умеет летать в космосе и стреляет сгустками смертоносной энергии из рук, трудно сделать простого смертного. Где бы она ни родилась.

Но и хорошие новости есть. Во-первых, во флешбэках — в беседах с помолодевшим на 30 лет Ником Фьюри и общении со старой подругой — Кэрол показывает себя именно той женщиной, которую все так ждали. Весёлой и сентиментальной, но не слабой. Во-вторых, в кои-то веки в фильме нет даже намёка на романтическую линию, и Бекдел- фильм проходит с хорошим запасом. В-третьих, картина таки собирает приличную кассу: уже 260 миллионов долларов в США и 500 — по миру. А значит, новым Marvel-фильмам с женщинами в главной роли быть. И это хорошо.

Вообще, если перестать рассматривать Капитана и Чудо-женщину под лупой в поисках изъянов и взглянуть на ситуацию широко, становится даже странно, что кино про суперженщин выходит настолько хорошим, учитывая, насколько недавно их начали делать.

И может быть, если мы будем чуть терпимее к ошибкам и дадим новому поколению киноделов найти свой ритм, то ещё получим новую Эллен Рипли.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Полина Пирогова
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
No user
29.03.19 12:02
забыли про Китнисс Эвердин из "Голодных игр"!
Мария Верховцева
29.03.19 13:01
Если женщина ведет себя как мужик, она не должна требовать от мужчины, чтобы он вёл себя как мужик. Потому что мужчине не нужен возле себя мужик в женском обличии.
Кот Баюн
29.03.19 17:54
Перечисленных героинь объединяет одно качество - девственность. Если не физическая, то хотя бы душевная. Бри Ларсон никто не сказал об этой хитрости. Она играла обычную бабу (с каменным лицом) и поэтому получилась не убедительной. Феминистки вообще выглядят глупо, когда забывают об этой "маленькой" особенности сильных женщин.
I'm nobody No name
08.06.22 16:55
Всё будет намного хуже,дальше будут геи и лесбиянки.Сериал Озарк тому подтверждение
Читать все комментарии